Межполовые различия в стратегиях принятия решений в зависимости от уровня развития креативности руководителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Межполовые различия в стратегиях принятия решений в зависимости от уровня развития креативности руководителей

 

РЕФЕРАТ

 

Выпускная квалификационная работа на … стр., включая приложений …, рис…., табл. …, библ. ….

Ключевые слова: межполовые различия, уровень креативности, руководители, стратегии принятия решений.

Объект исследования: особенности стратегий поведения мужчин и женщин руководителей.

Предмет исследования: межполовые особенности во взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности руководителей.

Цель исследования: выявить влияние межполовых различий руководителей на стратегии поведения и уровень развития креативности Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что: уровень развития креативности определяет эффективность стратегий решений профессиональных проблем; существуют различия в характеристиках креативности и стратегиях решения профессиональных проблем и типах поведения, которые обусловлены межполовыми различиями руководителей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть феномен креативности в деятельности руководителя в отечественной и зарубежной психологии, раскрыть роль профессиональной деятельности руководителя как сферы развития креативности;

2. Изучить модели принятия решений и эффективность руководства мужчин и женщин руководителей;

3. Проанализировать различные подходы к пониманию креативности;

4. Изучить уровень развития креативности мужчин и женщин руководителей;

5. Вывить межполовые различия в стратегиях поведения руководителей в ситуации предъявления им профессиональных требований;

6. Выявить характер и степень взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности в зависимости от половой принадлежности руководителя.

Методы и методики исследования: Теоретический анализ научной литературы, тестирование с использованием методик : Опросник на определение творческого потенциала; Методика диагностики невербальной креативности (методика Е.Торранса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994); Методика диагностики вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994); Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25), предложенный Т.В.Корниловой(1994); Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)- разработан У.Шааршмидтом и А.Фишером .

Математические методы обработки данных: методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).

Выборка: В исследовании приняли участие 36 женщин и 28 мужчин руководителей г. Казани

Результаты исследования:

1. В результате исследования творческого потенциала, вербальной и невербальной креативности было выявлено, что женщины руководители стремятся к преобразованию, а мужчины к стабильности, рациональности, достигают определенности в незнакомой ситуации на основе познавательных потребностей. 

2. При рассмотрении личностных факторов принятия решений в двух группах было установлено, что женщины руководители в ситуации профессиональной неопределенности принимают решения, ведущие к достижению цели на основе преобразования исходной информации, и направлены на поиск многовариантного решения проблем. Мужчины руководители, напротив, при принятии решении основываются на рациональности, продумывают результат решения, не проявляют гибкости в условиях неопределенности.

3. Для мужчин руководителей работа занимает важное место в жизни, ее значение для них велико, они стремятся к достижениям в профессиональной деятельности, хотят добиться роста в карьере, для женщин же работа имеет не первостепенное значение и стремление к профессиональному росту не велико. Возможно, это связано с чувствительностью к профессиональным проблемам и личными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи и близких людей. Женщины чаще стремятся к безупречному выполнению работы - ответственность и самоконтроль выступают у женщин не только основой в достижении поставленной профессиональной цели, но и причиной эмоционального выгорания.

4. В результате изучения психической устойчивости руководителей  обнаружено, что мужчинам – руководителям более свойственна тенденция к отказу в ситуации неудач, а женщинам – руководителям – активная стратегия решения проблем. На наш взгляд, это  связано с психологическими особенностями мужчин и женщин, в частности, со склонностью мужчин сильнее переживать в ситуациях неудач в профессиональной сфере и с особенностью женщин – руководителей воспринимать подобные случаи лишь как стимул для поиска активных стратегий преодоления трудностей.

5. Межполовые различия наблюдаются по показателям эмоционального отношения к работе. Так, в группе женщин достоверно выше среднее значение по шкале чувства социальной поддержки. Подобное различие можно объяснить как особенностями профессии в образовательной сфере, так и особенность женщин фокусироваться на межличностных отношениях.

6. При сравнении типов поведения обнаружены достоверные различия. Так мужчины руководители в большей степени владеют стратегиями здорового и креативного типов поведения, менее расположены к профессиональному выгоранию, склонны к эмоциональной сдержанности, готовы к риску в ситуациях неопределенности. Женщины руководители, в отличие от мужчин, склонны к эмоциональному выгоранию.

7. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи творческой активности и творческого потенциала с показателями особенностей поведения в профессиональной деятельности в группах мужчин и женщин руководителей. Творческая активность актуализирует потенциальные возможности и личностные ресурсы, позволяя руководителю выстроить планы и перспективы профессиональной деятельности. Творческий потенциал обеспечивает эффективность стратегий решения профессиональных проблем, умение использовать необходимые стратегии в разрешении проблемных ситуаций и поведение в профессиональной среде.

