Тема 3. основы методологии психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

методология – учение о методах, методиках, принипах, способах и средствах познания

искусство правильной постановки вопросов

наука о культурах мышления, присущих тому или иному сообществу

искусство свободного мышления

философская оптика, которая помогает видеть одни явления и не видеть другие

уровни методологического анализа © смирнов, корнилова, 2006

уровень основные особенности
философская методология общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. производится мировоззренческое обобщение полученных результатов.
уровень общенаучных принципов и форм исследования содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно
конкретнонаучная методология совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
уровень методики и техники исследования связан с исследовательской практикой. это нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. 

 

Методологическая лестница

1. философские основания теории 2. научные основания теории

3. концепции, теоретические гипотезы, теории

4. теоретические модели

5. поле эмпирической проверки (эмпирическая гипотеза)( релевантный факт )((сравнение))

6. нормализованные данные

7. эмпирические описания (нарративы) 8. факты 9. репрезентации, «сырые данные»

10. свидетельства

 © н. с. розов, 2002

Структура психологических теорий

© а. в. юревич, 2010 юревич а. в. методология и социология психологии. м.: изд-во «институт психологии ран», 2010. с. 70-85.

«топология» фактуального поля

измерения фактуального поля (континуумы) полярные виды фактов (полюса континуумов)
«жесткость» «жесткие» факты – «мягкие» факты
воспроизводимость факты, воспроизводящиеся при любых условиях, – единичные факты
контекстуальная зависимость контекстуально независимые факты – факты, полностью зависимые от контекста
теоретическая нагруженность факты, независимые от теорий, – факты, полностью зависимые от теорий
социализация широко известные факты – малоизвестные факты

© а. в. юревич, 2010

Общие типы когнитивных систем

когнитивные системы примеры конституирующие признаки
метатеории когнитивизм, бихевиоризм, психоанализ объяснение психологической реальности, способы ее исследования
парадигмы позитивистская и гуманистическая психология модели человека, подходы к его изучению
социодигмы исследовательская и практическая психология различные внутридисциплинарные сообщества
метадигмы западная наука, восточная наука, паранаука, религия типы рациональности

Схизисы психологии

один подход в психологии vs любой другой подход в психологии

научная (академическая) психология vs практическая психология (психотехника)

научная психология vs техники самопознания

западная психология vs восточная психология

Типы научной рациональности

научные революции как смена типов научной рациональности (в. степин)

тип научной рациональности – состояние научной деятельности, направленной на получение объективной истины и представленной как отношение «субъект – средства деятельности – объект».

на разных этапах развития науки доминировал свой тип научной рациональности.

Классический тип рациональности

объект – главный компонент отношения «субъект – средства - объект»

не учитывается активность субъекта

исключается влияние познавательных средств не осознается социокультурная обусловленность оснований науки

Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.