Неклассический тип рациональности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

акцентируется внимание на объекте

осознание влияния познавательных средств на объект

начинает приниматься во внимание активность субъекта

не осознается ценностная и мировоззренческая обусловленность целей науки, стратегии исследования

Постнеклассический тип рациональности

признание активной роли субъекта , взаимодействия со средствами

осознание роли ценностно-целевых установок, связанных с вненаучными, социальными целями как важного компонента научного знания.

Тема 4. тема и программа психологического исследования

типы исследовательских вопросов © meltzoff, 1999

 

вопросы существования существует ли бессознательное?

описательные и классификационные вопросы каковы личностные характеристики людей, которые не хотят иметь детей?

сравнительные вопросы умнее ли атеисты, чем религиозные люди?

композиционные вопросы каковы компоненты интеллекта?

вопросы отношений связан ли образ тела с самооценкой?

вопросы причинности как влияют упражнения на время реакции?

Боязнь экспериментальных идей

гениефобия

имитациофобия

параферналиофобия и мануалофобия

экономофобия

калькулятофобия

имперфектофобия

псевдононфоносциентофобия

эргофобия

© д. мартин, 2002

Стратегии поиска темы

личные стратегии

личный опыт генерирование идей чтение/тв

межличностные стратегии

разговоры с преподавателями другие студенты

печатные источники

журналы учебники монографии

электронные источники

поиск через internet онлайн конференции

© leong, muccio, 2006

четыре главных совета (а. перлов)

 «тренируйте глаз». «мыслите в рамках конкретных форматов». «заботьтесь обо всех компонентах (рабочей) темы, а не только о формулировке заглавия». «проверяйте тему при помощи внешних критериев».

тренируйте глаз (а. перлов)

понимание того, что делает тему удачной и актуальной в конкретном сообществе, приходит благодаря знакомству с примерами удачных, «парадигмальных» тем.

особенно познавательным может стать чтение: 1) наиболее форматных исследований – т.е. диссертаций или дипломов. 2) исследований, которые публикуются в официальных журналах этого сообщества или этой дисциплины. 

важно не забывать про собственные цели: что именно вы хотите научиться делать так, как делают в этом сообществе? если вы хотите удачно сформулировать заглавие темы – достаточно читать авторефераты (впрочем, не только формулировки – нужно хотя бы примерно представлять себе соотношение источников, проблем и предметов). если хотите выбрать, чем вы будете заниматься ближайшие несколько лет – тогда смотрите на людей, принадлежащих к этому научному сообществу. хотите ли вы жить с этими людьми хотя бы несколько лет? если хотите симулировать принадлежность к сообществу, посмотрите, как это делается, с какого момента «преступников» начинают «ловить».

мыслите в рамках конкретных форматов (а. перлов)

тема – не абстрактная, пусть даже и хорошая формулировка, а определенный план деятельности.

«мне надо написать работу объемом в 70 страниц и предполагая, что его читателями будут ххх, yyy и zzz. это означает (особенно из-за zzz), что мне надо не написать весь текст к маю, а, в идеале, написать развернутый проспект страниц на 12 в декабре и пример анализа страниц на 6 еще раньше, чтобы они это раздраконили и позволили мне написать второй вариант, уже учитывающий их удивительные представления о прекрасном» (а. перлов)

заранее пытайтесь представить себе жанр своего проекта (например, сопоставление источников и сравнение версий, эмпирическое исследование и пр.).

заботьтесь обо всех компонентах (а. перлов)

 тема (в рабочем понимании) – не источник, проблема или предмет исследования, а их выстроенное соотношение. другие компоненты темы: заглавие, методология, структура (проблемные формулировки глав и / или задач). тема и «ключевые слова».

Функции ключевых слов

 «маркеры – когда вы встречаете их или то, что они обозначают, в вашем источнике, вы «делаете стойку». при их помощи вы ищете в сети интернет источники и литературу по теме. ключевые слова указывают на то, что у вашей работы есть разные радиусы, более и менее широкие поля проблем и источников, или пограничные области; способствуют реалистическому уточнению структуры исследования. помогают библиографам и чиновникам определить ваше исследование в правильный раздел знаний». © а. м. перлов

Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.