Область применения: общая психология, психология управления, профессионального ориентирования и консультирования.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ                                                        ………………… 7

1.1 . Исследование креативности в отечественной и зарубежной психологии ….………………………………………………………………… 7              

1.2 . Профессиональная деятельность руководителя как сфера развития креативности ………………….……………………………………………… 18

1.3 . Модели принятия решений и эффективность руководства мужчин и женщин руководителей…………………………………………....................... 29

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК КРЕАТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ …………………………………………….…                      36

2.1. Организация и методы исследования …………………………………..  36

2.2. Изучение межполовых различий в характеристиках креативности руководителей……. ……………………………………………………………… 41

2.3. Изучение стратегий решения профессиональных проблем и выявление типов личности руководителей в зависимости от половой принадлежности……………………………….. .………………………………. 45

2.4. Выявление характера и степени взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности в исследуемых группах      ………………………………………………………………………… 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 61

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………… 64

ПРИЛОЖЕНИЯ ….…………………………………………………………… 67




Креативности руководителей

На втором этапе нами была проведена методика на определение творческого потенциала, результатами которого стало разделение испытуемых по трем уровням: высокий, средний и низкий. Результаты по каждой приведены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни творческого потенциала мужчин и женщин

      Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

мужчины

средн. 52,5 37,23 18,11
сигма 3,21 7,39 3,22

женщины

средн 51.36 39,4 20,57
сигма 1,5 5,6 2,07
t-крит. Стьюдента   1,97 1,45 3,97
уровень дост-ти   p 0,05 - p 0,01

 

Представим результаты в графической форме:

Рис.1. Долевое соотношение уровня творческого потенциала

мужчин и женщин

 

Таким образом, выявлены достоверные различия по высокому и низкому уровням творческого потенциала, где более высокий уровень развития творчества принадлежит мужчинам. Из общей картины полученных результатов видно, что группа женщин - руководителей несколько уступает группе мужчин. Небольшое отставание женщин по данному признаку, возможно, связано с тем, что женщины в значительной мере ограничивают свои силы, не стремясь использовать весь свой энергетический потенциал лишь в профессиональной сфере.

Женщинам, стремящиеся добиться успеха в профессиональной сфере, свойственно сталкиваться с серьезными проблемами: их стремление к достижениям, поглощенность работой часто расценивают как утрату женственности или как способ компенсировать неудачи в личной жизни. женщинам труднее вписаться в общество. В обществе, где главенствуют мужчины и где господствуют чисто мужские установки и эталоны, женщина должна приложить особые усилия, чтобы добиться признания. На втором этапе работы нами были проанализированы различия в показателях вербальной и невербальной креативности мужчин и женщин руководителей. Для этого использовалась методика диагоностики невербальной креативности (методика Е.Торрaнса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994) и методика диагностики вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).

Полученные данные были занесены в таблицу:

Таблица 2

Различия в показателях вербальной и невербальной креативности 

мужчин и женщин руководителей по t-критерию Стьюдента

 

 

невербальная креативность

вербальная креативность

группы

 

оригинальность

уникальность

оригинальность

уникальность

мужчины

средн.

0,63

1,03

0,62

0,47

сигма

0,20

1,00

0,25

0,51

женщины

средн.

0,69

1,70

1,24

0,62

сигма

0,19

1,15

0,20

0,68

t-критерий Стьюдента   1,36 2,48 2,19 1,07
уровень достоверности   - p 0,05 p 0,05 -

 

Теперь представим результаты в графической форме:

Рис.2. Усредненный профиль вербальной и невербальной креативности мужчин и женщин руководителей

На основе полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что по всем показателям уровень вербальной и невербальной креативности женщин несколько выше, чем у мужчин. Достоверны результаты исследования по шкалам уровней оригинальности вербальной и уникальности невербальной креативности, где женщины имеют более высокие показатели. Особенно очевидно различие между мужчинами и женщинами наблюдается по уровню уникальности невербальной креативности. Из рисунка видно, что показатели уровней оригинальности вербальной и уникальности невербальной креативности у женщины выше, чем у мужчин.  

 Таким образом, творческие возможности женщин ни чуть не ниже творческих возможностей мужчин, а даже, наоборот, превышают их. Наиболее существенно различие в группах наблюдается по показателям уникальности вербальной креативности, где значения женщин выше, чем у мужчин. Исходя из этого, можно сделать вывод о высоких творческих способностях женщин, но, принимая во внимание данные опросника творческого потенциала, женщины не всегда готовы реализовать свои творческие возможности в полной мере. Причин некоторой зажатости женщин в данном плане может быть множество, как то, например, что женщинам гораздо труднее посвятить свою жизнь своей карьере и отводить ей гораздо больше времени и сил, чем своему дому. Не каждая женщина способна выдвинуть карьеру на первый план, в отличие от мужчин, которые изначально посвящают себя профессии. Мужчины же, имеющие семью, более свободны от домашних забот и детей, чем женщины. Значимым является и тот факт, что женщины ориентированы на стабильность, их зачастую устраивает свое положение, и по карьерной лестнице они продвигаются постепенно.

От половой принадлежности

На первом этапе для выявления личностных факторов стратегий поведения руководителей в ситуации предъявления им профессиональных требований был использован опросник «Личностные факторы принятия решений», предложенный Т.В. Корниловой. Результаты исследования приведены ниже.

Таблица 3

Различия в показателях рациональности и готовности к риску

при принятии решений в группах мужчин и женщин руководителей

 

 

Личностные факторы принятия решений

группы

 

рациональность готовность к риску

мужчины

средн.

26,2

43

сигма

20,4

26,6

женщины

средн.

30,4

47,4

сигма

17,2

18

t-критерий Стьюдента

 

1,79

1,75

уровень достоверности

 

p 0,05

p 0,05

 

Теперь представим результаты в графической форме:

Рис 3. Усредненный профиль личностного фактора принятия решений в двух выборках

 

Из графического представления видно, что по личностным факторам принятия решений мужчины имеют достоверно более высокие значения по фактору «рациональность», чем женщины, имеющие более высокие значения  по фактору «готовность к риску».

