Выявление взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности в исследуемых группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С целью выявления наличия связи между показателями шкал в нашем исследовании мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. Данный показатель позволяет определить не только наличие или отсутствие достоверной связи между различными статистическими совокупностями, но и характер этой связи, в частности силу и направление связи. На основании результатов диагностики женщин и мужчин руководителей, для определения взаимосвязи между уровнем развития социального интеллекта и самооценкой старшего дошкольника, а так же между личностными факторами принятия решений, характеристиками творческого я руководителей, при помощи программы Statistika, составлена корреляционная матрица [Приложения 6,7]. Далее данные корреляционной матрицы были представлены в графической форме – в форме корреляционных плеяд.

Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи между показателями в группе мужчин - руководителей, представлены на рис. 8, а в группе женщин - руководителей на рис. 9.

Рис.8. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи между изученными показателями в группе мужчин руководителей

 

 

Рис.9. Корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи между изученными показателями в группе женщин  руководителей

 

 

Условные обозначения:

1. Творческий потенциал

2. Вербальная креативность

3. Невербальная креативность

4. Субъективное значение деятельности

5. Профессиональные притязания

6. Чувство успешности в профессиональной деятельности

7. Стремление к совершенству

8. Активная стратегия решения проблем

9. Внутреннее спокойствие и равновесие

Исходя из результатов, отраженных в корреляционной матрице, представим качественный анализ группы мужчин – руководителей.

1. Очевидна достоверная связь между творческим потенциалом мужчины – руководителя и его вербальной и невербальной креативностью. Также нами было установлено наличие достоверной связи между творческим потенциалом и профессиональной активностью по следующим факторам: «субъективное значение деятельности» (rxy = -0,79), на уровне значимости р=0,01; «профессиональные притязания» (rxy = 0,89), на уровне значимости р=0,01; «стремление к совершенству» (rxy = 0,65), на уровне значимости р=0,01. Это позволяет нам говорить о том, что уровень творческого потенциала оказывает непосредственное влияние на самореализацию личности, уровень его притязаний. Следует отметить, что взаимосвязь между субъективным значением деятельности и творческим потенциалом имеет обратную связь. Это значит, что чем выше уровень творческого потенциала мужчин – руководителей, тем ниже и его субъективное значение деятельности.

Также были выявлены достоверная взаимосвязь между творческим потенциалом и психической устойчивостью по показателю внутреннего спокойствия и равновесия (rxy = 0,46), на уровне значимости р=0,01. Это говорит о том, что люди, имеющие более высокий уровень творческого потенциала менее склонны к стрессу и синдрому эмоционального выгорания.

Творческий потенциал также коррелирует с эмоциональным отношением к работе, а именно с чувством успешности в профессиональной деятельности (rxy = 0,31), на уровне значимости р=0,01. Уровень творческого потенциала руководителя дает возможность открывать новое, находить нестандартные решения в различных ситуациях и, таким образом, быть успешным в профессиональной деятельности.

2. Характеризуя показатели вербальной и невербальной креативности, данные показали, что креативность коррелирует с профессиональной активностью мужчин – руководителей, а именно: с субъективным значением деятельности (уровень достоверности взаимосвязи субъективного значения деятельности с оригинальностью вербальной креативности (rxy= -0,61) на уровне значимости p=0,01, с уникальностью вербальной креативности креативности (rxy = 0,36) на уровне значимости p=0,01, с оригинальностью невербальной креативности (rxy = -0,61) на уровне значимости p=0,01, с уникальностью невербальной креативности креативности (rxy = -0,49) на уровне значимости p=0,01). Таким образом, удовлетворенность результатом своей работы, высокий интерес к профессиональной деятельности, а, следовательно, и активность мужчины – руководителя при принятии решений зависит от развития креативных способностей, как вербальных, так и невербальных, сформированности уникальности способностей и их оригинальности. Говоря о профессиональной активности мужчин – руководителей, данные исследования показывают, что стремление к совершенству также зависит от уровня оригинальности вербальной креативности (rxy = 0,52) на уровне значимости p=0,01; от уровня оригинальности вербальной креативности (rxy = 0,64) на уровне значимости p=0,01; и от уровня уникальности вербальной креативности (rxy = 0,52) на уровне значимости p=0,01. Это дает нам право утверждать, что творчески развитые руководители склонны иметь более высокий уровень притязаний, чем те руководители, у которых творческие способности недостаточно развиты.

Интересно, что оригинальность невербальной креативности коррелирует с внутренним спокойствием и равновесием мужчин – руководителей (rxy = 0,43) на уровне значимости p=0,01. Творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью и оптимизмом. Таким образом, присущая руководителю оригинальность мышления, т.е. уход от стереотипов при принятии решений влечет за собой уверенность в себе и своих силах.

