фокус:
• внутренняя валидность
могли ли другие факторы, кроме указанных независимых переменных, повлиять на зависимые переменные
• конструктная валидность
правильно ли операционализирована гипотеза: адекватны ли методы теории
• внешняя валидность
насколько результаты конкретного исследования можно распространить на всю популяцию и весь класс подобных ситуаций
Анализ статьи. результаты
фокус : • валидность статистических выводов
валидность статистических выводов связана с границами корректного использования статистики и получением на основании статистического анализа правильных выводов
• выборка • адекватность выбора статистических процедур • корректно ли представлены результаты статистического анализа
анализ статьи. обсуждение и заключение
фокус: • валидность выводов
из правильно построенного эксперимента можно сделать валидные («правильные», достоверные) выводы, подразумевая отсутствие в них ошибок обобщения или ошибок умозаключений, но в выводах можно ошибиться.
• соотвествуют ли данные теории • обращаются ли авторы к теории при интерпретации результатов • рассматривают ли авторы альтернативные объяснения • обсуждают ли авторы проблемы исследования, возможные артефакты и ограничения
Быстрое чтение (бут и др.)
1. изучите географию источника
а. если источник книга:
• прочтите первые несколько предложений каждого абзаца в предисловии; • найдите в содержании прологи, введения, итоговые главы и т.д.; • просмотрите предметный указатель: какие темы имеют ссылки на самое большое число страниц; • просмотрите библиографию (список литературы), отмечая источники, на которые больше всего ссылок; • пролистайте главы книги, чтобы увидеть, разделены ли они на разделы с заголовками и имеют ли они краткие выводы в конце.
б. если источник статья:
• прочтите аннотацию, если она есть; • пролистайте ее, чтобы узнать, озаглавлены ли ее разделы; • просмотрите библиографию.
Быстрое чтение (бут и др.)
2. найдите проблему/вопрос и решение/главное утверждение
а. если источник книга:
• прочтите введение, выводы, первую и последнюю главы
б. если источник статья:
• прочтите введение, обращая особое внимание на его последние два абзаца, и выводы.
Быстрое чтение (бут и др.)
3. определите ключевые промежуточные идеи
а. если источник книга:
• прочтите первый и последний абзацы каждой главы; • затем прочтите каждую главу, как если бы она была отдельной статьей (см. ниже).
б. если источник статья:
• найдите ее разделы; • прочтите первый и последний абзацы каждого раздела.
Быстрое чтение (бут и др.)
4. найдите ключевые понятия
• начните с выяснения ключевых понятий. если вы добавите эти понятия в ваши библиографические заметки, вы сможете воспользоваться ими, чтобы увидеть связи между источниками, которые заслуживают более пристального внимания. если эти шаги указывают на источник, который представляется подходящим, вернитесь к нем и прочитайте его внимательно, этот процесс облегчается тем что вы уже имеете представление о важнейших элементах данного источника..
составление конспекта (а. м. перлов)
«не верьте тем, кто требует уважительного отношения к книге. уважительное отношение к книге выражается в черкании на ней»
у. эко. с. 146.
• приобретать в собственность самое важное (особенно первоисточники)
• ксерокопирование – и библиотечных изданий, и находящихся в собственности → возможность использования маркеров
конспектирование – не только механическое средство, повышающее восприятие информации, и даже не только средство ее потом вспомнить, но способ ее сократить и логически переупорядочить в зависимости от конкретных целей
центральная категория: понимание конспектируемой точки зрения
составление конспекта (а. м. перлов)
непонятный конспект смысла не имеет
->
не оставлять непонятыми ключевые слова и термины. желательно смотреть их не в словарях-энциклопедиях-интернете вообще, а именно в связи с их словоупотреблением у конспектируемого автора. если смысл целого не дается без усилий – начинайте работать по частям. читайте по странице, по абзацу или по несколько предложений, и записывайте после прочтения каждого кусочка свое самое важное впечатление. → если вы читаете (хороший) текст, и он идет так легко, что нечего и записывать – остановитесь и заставьте себя записать. в конце перечитать конспект (весь, или по крупным частям) и попробовать составить его логическую схему написать (если есть трудности и желание их и себя преодолеть, то именно написать, а не устно) итоговый абзац-другой аннотации. о чем это было, что утверждается, с чем автор спорит и зачем это вообще надо было писать.
составление конспекта (а. м. перлов)
1. конспект должен предоставлять совокупность выписок, которые потом будет удобно поместить в собственном тексте в качестве цитат.
• маркеры с характеристикой предполагаемого использования этой выписки в своей работе; • маркеры контекста выписки.
2. конспект должен давать исследователю возможность для обзорного взгляда на прочитанную публикацию. кроме этого, он должен устанавливать дистанцию по отношению к прочитанному материалу, иначе возникает опасность зависимости от чужих интерпретаций, несамостоятельности, а в худшем случае – плагиата.
3. абзацы конспекта должны быть короткие.
4. конспект должен содержать не только текст прочитанной вами публикации или ее аутентичный пересказ. конспект должен содержать и ваш собственный голос, голос комментария к прочитанной работе.
научный стиль
1. следует писать в безличной форме
–: частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». так писать нельзя.
+: следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.
2. следует избегать «повседневных примеров»
примеры в научных текстах - материя тонкая. их задача - не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.
Научный стиль
3. следует избегать «беседы с читателем».
–: «как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «что такое бессознательное?»
+: таких выражений просто не должно быть.
4. следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
5. следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
один абзац – одна мысль
Научный стиль
6. следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций.
7. следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)
–: «по мнению психологов…» - звучит голословно. +: «по мнению психологов [1, 24, 89] …» - звучит намного убедительнее..
Научный стиль
3. следует избегать «беседы с читателем».
–: «как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «что такое бессознательное?»
+: таких выражений просто не должно быть.
4. следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
примеры в научных текстах - материя тонкая. их задача - не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.
логика обзора литературы © в. в. константинов
семь подходов к построению
1) на хронологии исследований в этой области (исторический, генетический подход);
2) на значении вклада каждого автора в исследуемую проблему (персоналистский подход);
3) на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных явлений, особенностей их проявления (дедуктивный подход);
4) на переходе от рассмотрения частных эмпирических исследований к общим выводам, подходам в исследовании (индуктивный подход);
5) на анализе особенностей подходов различных авторов к исследованию проблемы (аналитический подход);
6) на изучении содержательных и логических аспектов представлений о развитии психических явлений (структурно-логический подход);
7) на изучении авторами отдельных сторон проблемы (феноменологический подход). ©
Генетический подход
теоретический анализ строится, исходя из исторического контекста рассмотрения данной проблемы (от античности до современности или от первых экспериментальных исследований в данной области до современности). например, описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы. например: «идея инстинкта впервые была выдвинута в философской школе стоиков, затем...»; «проблема стресса впервые стала изучаться...»; «следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...»; «в конце 1990-х годов главной темой иссле-дований проблемы личности стал подход...».
© в. в. константинов
Персоналистский подход
анализ освещает наиболее значимый вклад каждого из зарубежных и отечественных ученых, школ и направлений в разработку данной проблемы. например: «при рассмотрении проблемы эмоций в бихевиоризме главное внимание обращалось прежде всего на...»; «психоаналитическое направление главный акцент в изучении эмоций делало на...»; «представители когнитивной психологии считали, что в основе эмоциональных состояний...».
© в. в. константинов
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.