 На наш взгляд, склонность женщин к высокой степени риска обусловлена спецификой их рабочей обстановки. Можно предположить, что руководитель – женщина приобретает некоторые качества, наиболее свойственные мужчинам. Таким образом, женщинам – лидерам присуща тенденция действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Поведение женщин – руководителей характеризуется большей импульсивностью. Также необходимо отметить, что готовность к риску при принятии решений женщинами имеет ряд особенностей. В частности, она проявляется в условиях роста нервного напряжения, стресса и при переживании чувства разочарования. Известно также, что готовность женщины - руководителя идти на риск проявляется сильнее в условиях группы.

Что касается показателей рациональности, то женщины значительно уступают мужчинам. Женщины характеризуются большей эмоциональностью и как бы женщина – руководитель не демонстрировала рациональность при принятии решений, они в большинстве случаев будут иметь эмоциональные составляющие.

На втором этапе для выявления психической устойчивости личности и стратегий преодоления проблемных ситуаций использовалась методика «Опросник поведения и переживания, связанного с работой» (AVEM) (У. Шааршмидт, А. Фишер). На данном этапе исследования определялись и анализировались различия в показателях психической устойчивости и стратегий преодоления проблемных ситуаций руководителей в зависимости от половой принадлежности. При сравнении средних значений исследуемых характеристик в разных группах были получены следующие результаты (Таблица 4).

Таблица 4

Различия в показателях психической устойчивости и стратегий преодоления проблемных ситуаций в группах мужчин и женщин руководителей

 

 

Психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных ситуаций

группы

 

тенденция к отказу в ситуации неудач активная стратегия решения проблем внутреннее спокойствие и равновесие

мужчины

средн.

21,27

22,90

19,63

сигма

3,54

2,52

2,94

женщины

средн.

20,14

25,13

29,68

сигма

4,10

2,88

3,25

t-критерий Стьюдента

 

2,42

2,24

1,46

уровень дост-ти

 

p 0,05

p 0,05

-

 

Представим результаты в графической форме:

Рис 4. Усредненный профиль в характеристиках психической устойчивости и стратегиях преодоления проблемных ситуаций в двух группах

 

Из рисунка 4 видно, что в группе женщин показатели активной стратегии решения проблем достоверно выше по сравнению со значениями в группе мужчин. Данные показывают, что у мужчин значительно преобладает тенденция к отказу с ситуации неудач.

Таким образом, в результате изучения психической устойчивости и стратегий преодоления проблемных ситуаций в группах мужчин и женщин руководителей, были выявлены существенные различия. Полученные данные показывают, что мужчины достоверно отличаются от женщин по шкалам психической устойчивости. Мужчинам более свойственна тенденция к отказу в ситуации неудач (tэмп=2,42), а женщинам активная стратегия решения проблем (tэмп=2,24). Возможно, причиной выраженности подобной стратегии поведения мужчин - руководителей является тот факт, что профессиональные достижения мужчин – это показатель их уверенности в себе и самооценки. Они сосредоточены на своей карьере гораздо больше, чем женщины. В случае, когда мужчины испытывают неудачи в профессиональной деятельности, они зачастую теряют веру в себя и свои силы, многие связывают неуспех с крушением всех своих  надежд. Ситуации неудачи сопровождаются у мужчин постоянным чувством беспокойства и страха. Как известно, мужчины очень не любят вспоминать о своих промахах настолько, что готовы даже порвать все отношения со свидетелями своих ошибок. Именно эти особенности мужской тактики поведения и позволяют нам предполагать, что мужчинам гораздо свойственнее будет отказаться вовсе от какой-либо затеи, если становится очевидным ее неудачный исход.

Психология же поведения женщин - руководителей в данном аспекте имеет свои отличительные особенности, как то, например, что женщинам гораздо сложнее резко отступить от какой-либо цели, даже если движение к ней, оказывается бессмысленным. Женщина - руководитель будет многократно проигрывать сложившуюся ситуацию в голове, стараясь предугадать наиболее подходящий выход из проблемы. Для нее будет важно прийти к какому-то решению и найти выход. Женщина рассматривает неудачную ситуацию не как источник негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Она контролирует собственные энергетические затраты и направляет свои силы на поиск конструктивного решения проблемы. Женщина не настолько сильно боится неудач в профессиональном плане, т.к. карьера для нее всегда будет стоять на уровень ниже, чем ее семья и дети. И в случае краха ее карьеры, у женщины всегда остается дом и семья, где можно в полной мере реализовать себя. Для мужчин же дом и семья зачастую играют второстепенную роль.

Последующим шагом в исследовании была задача проанализировать  с помощью данной методики профессиональную активность мужчин и женщин руководителей. Полученные данные приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

Различия в показателях профессиональной активности в группах мужчин и женщин руководителей.

 

 

Профессиональная активность

группы

 

Субъективное значение деятельности Профессиональное притязание Готовность к энергетическим затратам Стремление к совершенству Способность сохранять дистанцию

мужчины

средн.

24,1

22,3

22

21,1 22,3

сигма

2,84

2,58

2,22

2,49 2,98

женщины

средн.

