Анализ статьи. методический раздел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

фокус:

• внутренняя валидность

могли ли другие факторы, кроме указанных независимых переменных, повлиять на зависимые переменные

• конструктная валидность

правильно ли операционализирована гипотеза: адекватны ли методы теории

 • внешняя валидность

насколько результаты конкретного исследования можно распространить на всю популяцию и весь класс подобных ситуаций 

Анализ статьи. результаты

фокус : • валидность статистических выводов

валидность статистических выводов связана с границами корректного использования статистики и получением на основании статистического анализа правильных выводов

 

• выборка • адекватность выбора статистических процедур • корректно ли представлены результаты статистического анализа

анализ статьи. обсуждение и заключение

фокус: • валидность выводов

из правильно построенного эксперимента можно сделать валидные («правильные», достоверные) выводы, подразумевая отсутствие в них ошибок обобщения или ошибок умозаключений, но в выводах можно ошибиться.

• соотвествуют ли данные теории • обращаются ли авторы к теории при интерпретации результатов • рассматривают ли авторы альтернативные объяснения • обсуждают ли авторы проблемы исследования, возможные артефакты и ограничения

Быстрое чтение (бут и др.)

1. изучите географию источника

а. если источник книга:

 • прочтите первые несколько предложений каждого абзаца в предисловии; • найдите в содержании прологи, введения, итоговые главы и т.д.; • просмотрите предметный указатель: какие темы имеют ссылки на самое большое число страниц; • просмотрите библиографию (список литературы), отмечая источники, на которые больше всего ссылок; • пролистайте главы книги, чтобы увидеть, разделены ли они на разделы с заголовками и имеют ли они краткие выводы в конце.

б. если источник статья:

 • прочтите аннотацию, если она есть; • пролистайте ее, чтобы узнать, озаглавлены ли ее разделы; • просмотрите библиографию.

Быстрое чтение (бут и др.)

2. найдите проблему/вопрос и решение/главное утверждение

а. если источник книга:

 • прочтите введение, выводы, первую и последнюю главы

б. если источник статья:

 • прочтите введение, обращая особое внимание на его последние два абзаца, и выводы.

Быстрое чтение (бут и др.)

3. определите ключевые промежуточные идеи

а. если источник книга:

 • прочтите первый и последний абзацы каждой главы; • затем прочтите каждую главу, как если бы она была отдельной статьей (см. ниже).

б. если источник статья:

 • найдите ее разделы; • прочтите первый и последний абзацы каждого раздела.

Быстрое чтение (бут и др.)

4. найдите ключевые понятия

• начните с выяснения ключевых понятий. если вы добавите эти понятия в ваши библиографические заметки, вы сможете воспользоваться ими, чтобы увидеть связи между источниками, которые заслуживают более пристального внимания. если эти шаги указывают на источник, который представляется подходящим, вернитесь к нем и прочитайте его внимательно, этот процесс облегчается тем что вы уже имеете представление о важнейших элементах данного источника..

составление конспекта (а. м. перлов)

 «не верьте тем, кто требует уважительного отношения к книге. уважительное отношение к книге выражается в черкании на ней» 

 у. эко. с. 146.

• приобретать в собственность самое важное (особенно первоисточники) 

 • ксерокопирование – и библиотечных изданий, и находящихся в собственности → возможность использования маркеров

конспектирование – не только механическое средство, повышающее восприятие информации, и даже не только средство ее потом вспомнить, но способ ее сократить и логически переупорядочить в зависимости от конкретных целей 

центральная категория: понимание конспектируемой точки зрения

составление конспекта (а. м. перлов)

непонятный конспект смысла не имеет

->

 не оставлять непонятыми ключевые слова и термины. желательно смотреть их не в словарях-энциклопедиях-интернете вообще, а именно в связи с их словоупотреблением у конспектируемого автора. если смысл целого не дается без усилий – начинайте работать по частям. читайте по странице, по абзацу или по несколько предложений, и записывайте после прочтения каждого кусочка свое самое важное впечатление. → если вы читаете (хороший) текст, и он идет так легко, что нечего и записывать – остановитесь и заставьте себя записать. в конце перечитать конспект (весь, или по крупным частям) и попробовать составить его логическую схему написать (если есть трудности и желание их и себя преодолеть, то именно написать, а не устно) итоговый абзац-другой аннотации. о чем это было, что утверждается, с чем автор спорит и зачем это вообще надо было писать.

составление конспекта (а. м. перлов)

1. конспект должен предоставлять совокупность выписок, которые потом будет удобно поместить в собственном тексте в качестве цитат.

 • маркеры с характеристикой предполагаемого использования этой выписки в своей работе; • маркеры контекста выписки. 

 2. конспект должен давать исследователю возможность для обзорного взгляда на прочитанную публикацию. кроме этого, он должен устанавливать дистанцию по отношению к прочитанному материалу, иначе возникает опасность зависимости от чужих интерпретаций, несамостоятельности, а в худшем случае – плагиата.

 3. абзацы конспекта должны быть короткие.

 4. конспект должен содержать не только текст прочитанной вами публикации или ее аутентичный пересказ. конспект должен содержать и ваш собственный голос, голос комментария к прочитанной работе. 

 научный стиль

1. следует писать в безличной форме

 –: частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». так писать нельзя.

+: следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.

2. следует избегать «повседневных примеров»

примеры в научных текстах - материя тонкая. их задача - не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.

Научный стиль

3. следует избегать «беседы с читателем».

 –: «как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «что такое бессознательное?»

+: таких выражений просто не должно быть.

4. следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

5. следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

один абзац – одна мысль

Научный стиль

6. следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций.

7. следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

–: «по мнению психологов…» - звучит голословно. +: «по мнению психологов [1, 24, 89] …» - звучит намного убедительнее..

Научный стиль

3. следует избегать «беседы с читателем».

 –: «как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «что такое бессознательное?»

+: таких выражений просто не должно быть.

4. следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

примеры в научных текстах - материя тонкая. их задача - не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.

логика обзора литературы  © в. в. константинов

семь подходов к построению

1) на хронологии исследований в этой области (исторический, генетический подход);

2) на значении вклада каждого автора в исследуемую проблему (персоналистский подход);

3) на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных явлений, особенностей их проявления (дедуктивный подход);

 4) на переходе от рассмотрения частных эмпирических исследований к общим выводам, подходам в исследовании (индуктивный подход);

5) на анализе особенностей подходов различных авторов к исследованию проблемы (аналитический подход);

6) на изучении содержательных и логических аспектов представлений о развитии психических явлений (структурно-логический подход);

 7) на изучении авторами отдельных сторон проблемы (феноменологический подход). ©

Генетический подход

теоретический анализ строится, исходя из исторического контекста рассмотрения данной проблемы (от античности до современности или от первых экспериментальных исследований в данной области до современности). например, описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы. например: «идея инстинкта впервые была выдвинута в философской школе стоиков, затем...»; «проблема стресса впервые стала изучаться...»; «следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...»; «в конце 1990-х годов главной темой иссле-дований проблемы личности стал подход...».

© в. в. константинов

Персоналистский подход

анализ освещает наиболее значимый вклад каждого из зарубежных и отечественных ученых, школ и направлений в разработку данной проблемы. например: «при рассмотрении проблемы эмоций в бихевиоризме главное внимание обращалось прежде всего на...»; «психоаналитическое направление главный акцент в изучении эмоций делало на...»; «представители когнитивной психологии считали, что в основе эмоциональных состояний...».

© в. в. константинов

Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.