используется центроидный (centroid) факторный анализ
специальные программы: • pcq (платная) • pqmethod
выделяются факторы
создаются факторные матрицы (f-собрание)
интерпретация факторных матриц (соотнесение с q-собранием)
Тема 11. проведение исследования и анализ данных. интерпретация результатов
Выборка исследования
правильное определение выборки исследования имеет критическое значение для психологических исследований, в частности, при сравнении групп, генерализации полученных результатов, а также последующих мета-аналитических исследований
apa publication manual
основные демографические характеристики
· пол
· возраст
· уровень образования
· социоэкономический статус
в исследовании приняли участие 70 студентов новосибирского государственного университета в возрасте от 17 до 22 лет (m = 19, sd = 2.1), из них 28 мужского и 42 женского пола, 38 с гуманитарных факультетов и 32 с естественнонаучных факультетов. что не указано?
Статистические методы
виды м етодов статистической обработки данных
1. параметрические (методы сравнения средних) – основаны на анализе параметров распределения (среднего и дисперсии). обычно требуют высокого уровня измерений (не ниже интервальной шкалы) и нормальности распределений зп.
2. непараметрические – основаны на оценке других дескриптивных статистик (обычно медиан) распределений. не требуют выполнения допущений параметрических методов.
Корреляционный анализ
направлен на выявление тесноты взаимосвязи между двумя зп (коэффициент корреляции, от -1 до 1)
в психологии наиболее часто используются:
коэффициенты корреляций :
a. коэффициент линейной корреляции пирсона (для интервальных шкал)
· параметрический
b. коэффициент ранговой корреляции спирмена (для порядковых шкал)
· непараметрический
общие рекомендации
• не учите читателя своей работы статистике • не интерпретируйте результаты, просто сообщайте о них • избегайте двусмысленных формулировок и таблиц • убедитесь в том, что ваш текст читается осмысленно без опоры на схемы и таблицы • убедитесь в том, что ваш текст является связным • убедитесь в том, что в тексте содержатся ссылки на все схемы и таблицы (даже на те, что помещены в приложениях к работе) • убедитесь в том, что вы представили дескриптивные данные, прежде чем переходить к проверке гипотез • убедитесь в том, что в текст включены все данные, которые будут обсуждаться в разделе, посвященном интерпретации результатов • желательно в любом случае проверить используемые методики на надежность (α-кронбаха) и представить данные
Интерпретация результатов
после представления результатов их необходимо оценить и интерпретировать (найти психологический смысл), особенно в контексте ваших исходных гипотез. вы свободны как в своей интерпретации, так и в выведении следствий из результатов
apa publication manual «неправильно думают те, кто считает, что представленные количественные данные исследования говорят сами за себя. их необходимо интерпретировать, из них нужно сделать определенные обобщения и выводы. осуществляется это в рамках выдвинутых теорий, концепций, обоснованных методологических подходов проведенного научного исследования, с возможным привлечением (ссылкой) экспериментальных данных исследований других авторов, в соответствии с логикой научного анализа, а также собственным пониманием исследователем психологических особенностей, механизмов изучаемых явлений и полученных результатов. интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна, ее глубина определяется уровнем квалификации исследователя». © в. в. константинов
общие рекомендации
• четко обозначьте, подтвердились или не подтвердились гипотезы вашего исследований • укажите на возможные проблемы, которые могли повлиять на полученные результаты • интерпретируйте результаты в теоретическом контексте, заданным обзором литературы • если возможно, выведите из полученных результатов практические следствия • укажите направления дальнейших исследований в данной области • укажите то, насколько можно генерализировать полученные результаты • следите за тем, чтобы интерпретация результатов была обоснованной
Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.