22,3

20

24,6

22,9 22,4

сигма

2,69

2,55

3,02

2,89 3,22
t-критерий Стьюдента

 

1,83

2,24

1,80

1,89 1,46
уровень дост-ти

 

p 0,05

p 0,05

p 0,05

p 0,05 -

 

Представим результаты графически:

Рис 5. Средние значения в характеристиках профессиональной активности женщин и мужчин руководителей

 

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что показатели женщин достоверно выше показателей мужчин по шкалам: «готовность к энергетическим затратам» (tэмп=1,8) и «стремление к совершенству» (tэмп=1,89). Мужчины же имеют достоверно более высокие показатели по шкалам: «субъективное значение деятельности» (tэмп=1,83) и «профессиональное притязание» (tэмп=2,24). По шкале «способность сохранять дистанцию» достоверных различий выявлено не было.

Выраженность готовности к энергетическим затратам женщин, на наш взгляд, обусловлено тем, что женщина, работающая наравне с мужчиной, изначально склонна тратить гораздо больше энергии, т.к. в добавление к профессиональным обязанностям, она заботится о своем доме и семье. В большинстве случаев, мужчины на домашние дела тратят гораздо меньше времени, чем их супруги. Также мы считаем, что говоря о готовности к энергетическим затратам данной группы, нельзя не сказать и о стремлении к совершенству. Дело в том, что для женщины особую важность имеет превосходство. Она стремится быть лучшей везде. Особое значение это имеет для женщин, занимающих руководящие позиции. У них стремление доминировать выходит на первый план. Как показывает статистика, такие женщины нередко самовлюбленны, чрезмерно серьезны и ответственны. Именно стремясь быть лучшей, она не жалеет своей энергии, максимально отдавая свои силы работе.    

Теперь попытаемся проанализировать доминирование мужчин – руководителей по показателям субъективного значения деятельности, и профессионального притязания. Известно, что удовлетворенность результатами своей деятельности по большей мере присуща мужчинам. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции как у мужчин, так и у женщин. Но, принимая во внимание то, что мужчины характеризуются большей рациональностью, можно утверждать, что перцепция их собственной эффективности будет носить более рациональный характер. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград – и, как результат, высокий уровень притязаний мужчин – руководителей. 

С помощью данной методики также анализировалось эмоциональное отношение к работе мужчин и женщин руководителей. Полученные данные приведены ниже:

Таблица 6

Различия в показателях эмоционального отношения к работе в группах мужчин и женщин руководителей

 

 

Эмоциональное отношение к работе

группы

 

Чувство успешности в профессиональной деятельности Удовлетворенность жизнью Чувство социальной поддержки

мужчины

средн.

22,48

21,83

21,8

сигма

2,94

2,07

2,37

женщины

средн.

23

22,2

24,5

сигма

2,9

3,17

2,36

t-критерий Стьюдента

 

0,7

0,17

1,88

уровень дост-ти

 

-

-

 p 0,05


Рис 6. Средние значения в характеристиках эмоционального отношения к работе в группах мужчин и женщин руководителей

 

Рассматривая феномен эмоционального отношения к работе, отметим, что результаты имеют достоверные отличия лишь по шкале «чувство социальной поддержки» (tэмп=1,8). Женщины – руководители показали результаты выше по данному признаку, чем мужчины. Не было выявлено достоверных различий по шкалам «чувство успешности в профессиональной деятельности» и «удовлетворенность жизнью».

Общеизвестно, что женщины активнее занимаются своими родственниками, и именно связи между женской частью семьи обеспечивают единство рода. Именно женщины являются в доме основным источником социальной поддержки не только для детей, но и для мужей. В профессиональном плане выражением чувства социальной поддержки является эмоциональная установка женщин к профессиональной деятельности. Считается также, что, преодолевая стресс, мужчины и женщины используют разные копинг – стратегии: женщины больше фокусируются на эмоциональных и межличностных аспектах ситуации, а мужчины – на концепциях решения проблем. При этом женщины используют более широкий диапазон стратегий, чаще прибегают к социальной и эмоциональной поддержке, чем мужчины. В добавление к вышесказанному, следует учесть и особенности профессии - на эффективность деятельности в педагогических и социальных профессиях в значительной степени определяется сознанием социальной пригодности и полезности.

На данном этапе исследования также определялись и анализировались различия в типах поведения мужчин и женщин в ситуации предъявления им профессиональных требований. В результате диагностики было составлено процентное соотношение четырех типов руководителей в зависимости от их гендерной принадлежности.

 

Представим результаты в графической форме:

Рис 7. Процентное соотношение типов поведения и переживания в профессиональной среде в группах мужчин и женщин

 

Из рисунка 7 видно, что в количество представителей в группах разного типа существенно различаются за исключением группы типа G (здоровый тип), в которой соотношение мужчин и женщин практически одинаково. Данные показывают, что женщинам – руководителям более свойственны типы S (экономный) и B(тип выгорания) на 9% и 11% соответственно. Различие между мужчинами и женщинами наиболее существенно по типу A (тип риска).  

Таким образом, в ситуации предъявления профессиональных требований мужчинам и женщинам выявились достоверные различия в типах поведения и переживания в профессиональной среде: тип G (tэмп=2,27), и тип B (tэмп=2,42), которые в большей степени свойственны женщинам, чем мужчинам. Женщины данного типа более экономны, бережливы, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, способный к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, довольный результатами своего труда. Характерная черта женщин этого типа - общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. На наш взгляд, данный тип поведения и переживания характерен большинству представителей женского пола, потому что именно женщине семья дает ощущение полноты жизни и уверенности в себе. Отсутствие значительных проблем в семейной жизни увеличивает производительность труда женщин. В добавление к вышесказанному, известно, что успешность женщины – руководителя значительно зависит от ее умения распределять время, умение посвятить себя карьере не в ущерб своей семье. Таким образом, женщины склонны к более регламентированному способу организации деятельности и на рабочем месте, где они стремятся соответствовать социальным ожиданиям, и ориентированы на самоконтроль.

