Креативности руководителей
На втором этапе нами была проведена методика на определение творческого потенциала, результатами которого стало разделение испытуемых по трем уровням: высокий, средний и низкий. Результаты по каждой приведены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни творческого потенциала мужчин и женщин
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
мужчины | средн. | 52,5 | 37,23 | 18,11 |
сигма | 3,21 | 7,39 | 3,22 | |
женщины | средн | 51.36 | 39,4 | 20,57 |
сигма | 1,5 | 5,6 | 2,07 | |
t-крит. Стьюдента | 1,97 | 1,45 | 3,97 | |
уровень дост-ти | p 0,05 | - | p 0,01 |
Представим результаты в графической форме:
Рис.1. Долевое соотношение уровня творческого потенциала
мужчин и женщин
Таким образом, выявлены достоверные различия по высокому и низкому уровням творческого потенциала, где более высокий уровень развития творчества принадлежит мужчинам. Из общей картины полученных результатов видно, что группа женщин - руководителей несколько уступает группе мужчин. Небольшое отставание женщин по данному признаку, возможно, связано с тем, что женщины в значительной мере ограничивают свои силы, не стремясь использовать весь свой энергетический потенциал лишь в профессиональной сфере.
Женщинам, стремящиеся добиться успеха в профессиональной сфере, свойственно сталкиваться с серьезными проблемами: их стремление к достижениям, поглощенность работой часто расценивают как утрату женственности или как способ компенсировать неудачи в личной жизни. женщинам труднее вписаться в общество. В обществе, где главенствуют мужчины и где господствуют чисто мужские установки и эталоны, женщина должна приложить особые усилия, чтобы добиться признания. На втором этапе работы нами были проанализированы различия в показателях вербальной и невербальной креативности мужчин и женщин руководителей. Для этого использовалась методика диагоностики невербальной креативности (методика Е.Торрaнса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994) и методика диагностики вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).
Полученные данные были занесены в таблицу:
Таблица 2
Различия в показателях вербальной и невербальной креативности
мужчин и женщин руководителей по t-критерию Стьюдента
|
| невербальная креативность | вербальная креативность | ||
группы |
| оригинальность | уникальность | оригинальность | уникальность |
мужчины | средн. | 0,63 | 1,03 | 0,62 | 0,47 |
сигма | 0,20 | 1,00 | 0,25 | 0,51 | |
женщины | средн. | 0,69 | 1,70 | 1,24 | 0,62 |
сигма | 0,19 | 1,15 | 0,20 | 0,68 | |
t-критерий Стьюдента | 1,36 | 2,48 | 2,19 | 1,07 | |
уровень достоверности | - | p 0,05 | p 0,05 | - |
Теперь представим результаты в графической форме:
Рис.2. Усредненный профиль вербальной и невербальной креативности мужчин и женщин руководителей
На основе полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что по всем показателям уровень вербальной и невербальной креативности женщин несколько выше, чем у мужчин. Достоверны результаты исследования по шкалам уровней оригинальности вербальной и уникальности невербальной креативности, где женщины имеют более высокие показатели. Особенно очевидно различие между мужчинами и женщинами наблюдается по уровню уникальности невербальной креативности. Из рисунка видно, что показатели уровней оригинальности вербальной и уникальности невербальной креативности у женщины выше, чем у мужчин.
Таким образом, творческие возможности женщин ни чуть не ниже творческих возможностей мужчин, а даже, наоборот, превышают их. Наиболее существенно различие в группах наблюдается по показателям уникальности вербальной креативности, где значения женщин выше, чем у мужчин. Исходя из этого, можно сделать вывод о высоких творческих способностях женщин, но, принимая во внимание данные опросника творческого потенциала, женщины не всегда готовы реализовать свои творческие возможности в полной мере. Причин некоторой зажатости женщин в данном плане может быть множество, как то, например, что женщинам гораздо труднее посвятить свою жизнь своей карьере и отводить ей гораздо больше времени и сил, чем своему дому. Не каждая женщина способна выдвинуть карьеру на первый план, в отличие от мужчин, которые изначально посвящают себя профессии. Мужчины же, имеющие семью, более свободны от домашних забот и детей, чем женщины. Значимым является и тот факт, что женщины ориентированы на стабильность, их зачастую устраивает свое положение, и по карьерной лестнице они продвигаются постепенно.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.