ТЕМА 12. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что есть наука?

Наука – как секс. Иногда получается что-то полезное, но не из-за этого мы ей занимаемся

Ричард Фейнман

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов

Какая-то энциклопедия

Особенности науки

В чем принципиальная разница между научным знанием и знанием, основанным на здравом смысле? 

1. Научное знание иначе организовано, оно подчиняется жестким требованиям, правилам 2. Научное знание всегда предполагает более широкое поле сбора материала для обобщений и суждений 3. Научное знание отличается способом объяснения событий 

Британский социолог 3. Бауман 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА

классический (первый) позитивизм 

махизм и эмпириокритицизм (второй позитивизм) 

неопозитивизм (логический позитивизм)

постпозитивизм 

Карл Поппер: жизнь теории

Сопоставление с фактами: если предложения не противоречат фактам, то теория продолжает жить если предложения теории опровергаются (фальсифицируются) фактами, то теория считается ложной. Поиск новой теории

В основании теории находятся гипотезы (предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезам, их истинность нельзя доказать Из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами. 

Научная теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру: Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы Дедукция позволяет сверить содержание гипотез с экспериментальными фактами. Факты проверяют теорию на прочность (годится - не годится).

Карл Поппер: теория

Проблема демаркации - задача философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Метод демаркации – принцип фальсификации.

 Принцип фальсификации требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.

 Принцип фаллибилизма утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. 

 Теория «трех миров» утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

Имре Лакатос

Лакатос разработал методологию научноисследовательских программ (НИП), смягчающую жесткость фальсификационизма: теория отживает свой век не тогда, когда объявляется противоречащий ей факт, а когда о себе заявляет теория, которая лучше предыдущей НИП есть серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. 

В программу входит негативная эвристика – правила-запреты Позитивная эвристика - стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые следует решать.

(Жесткое ядро

Защитный пояс)

Томас Кун

Допарадигмальная наука – эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ. Каждая группа строит свои теории без ссылок на внешние авторитеты и образцы.

Нормальная наука - период господства той или иной парадигмы, образцовой теории используемой для относительно согласованного и единообразного решения возникающих проблем

Революционная наука - создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. (есть определенное сходство с допарадигмальной наукой)

Томас Кун: парадигма и ДМ

Парадигма (дисциплинарная матрица) – это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Я предлагаю термин «дисциплинарная матрица»: «дисциплинарная» потому, что она учитывает обычную принадлежность ученыхисследователей к определенной дисциплине; «матрица» – потому, что она составлена из упорядоченных элементов различного рода, причем каждый из них требует дальнейшей спецификации. Все или большинство предписаний из той группы предписаний, которую я в первоначальном тексте называю парадигмой, частью парадигмы или как имеющую парадигмальный характер, являются компонентами дисциплинарной матрицы. В этом качестве они образуют единое целое и функционируют как единое целое.  

Томас Кун

Пол Фейерабенд

Создает концепцию эпистемологического анархизма Фейерабендом отрицается: • существование объективной истины • представление о кумулятивности научного знания и преемственности в его развитии Для него развитие науки есть череда случайных и произвольных переворотов

Пол Фейерабенд: суть теории

Принцип пролиферации (размножения) теорий – ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Плюрализм в методологии науки – следствие принципа пролиферации теорий. Методологический анархизм: каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии.

Зачем заниматься наукой?

Должен признаться, что по мере углубления в работу я все более увлекался системой, хотя и теперь вижу ее многие слабые места. Возможно, система и не подходит под окончательные каноны научной процедуры. Но меня это не особо волнует… В конце концов, единственный определенный критерий – это развлечение. И я развлекался.

Эдвард Толмен

Миф о науке

1. Научное знание основано на твердых эмпирических фактах 2. Теории выводятся из фактов (и, следовательно, вторичны по отношению к ним) 3. Наука развивается посредством постепенного накопления фактов 4. Поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение 5. Теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции 6. Теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку экспериментом

Weimer, 1976

Ох уж эти факты

Результаты наблюдения приобретают статус фактов. В то же время факты не идентичны результатам наблюдения, а включают их определенные интерпретации. Научный факт не существует как таковой - в виде «чистых» данных, он всегда включен в определенную интерпретативную структуру

«Наука вообще не знает «голых» фактов, а те «факты», которые включены в наше познание, уже рассмотрены определенным образом, а следовательно, существенно концептуализированы»

 интерпретация фактов часто парадоксальным образом «опережает» сами факты

Фейерабенд, 1986. С. 149 

Авторитарные теории

Советы Б. Махони тому, кто не хочет отказываться от любимой теории под давлением противоречащих ей фактов

1. Отрицайте валидность фактов (вследствие артефактов, невоспроизводимости, плохого измерения, методологических недостатков, сомнений в профессионализме экспериментатора). 2. Признайте эти факты, но отрицайте, что они способны повлиять на поддерживаемую вами теорию (т. е. переинтерпретируйте их как иррелевантные, малосущественные и т. д.). 3. Совершите «эсхатологический шаг» - признайте и факты, и то, что они бросают вызов вашей теории, но утверждайте, что «в конце концов», когда будут собраны все релевантные данные, достоверность этой теории будет доказана

Mahoney, 1976. P. 159

Homo Scientus

Основные атрибуты фантастического Homo Scientus

 1) высокий интеллект, часто отождествляемый с высоким уровнем творческой одаренности 2) полная уверенность во всесилии логического мышления и умение его осуществлять 3) совершенные навыки экспериментирования, обеспечивающие оптимальный отбор надежных данных 4) объективность и эмоциональная нейтральность, лояльность только по отношению к истине 5) гибкость, заключающаяся в постоянной готовности изменить свое мнение под влиянием фактов 6) скромность и личная незаинтересованность в славе и признании; 7) коллективизм, проявляющийся в готовности делиться знанием и вступать в кооперативные отношения с коллегами 8) отсутствие категоричных суждений в тех случаях, когда факты недостаточны или неоднозначны

 Mahoney, 1976. P. 4

Сэр Сирил Бёрт: что же Вы так?!

1) Незнание (или притворное незнание) о преступлении

2) Отрицание обвинений

3) Подбор жюри

4) Соглашении о признании меньшей вины

 5) Обвинение обвинителей

6) Сомнение в психической уравновешенности

7) Изгнание

8) Восстановление престижа науки

Дата: 2019-02-02, просмотров: 199.