Далее мы проанализируем взаимосвязи показателей женщин – руководителей.

1. Было выявлено, что уровень развития творческого потенциала коррелирует с вербальной и невербальной креативностью.

Также творческий потенциал женщин – руководителей коррелирует с их профессиональной активностью по факторам: «субъективное значение деятельности» (rxy= -0,49), на уровне значимости р=0,01; «профессиональные притязания» (rxy = 0,57), на уровне значимости р=0,01; «стремление к совершенству» (rxy = 0,38), на уровне значимости р=0,01. На основе полученных данных мы можем сделать вывод о том, что уровень творческого потенциала выступает стимулом профессиональной активности женщин – руководителей. Способность находить новые нестандартные решения задач лишь подкрепляет уверенность в себе и стимулирует развитие.

Необходимо добавить, что уровень развития творческого потенциала также коррелирует с выбором активной стратегией решения проблем (rxy = 0,32), на уровне значимости р=0,01, что еще раз подтверждает вышесказанное.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, управленческой деятельности основывается на умении принимать решения и зависит от актуализации использования инициативы, креативности и поиска новаторских решений. Проведя анализ показателей креативности и стратегий решения профессиональных проблем, были выявлены различия в уровне развития креативности и поведении в условиях предъявления профессиональных требований в зависимости от половой принадлежности. Установлены особенности в стратегиях решения профессиональных проблем и типах поведения, которые обусловлены индивидуальными и межполовыми особенностями руководителей.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В результате исследования творческого потенциала, вербальной и невербальной креативности было выявлено, что женщины руководители стремятся к преобразованию, а мужчины к стабильности, рациональности, достигают определенности в незнакомой ситуации на основе познавательных потребностей. 

2. При рассмотрении личностных факторов принятия решений в двух группах было установлено, что женщины руководители в ситуации профессиональной неопределенности принимают решения, ведущие к достижению цели на основе преобразования исходной информации, и направлены на поиск многовариантного решения проблем. Мужчины руководители, напротив, при принятии решении основываются на рациональности, продумывают результат решения, не проявляют гибкости в условиях неопределенности.

3. Для мужчин руководителей работа занимает важное место в жизни, ее значение для них велико, они стремятся к достижениям в профессиональной деятельности, хотят добиться роста в карьере, для женщин же работа имеет не первостепенное значение и стремление к профессиональному росту не велико. Возможно, это связано с чувствительностью к профессиональным проблемам и личными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи и близких людей. Женщины чаще стремятся к безупречному выполнению работы - ответственность и самоконтроль выступают у женщин не только основой в достижении поставленной профессиональной цели, но и причиной эмоционального выгорания.

4. В результате изучения психической устойчивости руководителей  обнаружено, что мужчинам – руководителям более свойственна тенденция к отказу в ситуации неудач, а женщинам – руководителям – активная стратегия решения проблем. На наш взгляд, это  связано с психологическими особенностями мужчин и женщин, в частности, со склонностью мужчин сильнее переживать в ситуациях неудач в профессиональной сфере и с особенностью женщин – руководителей воспринимать подобные случаи лишь как стимул для поиска активных стратегий преодоления трудностей.

5. Межполовые различия наблюдаются по показателям эмоционального отношения к работе. Так, в группе женщин достоверно выше среднее значение по шкале чувства социальной поддержки. Подобное различие можно объяснить как особенностями женщин фокусироваться на межличностных отношениях.

6. При сравнении типов поведения обнаружены достоверные различия. Так мужчины руководители в большей степени владеют стратегиями здорового и креативного типов поведения, менее расположены к профессиональному выгоранию, склонны к эмоциональной сдержанности, готовы к риску в ситуациях неопределенности. Женщины руководители, в отличие от мужчин, склонны к эмоциональному выгоранию.

7. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи творческой активности и творческого потенциала с показателями особенностей поведения в профессиональной деятельности в группах мужчин и женщин руководителей. Творческая активность актуализирует потенциальные возможности и личностные ресурсы, позволяя руководителю выстроить планы и перспективы профессиональной деятельности. Творческий потенциал обеспечивает эффективность стратегий решения профессиональных проблем, умение использовать необходимые стратегии в разрешении проблемных ситуаций и поведение в профессиональной среде.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996.

2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость?// Управление персоналом. - 2004. - № 20.

3. Белкин А.Р., Левин М.Ш. Принятие решений - комбинаторные модели аппроксимации информации. М. «Наука», 1990.

4. Э.Берн “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. Л., 1992г.

5. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000.

6. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 1977.

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.