Тип выгорания также более свойственен представителям женского пола. Женщины - руководители данного типа характеризуются низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу от решения в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Женщины данного типа, имеющие приведенные симптомы, склонны к эмоциональному истощению организма и часто имеют синдром профессионального выгорания.

Таким образом, по результатам исследования, сформировались два диаметрально противоположных типа руководителей, большинство которых составляют женщины. На наш взгляд, это может быть обусловлено рядом причин, таких как, уровень образования, опыт работы, организационные факторы, куда включаются условия среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Сам фактор выгорания отличается по своей природе у представителей мужского и женского пола. Установлено, что мужчины более подвержены деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувств отчуждения от своих подчиненных. Необходимо отметить, что работа в сфере образования предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности и каждая напряженная ситуация вызывает эмоциональное напряжение. И если женщина - руководитель не работает со своими отрицательными эмоциями, то самочувствие его ухудшается, а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому эмоционального выгорания.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, управленческой деятельности основывается на умении принимать решения и зависит от актуализации использования инициативы, креативности и поиска новаторских решений. Проведя анализ показателей креативности и стратегий решения профессиональных проблем, были выявлены различия в уровне развития креативности и поведении в условиях предъявления профессиональных требований в зависимости от половой принадлежности. Установлены особенности в стратегиях решения профессиональных проблем и типах поведения, которые обусловлены индивидуальными и межполовыми особенностями руководителей.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В результате исследования творческого потенциала, вербальной и невербальной креативности было выявлено, что женщины руководители стремятся к преобразованию, а мужчины к стабильности, рациональности, достигают определенности в незнакомой ситуации на основе познавательных потребностей. 

2. При рассмотрении личностных факторов принятия решений в двух группах было установлено, что женщины руководители в ситуации профессиональной неопределенности принимают решения, ведущие к достижению цели на основе преобразования исходной информации, и направлены на поиск многовариантного решения проблем. Мужчины руководители, напротив, при принятии решении основываются на рациональности, продумывают результат решения, не проявляют гибкости в условиях неопределенности.

3. Для мужчин руководителей работа занимает важное место в жизни, ее значение для них велико, они стремятся к достижениям в профессиональной деятельности, хотят добиться роста в карьере, для женщин же работа имеет не первостепенное значение и стремление к профессиональному росту не велико. Возможно, это связано с чувствительностью к профессиональным проблемам и личными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи и близких людей. Женщины чаще стремятся к безупречному выполнению работы - ответственность и самоконтроль выступают у женщин не только основой в достижении поставленной профессиональной цели, но и причиной эмоционального выгорания.

4. В результате изучения психической устойчивости руководителей  обнаружено, что мужчинам – руководителям более свойственна тенденция к отказу в ситуации неудач, а женщинам – руководителям – активная стратегия решения проблем. На наш взгляд, это  связано с психологическими особенностями мужчин и женщин, в частности, со склонностью мужчин сильнее переживать в ситуациях неудач в профессиональной сфере и с особенностью женщин – руководителей воспринимать подобные случаи лишь как стимул для поиска активных стратегий преодоления трудностей.

5. Межполовые различия наблюдаются по показателям эмоционального отношения к работе. Так, в группе женщин достоверно выше среднее значение по шкале чувства социальной поддержки. Подобное различие можно объяснить как особенностями женщин фокусироваться на межличностных отношениях.

6. При сравнении типов поведения обнаружены достоверные различия. Так мужчины руководители в большей степени владеют стратегиями здорового и креативного типов поведения, менее расположены к профессиональному выгоранию, склонны к эмоциональной сдержанности, готовы к риску в ситуациях неопределенности. Женщины руководители, в отличие от мужчин, склонны к эмоциональному выгоранию.

7. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи творческой активности и творческого потенциала с показателями особенностей поведения в профессиональной деятельности в группах мужчин и женщин руководителей. Творческая активность актуализирует потенциальные возможности и личностные ресурсы, позволяя руководителю выстроить планы и перспективы профессиональной деятельности. Творческий потенциал обеспечивает эффективность стратегий решения профессиональных проблем, умение использовать необходимые стратегии в разрешении проблемных ситуаций и поведение в профессиональной среде.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996.

2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость?// Управление персоналом. - 2004. - № 20.

3. Белкин А.Р., Левин М.Ш. Принятие решений - комбинаторные модели аппроксимации информации. М. «Наука», 1990.

4. Э.Берн “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. Л., 1992г.

5. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000.

6. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 1977.

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Опросник на определение творческого потенциала

 

Бланк ответов

Имя_______________ Пол___________

Род занятий_______________________

 

1   4   7   10   13   16  
2   5   8   11   14   17  
3   6   9   12   15   18  

 

 


Выберите один из вариантов ответов, отмечая выбранный вариант в бланке ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

 


 

Приложение 2

 

Методика диагоностики невербальной креативности (методика Е.Торрaнса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).

