Используется центроидный (centroid) факторный анализ
Специальные программы: • PCQ (платная) • PQMethod
Выделяются факторы
Создаются факторные матрицы (f-собрание)
Интерпретация факторных матриц (соотнесение с q-собранием)
ТЕМА 11. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ДАННЫХ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выборка исследования
Правильное определение выборки исследования имеет критическое значение для психологических исследований, в частности, при сравнении групп, генерализации полученных результатов, а также последующих мета-аналитических исследований
APA Publication Manual
Основные демографические характеристики
· Пол
· Возраст
· Уровень образования
· Социоэкономический статус
В исследовании приняли участие 70 студентов Новосибирского государственного университета в возрасте от 17 до 22 лет (M = 19, SD = 2.1), из них 28 мужского и 42 женского пола, 38 с гуманитарных факультетов и 32 с естественнонаучных факультетов. Что не указано?
Статистические методы
Виды м етодов статистической обработки данных
1. Параметрические (методы сравнения средних) – основаны на анализе параметров распределения (среднего и дисперсии). Обычно требуют высокого уровня измерений (не ниже интервальной шкалы) и нормальности распределений ЗП.
2. Непараметрические – основаны на оценке других дескриптивных статистик (обычно медиан) распределений. Не требуют выполнения допущений параметрических методов.
Корреляционный анализ
Направлен на выявление тесноты взаимосвязи между двумя ЗП (коэффициент корреляции, от -1 до 1)
В психологии наиболее часто используются:
Коэффициенты корреляций :
a. коэффициент линейной корреляции Пирсона (для интервальных шкал)
· Параметрический
b. коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для порядковых шкал)
· Непараметрический
Общие рекомендации
• Не учите читателя своей работы статистике • Не интерпретируйте результаты, просто сообщайте о них • Избегайте двусмысленных формулировок и таблиц • Убедитесь в том, что Ваш текст читается осмысленно без опоры на схемы и таблицы • Убедитесь в том, что Ваш текст является связным • Убедитесь в том, что в тексте содержатся ссылки на все схемы и таблицы (даже на те, что помещены в приложениях к работе) • Убедитесь в том, что вы представили дескриптивные данные, прежде чем переходить к проверке гипотез • Убедитесь в том, что в текст включены все данные, которые будут обсуждаться в разделе, посвященном интерпретации результатов • Желательно в любом случае проверить используемые методики на надежность (α-Кронбаха) и представить данные
Интерпретация результатов
После представления результатов их необходимо оценить и интерпретировать (найти психологический смысл), особенно в контексте ваших исходных гипотез. Вы свободны как в своей интерпретации, так и в выведении следствий из результатов
APA Publication Manual «Неправильно думают те, кто считает, что представленные количественные данные исследования говорят сами за себя. Их необходимо интерпретировать, из них нужно сделать определенные обобщения и выводы. Осуществляется это в рамках выдвинутых теорий, концепций, обоснованных методологических подходов проведенного научного исследования, с возможным привлечением (ссылкой) экспериментальных данных исследований других авторов, в соответствии с логикой научного анализа, а также собственным пониманием исследователем психологических особенностей, механизмов изучаемых явлений и полученных результатов. Интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна, ее глубина определяется уровнем квалификации исследователя». © В. В. Константинов
Общие рекомендации
• Четко обозначьте, подтвердились или не подтвердились гипотезы вашего исследований • Укажите на возможные проблемы, которые могли повлиять на полученные результаты • Интерпретируйте результаты в теоретическом контексте, заданным обзором литературы • Если возможно, выведите из полученных результатов практические следствия • Укажите направления дальнейших исследований в данной области • Укажите то, насколько можно генерализировать полученные результаты • Следите за тем, чтобы интерпретация результатов была обоснованной
Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.