Правила для формулирования заданий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

© п. клайн, 1994

1. устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данных заданий 2. формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы (утверждения) 3. задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения 4. в каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение 5. избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий

6. насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства

7. при помощи инструкций обеспечьте, чтобы испытуемые давали первые приходящие на ум ответы

Создание собственной методики

разработка концепции опросника

создание перечня пунктов опросника

апробация опросника с анализом психометрических характеристик (внутренняя согласованность, ретестовая надежность, валидность)

внесение изменений в предварительную версию опросника

психометрическая проверка модифицированного опросника

Основные качественные методы

 (1) этнографический метод

ориентирован на исследование поведения, форм повседневной жизнедеятельности представителей тех или иных культур или социальных групп 

(2) метод «обоснованной теории»

направлен на создание теории, объясняющей социальные процессы, лежащие в основе той или иной культурной группы 

(3) феноменологический метод

направлен на получение ясного описаний переживания человека, на раскрытие структуры переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности 

фокус: культурная группа → наука: культурная антропология

фокус: культурная группа → наука: социология

фокус: индивидуальный опыт → наука: психология / философия

Феноменологический метод

базовые принципы (по а. м. улановскому):

1. качественно-описательный характер; 2. ориентацию на переживание как предмет исследования; 3. использование рефлексивных данных; 4. отказ от любых теоретических допущений и выводов; 5. использование обыденного языка описания.

основные процедуры (по а. м. улановскому):

• феноменологическая редукция; • феноменологическое интуирование; • феноменологический анализ; • феноменологическое описание

Феноменологический метод. анализ по амедео джорджи (1985)

разбиение текста на смысловые единицы

преобразование смысловых единиц

объединение смысловых единиц в кластеры

создание структурного описания

Q-методология. у. стефенсон

уильям стефенсон (1902-1989)

«изучение поведения: q-техника и иее методология» (1953) «игровая теория массовых коммуникаций» (1967) q-методология преподается как альтернативная r-методологии лишь в некоторых университетах, к тому же не на психологических факультетах.. 

«в обязательном порядке препятствовать студентам, изучающим индивидуальную и социальную психологию, копирование проектов стефенсона, в том виде, в каком он их представляет». (кронбах, глезер, 1954)

Q-методология vs r-методология

r-методология q-методология  
корреляционный и факторный анализ личностных свойств (черт)   корреляционный и факторный анализ людей  
т.е. пункты – переменные, люди – случаи   т.е. люди- переменные, пункты – случаи  
цель: объективное измерение черт   цель: научное изучение субъективности  
усреднение реакций акцент на уникальности  

 

Q-методология

основные принципы q-методологии (оперантного субъективизма) были сформулированы уильямом стефенсоном в 1935 году суть методики 1. каждый испытуемый из выборки (p-собрание) 2. ... сортирует набор элементов (q-собрание) 3. ... в субъективную осмысленную систему (q-сортировка). 4. q-сортировки подвергаются факторному анализу (q-анализ), 5. ... в результате которого выделяются факторы, интерпретация            которых позволяет выявить набор субъективных точек зрения(fсобрание) 

Q-методология. q-собрание

элементы в собрании могут быть практически любыми (утверждения, изображения, музыкальные произведения и т.д.)

источник элементов может быть также любым (интервью, анализ литературы, неформальная дискуссия) q-собрание может быть структурированным и неструктурированным

q-собрание должно быть сбалансировано (обычно 40-80 элементов) 

Q-методология. q-сортировка

обычно в q-исследованиях карточки раскладываются так, чтобы в результате образовалась симметричная кривая, близкая к колокообразной кривой нормального распределения (квази-нормальное распределение), хотя, как показывают исследования, даже значительные отклонения от выбранной конфигурации не оказывают влияния на итог вычислений. 

инструкция принудительного выбора vs инструкция свободного выбора

Q-методология. p-собрание

.р. браун: нужно стремиться к как можно большему разнообразию

интенсивное p-собрание vs экстенсивное p-собрание с

интенсивное p-собрание экстенсивное p-собрание  
множество условий инструкции   сортировка выполняется в одних условиях всеми испытуемыми  
небольшое количество людей или даже лишь один человек (глубинный анализ) обычно от 40 до 60 человек (порой меньше)  

Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.