Организация и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальное исследование проводилось на базе учреждений г. Казани. В исследовании приняли участие руководители учреждений          г. Казани.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Проведение методик на выборках испытуемых.

2. Количественная обработка полученных результатов.

3. Определение достоверности различий в значениях показателей с помощью параметрического показателя (t-критерий Стьюдента).

4. Проведение корреляционного анализа с помощью коэффициента корреляции Пирсона, с целью выявления взаимосвязи изучаемых показателей.

В качестве методик исследования использовались:

1. Опросник на определение творческого потенциала;

2. Методика диагностики невербальной креативности (методика Е.Торрaнса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994);

3. Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР - 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994).;

4. «Опросник поведения и переживания, связанного с работой» (AVEM);

Кратко охарактеризуем выбранные методики.

Опросник на определение творческого потенциала [Приложение №1].

Методика предназначена для количественной оценки творческого потенциала. Испытуемым предлагалось ответить на 18 вопросов. Методика содержит 3 шкалы: высокий, средний и низкий уровень. Высокие оценки соответствуют высокому уровню творческого потенциала, низкие - низкому уровню, а баллы от 24 до 48 – средний уровень творческого потенциала.

Методики на изучение вербальной и невербальной креативности.

-   Диагоностика невербальной креативности (методика Е.Торрaнса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994) [Приложение №2].

Данная методика представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность, выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность - определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Для интерпретации результатов тестирования был предложен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров. К каждой серии рисунков рассчитан индекс оригинальности по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок.

Диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994) [Приложение №3].

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Испытуемым предлагалась инструкция:

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая - правда - медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР - 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994). Опросник содержит 25 утверждений [Приложение №4].

Испытуемому даётся инструкция: в бланке «Протокол» Вы отмечаете «+1», если высказывание в основном Вас характеризует, «-1», если оно Вам не соответствует, и «0», если оно Вас наполовину характеризует.

Данные подсчитываются с помощью ключа и процентильных шкал (Приложение 2). К шкале «рациональность» относятся пункты 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24. К шкале «готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с интервированным значением), 21, 22, 23, 25.

При подсчёте «сырых» баллов пункты для каждой шкалы суммируются (в двух указанных случаях - пункты 7 и 20 инвертируются, т.е. берутся с противоположным знаком).

Затем делается вывод о том, является ли индивидуальный показатель испытуемого заниженным (попадает в четверть самых низких результатов), завышенным (в четверть наиболее высоких баллов) или типичным для лиц данной выборки. Процентильные шкалы позволяют более точно указать местоположение индивидуальных данных в отношении нормативной выборки.

 «Опросник поведения и переживания, связанного с работой» (AVEM) - разработан У.Шааршмидтом и А.Фишером в Институте психологии Потсдамского университета [Приложение №5].

Опросник AVEM является многофакторным диагностическим инструментом, позволяющим определять типы поведения людей в ситуации предъявления им профессиональных требований. Он состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал, выделенных с помощью факторного анализа и отражающих реакции человека на требования профессиональной среды и способы поведения, формируемые на основе этих реакций. Каждая шкала содержит 6 утверждений, степень согласия с которым испытуемые оценивают по пятибалльной шкале – от «полностью согласен» (5 баллов) до «полностью не согласен» (1 балл). Опросник используется как в индивидуальном, так и групповом исследовании. Обработка первичных результатов может проводиться вручную, в соответствии с имеющимся ключом, или с помощью специально созданной компьютерной программы по 9-балльной шкале. 

При создании опросника авторы исходили из предположения о том, что поведение личности в соответствии с требованиями профессиональной среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют три ее основные сферы:

Профессиональная активность;

Стратегия преодоления проблемных ситуаций;

Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность.

Область поведения и переживания в профессиональной среде описывается 11 шкалами опросника, которые учитывают приведенные выше три сферы личности.

Проверка достоверности взаимосвязи между выбором стратегии решения профессиональных проблем и характеристиками творческого я руководителя в гендерном аспекте, так же как и достоверность результатов корреляционного анализа осуществлялась с помощью t-критерий Стьюдента.

Обработка исходных эмпирических данных проводилась с использованием статистической программы «Statistica».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.