Дедуктивный и индуктивный подходы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

дедуктивный подход: при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных психических феноменов (явлений). например, если анализируется «проблема посттравматического стресса», то сначала рассматриваются общие проблемы изучения стресса, а затем переходят конкретно к описанию специфики проявления посттравматического стресса. индуктивный подход: анализируются и обобщаются эмпирические данные отдельных экспериментальных исследований по проблеме. © в. в. константинов

Подходы (окончание)

аналитический подход: осуществляется анализ отдельных сторон проблемы и выделяются различия в подходах авторов к исследованию проблемы. структурно-логический подход: выделяются предпосылки, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению психического явления, логика формирования и развития проблемы. рассматриваются различные структуры психических явлений, модели, их эволюция в представлении ученых. например, рассматриваются механизмы восприятия в античности, представления о восприятии в средние века, в современное время. или логические аспекты представлений о рефлекторном акте, начиная с «машинообразного акта» (р. декарт) до рефлекторной дуги (и. м. сеченов, и. п. павлов) и заканчивая моделью рефлекторного кольца (н. а. бернштейн, п. к. анохин). феноменологический подход: рассмотрение проблемы заключается в описании ее наиболее существенных сторон. например, в описании: 1) понятия стресса; 2) причин стресса; 3) механизмов стресса; 3) последствий стресса; 4) стратегий выхода из стрессовой ситуации и т. д. © в. в. константинов

Тема 8. гипотеза исследования

Гипотеза исследования

гипотеза – (как правило) утверждение, описывающее взаимосвязь между двумя (или более) переменными

гипотеза:

· угрозы концептуальной валидности :

1. ненужная дупликация 2. теоретическая изоляция

o обзор литературы

· каузальный конструкт

· поведенческий конструкт

© p.d. cherulnik

Источники гипотез. 1

собственные наблюдения

собственные наблюдения → предварительные вопросы о причинах человеческого поведения

дж. роттер | интернальный-экстернальный локус контроля | его гипотеза о существовании такого психологического конструкта, как локус контроля, основано на наблюдениях, которые он сделал во время психотерапевтических сеансов (некоторые из его клиентов рассказывали о событиях своей жизни так, словно их собственное поведение не имеет к ним никакого отношения) норман триплетт | социальная фасилитация (термин ввел не он) | его предположение о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным и активным действиям основано на наблюдениях за велосипедистами. он заметил (велосипедный спорт был его увлечением), что они показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером.

Источники гипотез. 2

 опыт других людей

источник опыта других людей ← отслеживание текущей информации: сми и прочее

дж. дарли и б. латане | эффект свидетеля | дарли и латане сформулировали свою гипотезу о «распылении ответственности», узнав об убийстве китти дженовезе в 1964 г., свидетелями которого стали 38 человек, ни один из которых не только не помог, но даже не вызвал полицию.

стэнли милгрэм | подчинение авторитету | исследования милгрэма демонстрирует то, как интерес к историческим событиям может подтолкнуть к выдвижению гипотезы. по сути, милгрэма пытался понять, почему обыкновенные немецкие граждане участвовали в нацистских преступлениях в 30-40-х гг. xx в.

Источники гипотез. 3

психологическая теория

создание стройной психологической теории – одна из важнейших причин проведения психологических исследований 

л. фестингер | когнитивный диссонанс | дискомфорт, возникающий, когда у человека одновременно имеются идеи, несогласующиеся между собой, или когда возникает противоречие между убеждениями и внешним поведением. фестингер с учениками проверили свою теорию на последователях одного из культов. г. харлоу | природа привязанности | провел одно из классических исследований, основанных на теории: то, в котором получаются данные, позволяющие сделать выбор среди конкурирующих теорий. в его исследовании сталкивались две теории: одна из них объясняла привязанность детеныша к матери биологическим инстинктом, другая говорила, что кормление грудью подкрепляет детскую привязанность (выбор между «суррогатными матерями».

Источники гипотез. 4

предшествующие исследования

предшествующие исследования → источник информации о новых методах, том, что уже известно, а также источник новых идей  

у. демент | исследования фазы быстрого сна | предположил, что фаза быстрого сна и сновидения необходимы для нормального функционирования, основываясь на предшествующих работах клейтмана, который обнаружил, что бдг-фаза и сновидения связаны между собой.

