Методы психологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация методов Г.Д. Пирьова

Наблюдение 1. Объективное наблюдение 1) непосредственное наблюдение; 2) объективно-клиническое наблюдение; | 3) опосредованное наблюдение. 2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение): 1) непосредственное самонаблюдение; | 2) опосредованное самонаблюдение. Эксперимент 1. Лабораторный эксперимент: 1) классический;  | 2) психометрия. 2. Естественный эксперимент. 3. Психолого-педагогический эксперимент. 1) констатирующий; | 2) формирующий. Моделирование Психологическая  характеристика Вспомогательные методы (неспецифические для психологии) 1. Физиологические, фармакологические, биохимические и т. д. 2. Математические. 3. Графические. Специальные методы (специфические для психологии) 1. Генетический метод. 2 Метод сравнительного исследования. 3. Патопсихологический метод.

Методы психологического исследования

1. Герменевтический метод 2. Биографический метод 3. Наблюдение 4. Самонаблюдение 5. Клинический метод 6. Эксперимент

Методы психологического исследования

Классификация методов Б. Г. Ананьева

Организационная группа: 1. сравнительный 2. лонгитюдный 3. комплексный Группа эмпирических способов получения данных: 1. наблюдение и самонаблюдение; 2. экспериментальные методы; 3. психодиагностические методы; 4. приемы анализа процессов и продуктов деятельности; 5. метод моделирования; 6. биографический метод. Методы и приемы обработки эмпирических данных: 1. методы математической статистики; 2. качественная характеристика полученного материала. Интерпретационные методы 1. генетический метод; 2. структурный метод. 

Классификация методов психодиагностики

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ: 1. Тесты 2. Личностные опросники (стандартизированный самоотчет) 3. Проективные методы ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ (Бурлачук, 2003):

• опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла); • опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка (?)); • опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса); • опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера); • опросники ценностей (например, опросник Д. Супера); • опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

А также: факторные и эмпирические                

одномерные и многомерные

Подходы к конструированию шкал

 (1) Рационально-теоретический подход

Простое составление пунктов на основе теоретических представлений о конструкте (высокая очевидная валидность, но низкая дискриминантная валидность) (2) Эмпирический критериально-ключевой подход

Отбор пунктов на основе их способности дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Напр., MMPI (низкая внутренняя согласованность)

 (3) Факторно-аналитический подход

Главная цель – создание относительно гомогеннных шкал с высокой дискриминантной валидностью. Напр., 16 PF Кэттела

 (4) Подход, основанный на конструктной валидности

Ориентация на конструктную валидность на всех этапах конструирования шкалы (от написания пунктов до проверки внешней валидности) 

Основные факторные опросники

Факторные опросники :

1. 16 PF

2. Опросники Айзенка

a. EPI

b. EPQ

c. EPP

3. Big Five

a. NEO PI

b. BFM

Опросник 16-PF Кэттела

ТРИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКА ДАННЫХ: 1. L-данные (life-record data) 2. Q-данные (questionnaire data) 3. OT-данные (objective-test data)

Лексическая гипотеза

 

Нет такой индивидуальной особенности в человеческом поведении, которая не могла бы найти отражение в языке (Cattell, 1943)

1. Оллпорт и Одберт (1936) обнаружили свыше 4500 дескрипторов черт 2. Кэттелл (1943) устранил в этом списке синонимы: 180 дескрипторов, затем дальнейшее сокращение до 42-46 дескрипторов 3. Кэттелл (1943/1957) оценивал по этим дескрипторам поведение людей, после чего данные подвергались факторному анализу, давая от 12 до 15 факторов.

Большая пятерка

История выделения факторов Тьюпес и Кристел (1961) – повторный анализ шкал Кэттелла. Выделили пять факторов

Норман (1967) – представил 1431 понятие, которые позднее разбил на 75 кластеров в соответствии с факторами Тьюпеса и Кристела. Голдберг (1981) – проанализировал ряд работ и предположил, что любая модель индивидуальных различий так или иначе будет сводиться - на некотором уровне - к пяти факторам Коста и Маккрей (1978) – кластерный анализ корреляций между заданиями 16 PF. Выделили два фактора (экстраверсия и нейротизм), к которым добавили открытость к опыту (?) и предположили, что в каждом факторе 6 граней (36). Позднее было добавлено еще два фактора (сговорчивость и добросовестность).

OCEAN: Openness + Conscientiousness + Extroversion + Agreeableness + Neuroticism

Опросники Айзенка

fa fa 1947: MMQ - Моудслейский медицинский опросник (Maudsley Medical Questionnaire) / диагностика нейротицизма. 40 пунктов 1956: MPI - Моудслейский личностный опросник (Maudsley Personality Inventory) / диагностика нейротицизма и экстраверсии. 48 пунктов (по 24 на каждое измерение) 1963: EPI – Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Inventory) / диагностика нейротицизма и экстраверсии + шкала лжи. 48 пунктов (две формы) 1963: EPQ – Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Questionnaire) / диагностика нейротицизма, экстраверсии и психотизма + шкала лжи. 90 пунктов (есть форма с буферными вопросами: 101 пункт). EPQ-R: 1985 1991: EPP – Личностный профиль по Айзенку (Eysenck Personality Profiler) / диагностика нейротицизма, экстраверсии и психотизма + шкала лжи. 21 шкала (37) + шкала лжи. 440 пунктов

Опросники Айзенка: EPP-S

1997: EPP-S – Личностный профиль по Айзенку – Сокращенная форма (Eysenck Personality Profiler – Shorter version) / диагностика нейротицизма, экстраверсии и психотизма + шкала лжи. 9 шкал (33) + шкала лжи. 200 пунктов (по 20 на шкалу). Адаптирован в России в 1999 г. (Когито-центр) 1. E: Экстраверсия E1: Общительность E2: Активность E3: Напористость 2. N: Нейротизм N1: Тревожность N2: Неполноценность N3: Подавленность 3. P: Психотизм P1: Склонность к риску P2: Импульсивность P3: Безответственность 4. L: Шкала лжи

-> r=-0,85 между P и объединенным фактором из A и С

Создание собственной методики © П. Клайн, 1994

Типы заданий

 Вопросы с ответом типа «да - нет». Вопросы с ответами типа «да - ? - нет», Альтернативные задания (с ответами типа «правда - ложь») Задания с ответами типа «нравится - не нравится» Задания с рейтинговыми шкалами Разнообразные трихотомические задания Трихотомические задания с выбором Задания с вынужденным выбором

Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.