Имя _________________________________

Пол ____________ Род занятий _______________

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

 

Приложение 3

Методика диагностики вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).

Имя _________________________________

Пол _______ Род занятий ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

Бланк ответов

Слово Словосочетание Слово Словосочетание
1     11    
2     12    
3     13    
4     14    
5     15    
6     16    
7     17    
8     18    
9     19    
10     20    

 


СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. Случайная - гора – долгожданная

2. Вечерняя - бумага - стенная

3. Обратно - родина - путь

4. Далеко - слепой - будущее

5. Народная - страх - мировая

6. Деньги - билет - свободное

7. Человек - погоны - завод

8. Дверь - доверие - быстро

9. Друг - город - круг

10. Поезд - купить – бумажный

11. Цвет - заяц – сахар

12. Ласковая - морщины – сказка

13. Детство - случай – хорошее

14. Воздух - быстрая – свежее

15. Певец - Америка – тонкий

16. Тяжелый - рождение – урожайный

17. Много - чепуха – прямо

18. Кривой - очки - острый

19. Садовая - мозг – пустая

20. Гость - случайно – вокзал


Приложение 4

Опросник «Личностные факторы принятия решений»  (ЛФР - 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994)

 

Имя__________________ Пол__________________

Род занятий___________________________

Инструкция: отметьте

«+1», если высказывание в основном Вас характеризует.

«-1», если оно Вам не соответствует.

 «0», если оно Вас наполовину характеризует.

Вопросы +1 -1 0
1. При подготовке к контрольной работе (экзамену, отчету и т.п ) и стараюсь получить всю информацию, все необходимые знания +1 -1 0
2. При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы +1 -1 0
3. Именно действия, а не размышления, помогают мне достичь желаемых результатов +1 -1 0
4. В ситуациях, требующих решения, я всегда бываю так увлечен или разочарован делом, что выбор меня не затрудняет +1 -1 0
5. Я могу утверждать или отрицать только то, о чем точно осведомлен +1 -1 0
6. Я осторожен в своих планах и действиях. +1 -1 0
7. Я неохотно ставлю на карту что-либо, предпочитаю действовать наверняка. +1 -1 0
8. Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и действиях +1 -1 0
9. Я робок +1 -1 0
10. Я принимаю решения не на авось, а только после основательных размышлений. +1 -1 0
11. Я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду» +1 -1 0
12. Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, чтобы не сделать ошибки +1 -1 0
13. Я охотно и смело иду на большой риск +1 -1 0
14. Только осознав правильность основ своего действия, я принимаю решение +1 -1 0
15. Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей занимают противоположную позицию +1 -1 0
16. На работу, которая кажется мне интересной, я решаюсь даже тогда, когда мне не ясно, справлюсь ли я с ней +1 -1 0
17. Я легко заговариваю и с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор. +1 -1 0
18. Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы показать, чет и могу добиться, даже рискуя наделать ошибок. +1 -1 0
19. Я не принимаю решения, пока не обдумаю всех его последствий +1 -1 0
20. Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров +1 -1 0
21. Даже если я знаю, что мои шансы невелики, я все равно пытаю счастья +1 -1 0
22. В ситуации неопределенности выбора я все же склонен заключить сделку                                                  +1 -1 0
23. Мне не доставляет труда принимать самостоятельные решения в любых условиях. +1 -1 0
24. Я доверяюсь партнеру только в том случае, если имею о нем достаточно полную информацию +1 -1 0
25. К успеху в делах меня приводит скорее неутомимость попыток, чем скрупулезность расчетов +1 -1 0

Приложение 5

Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) - разработан У.Шааршмидтом и А.Фишером.

Инструкция

Имя __________________ Пол ____________________

Род занятий__________________________

     Просим Вас описать Ваши привычные способы действий, установки и привычки, причем, прежде всего, в отношении Вашей трудовой жизни. Для этого Вам предлагается далее ряд высказываний. Прочитайте внимательно каждое предложение и решите, в какой мере оно касается лично Вас.

    Обведите кружком номер подходящего варианта оценки каждого высказывания.

Оценки:

1 – меня не касается, совершенно не согласен(а);

2 – скорее нет, чем да;

3 – частично – да, частично – нет;

4 – скорее да, чем нет;

5 – полностью согласен

 

