акцентируется внимание на объекте
осознание влияния познавательных средств на объект
начинает приниматься во внимание активность субъекта
не осознается ценностная и мировоззренческая обусловленность целей науки, стратегии исследования
Постнеклассический тип рациональности
признание активной роли субъекта , взаимодействия со средствами
осознание роли ценностно-целевых установок, связанных с вненаучными, социальными целями как важного компонента научного знания.
Тема 4. тема и программа психологического исследования
типы исследовательских вопросов © meltzoff, 1999
вопросы существования существует ли бессознательное?
описательные и классификационные вопросы каковы личностные характеристики людей, которые не хотят иметь детей?
сравнительные вопросы умнее ли атеисты, чем религиозные люди?
композиционные вопросы каковы компоненты интеллекта?
вопросы отношений связан ли образ тела с самооценкой?
вопросы причинности как влияют упражнения на время реакции?
Боязнь экспериментальных идей
гениефобия
имитациофобия
параферналиофобия и мануалофобия
экономофобия
калькулятофобия
имперфектофобия
псевдононфоносциентофобия
эргофобия
© д. мартин, 2002
Стратегии поиска темы
личные стратегии
личный опыт генерирование идей чтение/тв
межличностные стратегии
разговоры с преподавателями другие студенты
печатные источники
журналы учебники монографии
электронные источники
поиск через internet онлайн конференции
© leong, muccio, 2006
четыре главных совета (а. перлов)
«тренируйте глаз». «мыслите в рамках конкретных форматов». «заботьтесь обо всех компонентах (рабочей) темы, а не только о формулировке заглавия». «проверяйте тему при помощи внешних критериев».
тренируйте глаз (а. перлов)
понимание того, что делает тему удачной и актуальной в конкретном сообществе, приходит благодаря знакомству с примерами удачных, «парадигмальных» тем.
особенно познавательным может стать чтение: 1) наиболее форматных исследований – т.е. диссертаций или дипломов. 2) исследований, которые публикуются в официальных журналах этого сообщества или этой дисциплины.
важно не забывать про собственные цели: что именно вы хотите научиться делать так, как делают в этом сообществе? если вы хотите удачно сформулировать заглавие темы – достаточно читать авторефераты (впрочем, не только формулировки – нужно хотя бы примерно представлять себе соотношение источников, проблем и предметов). если хотите выбрать, чем вы будете заниматься ближайшие несколько лет – тогда смотрите на людей, принадлежащих к этому научному сообществу. хотите ли вы жить с этими людьми хотя бы несколько лет? если хотите симулировать принадлежность к сообществу, посмотрите, как это делается, с какого момента «преступников» начинают «ловить».
мыслите в рамках конкретных форматов (а. перлов)
тема – не абстрактная, пусть даже и хорошая формулировка, а определенный план деятельности.
«мне надо написать работу объемом в 70 страниц и предполагая, что его читателями будут ххх, yyy и zzz. это означает (особенно из-за zzz), что мне надо не написать весь текст к маю, а, в идеале, написать развернутый проспект страниц на 12 в декабре и пример анализа страниц на 6 еще раньше, чтобы они это раздраконили и позволили мне написать второй вариант, уже учитывающий их удивительные представления о прекрасном» (а. перлов)
заранее пытайтесь представить себе жанр своего проекта (например, сопоставление источников и сравнение версий, эмпирическое исследование и пр.).
заботьтесь обо всех компонентах (а. перлов)
тема (в рабочем понимании) – не источник, проблема или предмет исследования, а их выстроенное соотношение. другие компоненты темы: заглавие, методология, структура (проблемные формулировки глав и / или задач). тема и «ключевые слова».
Функции ключевых слов
«маркеры – когда вы встречаете их или то, что они обозначают, в вашем источнике, вы «делаете стойку». при их помощи вы ищете в сети интернет источники и литературу по теме. ключевые слова указывают на то, что у вашей работы есть разные радиусы, более и менее широкие поля проблем и источников, или пограничные области; способствуют реалистическому уточнению структуры исследования. помогают библиографам и чиновникам определить ваше исследование в правильный раздел знаний». © а. м. перлов
Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.