р. зайнс и г. маркус | порядок рождения и интеллект | их исследования было вдохновлено исследованием л. бельмонта и ф. мароллы. более того, они использовали те же самые данные, чтобы выдвинуть теорию о том, что интеллектуальное развитие каждого человека зависит от количества интеллектуальной стимуляции, полученной в родительской семье

Источники гипотез. 5

случайные научные результаты

порой исследователь проверяет одну гипотезу, но выявляет в исследовании нечто настолько неожиданное, что становится гораздо более заинтересованным в совершенно другой гипотезе

м. селигман и с. майер | выученная беспомощность | селигман и майер изучали научение избеганию на собаках в челночной коробке. некоторые собаки не могли научиться избегать тока. селигман выяснил, что ранее они участвовали в опытах, в которых нельзя было избежать удара током → формировалась выученная беспомощность

Источники гипотез. 6

новые технологии

психологические исследования зависят от доступных в конкретный исторический период технологий  

р. сперри и м. гэззенига | расщепленный мозг | проводили многочисленные исследования расщепленного мозга (человеческий мозг, разделенный хирургическим путем на независимые друг от друга полушария). такая возможность появилась в 50-х гг. xx в. с развитием медицинских технологий. полушария имеют свою специализацию

р. хаир и коллеги | мозг, интеллект и глюкоза | выяснили, что у испытуемых с высоким уровнем интеллекта по мере научения решать задачи метаболизм глюкозы становится более локализованным, чем у испытуемых с низким уровнем интеллекта (хотя у них потребление глюкозы больше). необходима пэт-технология (позитронноэмиссионная томография)

Источники гипотез. 7

необходимость решить практические проблемы прикладные исследования как один из источников развития психологии. гипотезы вводятся из практических нужд  

м. смит и дж. гласс | эффективность психотерапии | использовали мета-анализ (обзор 375 предшествующих исследований эффективности психотерапии). исследование показало, что психотерапия и в самом деле эффективна (то есть после психотерапии пациенты чувствуют себя лучше, чем без нее), а разные ее виды по эффективности отличаются весьма незначительно + новая технология для сравнения: в 1952 г. айзенк проанализировал 24 исследования психотерапии и сделал вывод о том, что психоанализ был гораздо менее эффективным, чем полное отсутствие терапии. более того, эклектическая терапия (соединение разных подходов) по своей эффективности оказалась немного ниже, чем полное отсутствие терапии

Концептуальная валидность

концептуальная валидность апеллирует к качеству гипотезы, на базе которой построено исследование. def. степень, до которой проверка конкретной исследовательской гипотезы способна внести значимый вклад к существующему знанию о поведении

обзор литературы :

1. проверялась ли уже данная гипотеза в других исследованиях

<- не забывать о важности двойной проверки в некоторых случаях: другая выборка, методы измерения

2. опасность теоретической изоляции

<- есть ли новый значимый вклад: гипотеза должна заполнять пробелы в существующем знании

общие требования к гипотезам. 1

1. «гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема» (ядов, 2003)

комментарий. это требование означает, что любой конструкт, который вы используете в своем психологически исследовании, должен быть операционализирован посредством определенных процедур.

общие требования к гипотезам. 2

2. гипотеза «не должна противоречить ранее установленным научным фактам. иными словами, гипотеза объясняет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения. например, гипотеза “чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой” должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным. известно, что при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная – нет. другая гипотеза – “функциональное содержание труда (т. е. включая степень монотонности и разнообразия работы) детерминирует удовлетворенность работой” – не противоречит этим сведениям и может быть принята для проверки» (ядов, 2003)

комментарий. тут ядов не совсем прав, поскольку установленный факт может быть «установлен некорректно». нужно учитывать, что факт это всегда суждение о явлении, а не «сырые данные». поэтому в ряде случаев выдвигаемая гипотеза может противоречить существующим фактам, но тогда следует обосновать, почему те факты, которым она противоречит, ложны.

общие требования к гипотезам. 3

3. «из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. она не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания. наше предположение о влиянии функционального содержания труда на отношение к работе имело единственное ограничение: “при данных социально-экономических условиях”. между тем гипотеза проверялась только на рабочих. значит ли это, что следует ограничить предположение дополнительными условиями? нет. потому что нам не известны факты, противоречащие высказанному предположению, если применить его к инженерному труду или к труду сельскому» (ядов, 2003)

комментарий. тут ядов, по сути, апеллирует к бритве оккама. при объяснении «не множьте сущности»: если поведение можно объяснить неким физиологическим процессом или социальным фактом, не нужно полагать, что причина его бог, супер-эго или сверхъестественная причина.

общие требования к гипотезам. 4

4. «хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании. так, указанная в примере гипотеза была подтверждена на небольшой пробной выборке рабочих (около 250 человек) старше 30 лет» (ядов, 2003)

комментарий. это значит, что вам нужно учитывать репрезентативность выборки. репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. учтите, если вы подтвердили вашу гипотезу только на студентах женского пола, то с перенесением выводов на большую совокупность людей могут быть проблемы.

общие требования к гипотезам. 5

5. «гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. хотя это требование также очевидно, оно нередко нарушается» (ядов, 2003)

комментарий. не выдвигайте гипотез, для проверки которых у вас нет необходимых технологий. ваши возможности, не в последнюю очередь, ограничены инструментарием, нельзя об этом забывать.

общие требования к гипотезам. 6

6. «рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в данном исследовании. это требование подводит итог всем предыдущим. оно предполагает, что в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей. специфическими являются выводные гипотезы, т. е. те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами» (ядов, 2003)

комментарий. гипотеза должна быть руководством к действию. если она недостаточно точно сформулирована, можно будет столкнуть с невозможность ее проверки в конкретном исследовании.