Высказывания 1 2 3 4 5
1 Работа для меня – самое важное в жизни 1 2 3 4 5
2 Я мог(ла) бы продвинуться в профессии дальше, чем хотел(а) бы 1 2 3 4 5
3 Когда требуется, я работаю до изнеможения                                                 1 2 3 4 5
4 Моя работа всегда должна быть выполнена безупречно 1 2 3 4 5
5 После окончания рабочего дня я забываю о работе 1 2 3 4 5
6 Если я не добиваюсь успеха, я быстро сдаюсь 1 2 3 4 5
7 По моему мнению, трудности существуют для того, чтобы их преодолевать 1 2 3 4 5
8 Меня нелегко вывести из состояния спокойствия 1 2 3 4 5
9 Моя прежняя профессиональная жизнь была весьма успешной 1 2 3 4 5
10 Я могу быть доволен(а) моей прошлой жизнью 1 2 3 4 5
11 Мой спутник/ моя спутница (с которым (ой) меня связывают тесные личные отношения) обнаруживает понимание моей работы 1 2 3 4 5
12 Работа значит для меня все 1 2 3 4 5
13 Профессиональная карьера значит для меня немного 1 2 3 4 5
14 Во время работы я не щажу своих сил 1 2 3 4 5
15 Я лучше проверю еще несколько раз, чем сдам рабочий результат с ошибками 1 2 3 4 5
16 Даже в свободное время мои мысли заняты также рабочими проблемами 1 2 3 4 5
17 Мне очень тяжело справиться с неудачей 1 2 3 4 5
18 Если у меня что-то не получается, то я говорю себе: «Нет, попробую еще раз!» 1 2 3 4 5
19 Я беспокойный человек 1 2 3 4 5
20 На моем прежнем профессиональном пути я переживал больше успехов, чем поражений (неудач) 1 2 3 4 5
21 В общем и целом я счастлив(а) и доволен(а) 1 2 3 4 5
22 Моя семья не очень интересуется моими проблемами по работе 1 2 3 4 5
23 Я мог(ла) бы быть совершенно счастлив(а) и без моей работы 1 2 3 4 5
24 Я считаю себя достаточно честолюбивым(ой) в том, что касается моего профессионального развития 1 2 3 4 5
25 Пожалуй, я работаю больше, чем нужно 1 2 3 4 5
26 Для вопрос чести не сделать на работе ни одной ошибки 1 2 3 4 5
27 После работы я могу легко от всего отключиться 1 2 3 4 5
28 Профессиональные провалы могут легко отбить у меня всякое желание работать 1 2 3 4 5
29 Неудачи меня не обескураживают, а побуждают еще к большим усилиям 1 2 3 4 5
30 Я думаю, что я человек достаточно импульсивный 1 2 3 4 5
31 Пока у меня еще не было настоящих профессиональных достижений 1 2 3 4 5
32 У меня есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом 1 2 3 4 5
33 Со стороны моего спутника/ моей спутницы (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) я хотел(а) бы большей заинтересованности моими профессиональными задачами и проблемами 1 2 3 4 5
34 Работа мне нужна как воздух 1 2 3 4 5
35 Я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других 1 2 3 4 5
36 Я склонен(а) к тому, чтобы работать на пределе своих сил 1 2 3 4 5
37 Что бы я ни делал(а), это должно быть (сделано) безупречно 1 2 3 4 5
38 Конец рабочего дня есть конец рабочего дня, и после этого я не растрачиваю себя уже на мысли о работе 1 2 3 4 5
39 Если у меня что-то не получается по работе, то это меня сильно угнетает 1 2 3 4 5
40 Я уверен(а), что смогу хорошо справиться со всеми требованиями, которые мне предъявит в будущем жизнь 1 2 3 4 5
41 Я думаю, что для окружающих я источник спокойствия 1 2 3 4 5
42 В моем профессиональном развитии мне практически все удавалось 1 2 3 4 5
43 Я не могу ни в чем пожаловаться на свою жизнь 1 2 3 4 5
44 В моей семье я всегда нахожу поддержку 1 2 3 4 5
45 Я не знаю, как бы я жил(а) без работы 1 2 3 4 5
46 У меня большие планы на мое профессиональное будущее 1 2 3 4 5
47 Режим моего дня характеризуется постоянной нехваткой времени 1 2 3 4 5
48 Для меня работа выполнена только тогда, когда я полностью удовлетворен(а) результатом 1 2 3 4 5
49 Рабочие проблемы занимают меня в течение всего дня, до самой ночи 1 2 3 4 5
50 Я легко падаю духом, если, несмотря на мои усилия, не достигаю успеха 1 2 3 4 5
51 Неудача может пробудить во мне новые силы 1 2 3 4 5
52 Практически во всех ситуациях я могу оставаться спокойным(ой) и рассудительным(ой) 1 2 3 4 5
53 Моя прежняя жизнь характеризуется профессиональными успехами 1 2 3 4 5
54 Некоторыми сторонами жизни я изрядно разочарован(а) 1 2 3 4 5
55 Иногда мне хотелось бы больше поддержки со стороны окружающих меня людей 1 2 3 4 5
56 В жизни есть вещи важнее работы 1 2 3 4 5
57 Профессиональный успех является для меня важной жизненной целью 1 2 3 4 5
58 Я все свои силы отдаю работе 1 2 3 4 5
59 Мне неприятно, если я должен(а) закончить работу, которая могла бы быть сделана еще лучше 1 2 3 4 5
60 Мои мысли почти все время крутятся вокруг работы 1 2 3 4 5
61 Если я с чем-то не справился(лась), то это отбивает у меня желание работать дальше 1 2 3 4 5
62 Если мне что-либо не удается, я упорствую и прилагаю все усилия, чтобы добиться успеха 1 2 3 4 5
63 Стрессовые ситуации и волнение вокруг меня оставляют меня равнодушным(ой) 1 2 3 4 5
64 Мои профессиональные достижения говорят сами за себя 1 2 3 4 5
65 Найдется совсем немного таких счастливых людей, как я 1 2 3 4 5
66 Когда мне нужны совет или помощь, всегда кто-нибудь оказывается рядом 1 2 3 4 5

 





межполовые различия в стратегиях принятия решений в зависимости от уровня развития креативности руководителей

 

РЕФЕРАТ

 

Выпускная квалификационная работа на … стр., включая приложений …, рис…., табл. …, библ. ….

Ключевые слова: межполовые различия, уровень креативности, руководители, стратегии принятия решений.

Объект исследования: особенности стратегий поведения мужчин и женщин руководителей.

