Фокус:
• внутренняя валидность
могли ли другие факторы, кроме указанных независимых переменных, повлиять на зависимые переменные
• конструктная валидность
правильно ли операционализирована гипотеза: адекватны ли методы теории
• внешняя валидность
насколько результаты конкретного исследования можно распространить на всю популяцию и весь класс подобных ситуаций
Анализ статьи. Результаты
Фокус : • валидность статистических выводов
Валидность статистических выводов связана с границами корректного использования статистики и получением на основании статистического анализа правильных выводов
• выборка • адекватность выбора статистических процедур • корректно ли представлены результаты статистического анализа
Анализ статьи. Обсуждение и заключение
Фокус: • валидность выводов
Из правильно построенного эксперимента можно сделать валидные («правильные», достоверные) выводы, подразумевая отсутствие в них ошибок обобщения или ошибок умозаключений, но в выводах можно ошибиться.
• соотвествуют ли данные теории • обращаются ли авторы к теории при интерпретации результатов • рассматривают ли авторы альтернативные объяснения • обсуждают ли авторы проблемы исследования, возможные артефакты и ограничения
Быстрое чтение (Бут и др.)
1. Изучите географию источника
а. Если источник книга:
• прочтите первые несколько предложений каждого абзаца в предисловии; • найдите в содержании прологи, введения, итоговые главы и т.д.; • просмотрите предметный указатель: какие темы имеют ссылки на самое большое число страниц; • просмотрите библиографию (список литературы), отмечая источники, на которые больше всего ссылок; • пролистайте главы книги, чтобы увидеть, разделены ли они на разделы с заголовками и имеют ли они краткие выводы в конце.
б. Если источник статья:
• прочтите аннотацию, если она есть; • пролистайте ее, чтобы узнать, озаглавлены ли ее разделы; • просмотрите библиографию.
Быстрое чтение (Бут и др.)
2. Найдите проблему/вопрос и решение/главное утверждение
а. Если источник книга:
• прочтите введение, выводы, первую и последнюю главы
б. Если источник статья:
• прочтите введение, обращая особое внимание на его последние два абзаца, и выводы.
Быстрое чтение (Бут и др.)
3. Определите ключевые промежуточные идеи
а. Если источник книга:
• прочтите первый и последний абзацы каждой главы; • затем прочтите каждую главу, как если бы она была отдельной статьей (см. ниже).
б. Если источник статья:
• найдите ее разделы; • прочтите первый и последний абзацы каждого раздела.
Быстрое чтение (Бут и др.)
4. Найдите ключевые понятия
• Начните с выяснения ключевых понятий. Если вы добавите эти понятия в ваши библиографические заметки, вы сможете воспользоваться ими, чтобы увидеть связи между источниками, которые заслуживают более пристального внимания. Если эти шаги указывают на источник, который представляется подходящим, вернитесь к нем и прочитайте его внимательно, этот процесс облегчается тем что вы уже имеете представление о важнейших элементах данного источника..
Составление конспекта (А. М. Перлов)
«Не верьте тем, кто требует уважительного отношения к книге. Уважительное отношение к книге выражается в черкании на ней»
У. Эко. С. 146.
• Приобретать в собственность самое важное (особенно первоисточники)
• Ксерокопирование – и библиотечных изданий, и находящихся в собственности → возможность использования маркеров
Конспектирование – не только механическое средство, повышающее восприятие информации, и даже не только средство ее потом вспомнить, но способ ее сократить и логически переупорядочить в зависимости от конкретных целей
Центральная категория: понимание конспектируемой точки зрения
Составление конспекта (А. М. Перлов)
Непонятный конспект смысла не имеет
->
Не оставлять непонятыми ключевые слова и термины. Желательно смотреть их не в словарях-энциклопедиях-Интернете вообще, а именно в связи с их словоупотреблением у конспектируемого автора. Если смысл целого не дается без усилий – начинайте работать по частям. Читайте по странице, по абзацу или по несколько предложений, и записывайте после прочтения каждого кусочка свое самое важное впечатление. → если Вы читаете (хороший) текст, и он идет так легко, что нечего и записывать – остановитесь и заставьте себя записать. В конце перечитать конспект (весь, или по крупным частям) и попробовать составить его логическую схему Написать (если есть трудности и желание их и себя преодолеть, то именно написать, а не устно) итоговый абзац-другой аннотации. О чем это было, что утверждается, с чем автор спорит и зачем это вообще надо было писать.
Составление конспекта (А. М. Перлов)
1. Конспект должен предоставлять совокупность выписок, которые потом будет удобно поместить в собственном тексте в качестве цитат.
• Маркеры с характеристикой предполагаемого использования этой выписки в своей работе; • Маркеры контекста выписки.
2. Конспект должен давать исследователю возможность для обзорного взгляда на прочитанную публикацию. Кроме этого, он должен устанавливать дистанцию по отношению к прочитанному материалу, иначе возникает опасность зависимости от чужих интерпретаций, несамостоятельности, а в худшем случае – плагиата.
3. Абзацы конспекта должны быть короткие.
4. Конспект должен содержать не только текст прочитанной вами публикации или ее аутентичный пересказ. Конспект должен содержать и ваш собственный голос, голос комментария к прочитанной работе.
Научный стиль
1. Следует писать в безличной форме
–: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.
+: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.
2. Следует избегать «повседневных примеров»
Примеры в научных текстах - материя тонкая. Их задача - не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.
Научный стиль
3. Следует избегать «беседы с читателем».
–: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое бессознательное?»
+: Таких выражений просто не должно быть.
4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
5. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
Один абзац – одна мысль
Научный стиль
6. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций.
7. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)
–: «По мнению психологов…» - звучит голословно. +: «По мнению психологов [1, 24, 89] …» - звучит намного убедительнее..
Научный стиль
3. Следует избегать «беседы с читателем».
–: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое бессознательное?»
+: Таких выражений просто не должно быть.
4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
Примеры в научных текстах - материя тонкая. Их задача - не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.
Логика обзора литературы © В. В. Константинов
Семь подходов к построению
1) на хронологии исследований в этой области (исторический, генетический подход);
2) на значении вклада каждого автора в исследуемую проблему (персоналистский подход);
3) на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных явлений, особенностей их проявления (дедуктивный подход);
4) на переходе от рассмотрения частных эмпирических исследований к общим выводам, подходам в исследовании (индуктивный подход);
5) на анализе особенностей подходов различных авторов к исследованию проблемы (аналитический подход);
6) на изучении содержательных и логических аспектов представлений о развитии психических явлений (структурно-логический подход);
7) на изучении авторами отдельных сторон проблемы (феноменологический подход). ©
Генетический подход
Теоретический анализ строится, исходя из исторического контекста рассмотрения данной проблемы (от античности до современности или от первых экспериментальных исследований в данной области до современности). Например, описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы. Например: «Идея инстинкта впервые была выдвинута в философской школе стоиков, затем...»; «Проблема стресса впервые стала изучаться...»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...»; «В конце 1990-х годов главной темой иссле-дований проблемы личности стал подход...».
© В. В. Константинов
Персоналистский подход
Анализ освещает наиболее значимый вклад каждого из зарубежных и отечественных ученых, школ и направлений в разработку данной проблемы. Например: «При рассмотрении проблемы эмоций в бихевиоризме главное внимание обращалось прежде всего на...»; «Психоаналитическое направление главный акцент в изучении эмоций делало на...»; «Представители когнитивной психологии считали, что в основе эмоциональных состояний...».
© В. В. Константинов
Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.