Виды гипотез

1. теоретическая гипотеза - гипотеза о связях конструктов между собой или о связях конструктов и поведения.

2. эмпирическая гипотеза – гипотеза о связи переменных между собой

a. экспериментальная гипотеза (эг) – гипотеза о влиянии нп на зп (и о его характере).

b. контргипотеза (кг) – гипотеза об отсутствии влияния нп на зп.

c. конкурирующая гипотеза – гипотеза об альтернативном характере связи между нп и зп.

3. статистическая гипотеза допускает наблюдения статистической природы.

Гипотеза. операционализация

переход от теоретической гипотезы к эмпирической осуществляется путем операционализации конструктов.

операционализация (операциональное определение) – описание конструктов и теоретических понятий в терминах операций, которые необходимы для их наглядной (эмпирической) фиксации. результат операционализации переменных – методика.

пример: конструкт «мотивация» можно операционализовать с помощью внешних подкреплений, а можно – с помощью выявления типичных жизненных тем (тат)

операциональная валидность: адекватна ли эмпирическая гипотеза и вся методика терминам и конструктам, заявленным в теоретической гипотезе?

конструктная валидность: адекватно ли интерпретировать результаты эксперимента в терминах той или иной теории?

Статистическая гипотеза

статистической гипотезой называется утверждение о соответствии той или иной выборки некоторому классическому распределению или о совпадении основных числовых характеристик распределений. иными словами, это формальное предположение о случайности или не случайности сходства (или различий) характеристик объектов или связей между ними

т. о. статистическая гипотеза - это форма представления эмпирической гипотезы, позволяющая проверить ее статистическими средствами. принято считать, что нулевая гипотеза h 0 – это гипотеза об отсутствии различий или связей между переменными, а альтернативная h1 – гипотеза о наличии различий или связей между переменными. проверка статистических гипотез состоит в вычислении некоторого статистического критерия по полученным эмпирическим данным и его сравнении с критическим значением, определяемым по соответствующим таблицам математической статистики. если эмпирическое значение критерия меньше табличного, то принимается истинность гипотезы h 0. эта гипотеза отвергается, если эмпирическое значение критерия равно табличному значению критерия или больше него. 

Ошибки при проверке сг

при проверке статистических гипотез неизбежен риск принять ложное решение. различают два рода ошибок, которые возможны при принятии статистических решений: ошибка 1-го рода – принимается решение отклонить гипотезу h 0, которая в действительности оказывается верной; ошибка 2-го рода – принимается решение принять гипотезу h0, хотя в действительности она является неверной.

по содержанию гипотезы можно разделить на три вида:

1) гипотезы о наличии явления; 2) гипотезы о связи между явлениями; 3) гипотезы о причинной связи между явлениями.

Тема 9. дизайн исследования

Дизайн исследования

дизайн исследования – методология и процедура проведения научного исследования :

исследовательская стратегия

+

 исследовательский план

->>

• исследовательский вопрос • гипотеза исследования • зависимые и независимые переменные • экспериментальный план (если необходимо) • методы сбора данных • план статистического анализа?

Исследовательская стратегия

исследовательская стратегия – общий подход к исследованию, определяемый типом вопроса, на который исследователь ищет ответ

типы :

описательная стратегия (каково состояние дел?)

корреляционная стратегия (определение связи между переменными)

экспериментальная стратегия (установление каузальных связей)

квази-экспериментальная стратегия (исследование ex post facto)

© f. j. gravetter

исследовательский план

исследовательский план – совокупность методов и процедур, необходимых для проведения исследования

типы:

внутригрупповой план (изучение воздействия внутри группы)

межгрупповой план (сравнение двух групп)

факторный план (исследование влияния двух и более переменных)

план с одним испытуемым (воздействия на одного испытуемого)

© f. j. gravetter

Дизайн исследования: типы

дизайн исследования:

© пассивный

© экспериментальный

© квазиэкспериментальный

© систематический обзор и мета-анализ

пассивный дизайн (пд)

пассивный дизайн – дизайн исследования, в котором исследователь изучает ковариацию переменных без манипулирования ими.

типы:

· описательный дизайн

· корреляционный дизайн

· межгрупповой дизайн

Пд: описательный дизайн

главная цель описательных исследований заключается в получении подобной описательной информации. данный вид исследований позволяет подробно описать естественное поведение индивидуумов или групп индивидуумов в определенных условиях. 

наука ли? ->

пятинедельное пребывание чарлза дарвина на галапагосских островах изменило наше представление о жизни на земле: был найден ответ на основной вопрос биологии - о происхождении видов и естественном отборе.

наблюдение в естественных условиях! дарвин не строил планов экспериментов и не применял статистические методы.

Пд: описательный дизайн

эмпирические исследования временных трендов

наблюдения в естественных условиях

включенное наблюдение

Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.