Предмет исследования: межполовые особенности во взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности руководителей.

Цель исследования: выявить влияние межполовых различий руководителей на стратегии поведения и уровень развития креативности Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что: уровень развития креативности определяет эффективность стратегий решений профессиональных проблем; существуют различия в характеристиках креативности и стратегиях решения профессиональных проблем и типах поведения, которые обусловлены межполовыми различиями руководителей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть феномен креативности в деятельности руководителя в отечественной и зарубежной психологии, раскрыть роль профессиональной деятельности руководителя как сферы развития креативности;

2. Изучить модели принятия решений и эффективность руководства мужчин и женщин руководителей;

3. Проанализировать различные подходы к пониманию креативности;

4. Изучить уровень развития креативности мужчин и женщин руководителей;

5. Вывить межполовые различия в стратегиях поведения руководителей в ситуации предъявления им профессиональных требований;

6. Выявить характер и степень взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности в зависимости от половой принадлежности руководителя.

Методы и методики исследования: Теоретический анализ научной литературы, тестирование с использованием методик : Опросник на определение творческого потенциала; Методика диагностики невербальной креативности (методика Е.Торранса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994); Методика диагностики вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994); Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25), предложенный Т.В.Корниловой(1994); Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)- разработан У.Шааршмидтом и А.Фишером .

Математические методы обработки данных: методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).

Выборка: В исследовании приняли участие 36 женщин и 28 мужчин руководителей г. Казани

Результаты исследования:

1. В результате исследования творческого потенциала, вербальной и невербальной креативности было выявлено, что женщины руководители стремятся к преобразованию, а мужчины к стабильности, рациональности, достигают определенности в незнакомой ситуации на основе познавательных потребностей. 

2. При рассмотрении личностных факторов принятия решений в двух группах было установлено, что женщины руководители в ситуации профессиональной неопределенности принимают решения, ведущие к достижению цели на основе преобразования исходной информации, и направлены на поиск многовариантного решения проблем. Мужчины руководители, напротив, при принятии решении основываются на рациональности, продумывают результат решения, не проявляют гибкости в условиях неопределенности.

3. Для мужчин руководителей работа занимает важное место в жизни, ее значение для них велико, они стремятся к достижениям в профессиональной деятельности, хотят добиться роста в карьере, для женщин же работа имеет не первостепенное значение и стремление к профессиональному росту не велико. Возможно, это связано с чувствительностью к профессиональным проблемам и личными переживаниями, связанными с ощущением давления со стороны семьи и близких людей. Женщины чаще стремятся к безупречному выполнению работы - ответственность и самоконтроль выступают у женщин не только основой в достижении поставленной профессиональной цели, но и причиной эмоционального выгорания.

4. В результате изучения психической устойчивости руководителей  обнаружено, что мужчинам – руководителям более свойственна тенденция к отказу в ситуации неудач, а женщинам – руководителям – активная стратегия решения проблем. На наш взгляд, это  связано с психологическими особенностями мужчин и женщин, в частности, со склонностью мужчин сильнее переживать в ситуациях неудач в профессиональной сфере и с особенностью женщин – руководителей воспринимать подобные случаи лишь как стимул для поиска активных стратегий преодоления трудностей.

5. Межполовые различия наблюдаются по показателям эмоционального отношения к работе. Так, в группе женщин достоверно выше среднее значение по шкале чувства социальной поддержки. Подобное различие можно объяснить как особенностями профессии в образовательной сфере, так и особенность женщин фокусироваться на межличностных отношениях.

6. При сравнении типов поведения обнаружены достоверные различия. Так мужчины руководители в большей степени владеют стратегиями здорового и креативного типов поведения, менее расположены к профессиональному выгоранию, склонны к эмоциональной сдержанности, готовы к риску в ситуациях неопределенности. Женщины руководители, в отличие от мужчин, склонны к эмоциональному выгоранию.

7. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи творческой активности и творческого потенциала с показателями особенностей поведения в профессиональной деятельности в группах мужчин и женщин руководителей. Творческая активность актуализирует потенциальные возможности и личностные ресурсы, позволяя руководителю выстроить планы и перспективы профессиональной деятельности. Творческий потенциал обеспечивает эффективность стратегий решения профессиональных проблем, умение использовать необходимые стратегии в разрешении проблемных ситуаций и поведение в профессиональной среде.

Область применения: общая психология, психология управления, профессионального ориентирования и консультирования.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ                                                        ………………… 7

1.1 . Исследование креативности в отечественной и зарубежной психологии ….………………………………………………………………… 7              

1.2 . Профессиональная деятельность руководителя как сфера развития креативности ………………….……………………………………………… 18

1.3 . Модели принятия решений и эффективность руководства мужчин и женщин руководителей…………………………………………....................... 29

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК КРЕАТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ …………………………………………….…                      36

2.1. Организация и методы исследования …………………………………..  36

2.2. Изучение межполовых различий в характеристиках креативности руководителей……. ……………………………………………………………… 41

2.3. Изучение стратегий решения профессиональных проблем и выявление типов личности руководителей в зависимости от половой принадлежности……………………………….. .………………………………. 45

2.4. Выявление характера и степени взаимосвязи стратегий решений профессиональных проблем и характеристик креативности в исследуемых группах      ………………………………………………………………………… 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 61

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………… 64

ПРИЛОЖЕНИЯ ….…………………………………………………………… 67




Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.