Изучение состояния звуковой стороны речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение. Выявление особенностей звукопроизношения не только в отдельных словах, но и во фразовой речи.

Стимульный материал. Наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (–) – пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель:

 

 

 

Фамилия, имя ребенка

 

 

Возраст

 

 

Звукопроизношение

 

 

Особенности темпа речи, речевого дыхания

 

 

Дифференциация звуков

Оценка

речи в

баллах

 

 

с ш з ж ц ч с щ п б т д к г л р
                           

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл – 3, соответствует высокому; 2 – среднему; 1 – низкому уровню развития звуковой стороны речи детей:

 

  Критерий оценки звуковой стороны речи Баллы Уровень развития звуковой стороны
1 Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. 3 Высокий  
2 Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков. 2 Средний
3 Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулиро­вать темпы речи и дыхания отсутствует. 1 Низкий

 

Источник: Поваляева М. А. Справочник логопеда. М: Изд – во Феникс, 2002. – 135 с.

Изучение уровня практического осознания элементов речи

Инструкция. Изучение осознания языковых элементов.

Стимульный материал.

Задания:

1. Скажи одно слово.

2. а) Произнеси одни звук, б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки
в этом слове.

3. а) Скажи одно предложение, б) Сколько слов в предложении «Дети любят
играть»? в) Назови первое слово, второе, третье.

Оценка результатов.

Высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).

Протокол обследования.

Фамилия, имя ребенка

 

 

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

 

 

выделение слова фонемный анализ   анализ предложений
         

Интерпретация результатов. Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3 – 4 балла – среднему и меньше 3 – низкому уровню осознания языковых элементов.

Источник: Поваляева М. А. Справочник логопеда. М: Изд – во Феникс, 2002. – 135 с.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех использования методики изучения умственного развития детей и правильность выводов об его уровне в большой мере определяется соблюдением целого ряда требований, предъявляемых к обследованию. Так, обследование должно представлять собой не экзамен, а совместную деятельность ребенка и экспериментатора. При этом функция экспериментатора состоит не только в том, чтобы довести до понимания ребенка содержание задания, но и помочь ему его выполнить, используя разные приемы помощи. Такое сотрудничество помогает ребенку мобилизовать имеющиеся у него знания и умения, а экспериментатору – выявить его возможности. Во время обследования контактировать с ребенком должен только один человек, который намечает план опроса ребенка, устанавливает контакт с ним, нередко затрачивая на это много усилий.

Обследование младших школьников нужно начинать с легких, игровых заданий. Смысл таких заданий в установлении контакта с обследуемым. Выполнив их, ребенок охотно принимает следующие задания, положительное отношение к деятельности мобилизует испытуемого, помогает выявить его возможности. Это важно особенно для детей с задержкой психического развития, которые переживают свои не­удачи, быстро истощаются, не могут собраться, вспомнить нуж­ные сведения и поэтому показывают результаты ниже своих возможностей. Постепенно по мере обследования сложность за­даний возрастает.

Для результативности обследования ребенка важны пра­вильная последовательность предъявления заданий из всего набора и их объем. Дефицит времени на комиссиях при обсле­довании детей приводит к тому, что все пробы не могут быть использованы, а чаще всего в этом нет необходимости. Поэтому очень важно, чтобы из всего набора заданий были выбраны именно те, которые необходимы в каждом конкретном случае.

При обследовании детей не может быть показателем время выполнения заданий. Объясняется это тем, что среди аномаль­ных есть дети с диаметрально противоположным, патологиче­ски обусловленным темпом деятельности. С одной стороны, это заторможенные дети, медленно реагирующие на любые раз­дражители, с другой, – двигательно расторможенные, импуль­сивно действующие при каждом задании. При этом в обоих слу­чаях темп выполнения заданий прямо не связан с уровнем умственного развития ребенка.

Чтобы определить состояние развития ребенка, необходимо сопоставить результаты выполнения им разных заданий, так как данные об одном из них, как положительные, так и отрица­тельные, могут оказаться случайными, не отражающими ис­тинных его возможностей. Для вывода о том, какое отклонение в умственном развитии наблюдается у ребенка, необходимо, чтобы в процессе выполнения большинства заданий проявились те особенности, которые характерны для детей с нарушениями интеллекта.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.

2. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.

3. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.

4. Волкова Г.Л. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993. – 354 с.

5. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М., 1994.

6. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно дошкольников/ О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М., 1998.

7. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Поли­граф сервис, 1998. – 336 с.

8. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. Пособие. / Под ред. О.А. Ушаковой. – К.: изд. РАО, 1997. – 138 с.

9. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К.: Освита, 1991. – 96 с.

10. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

11.  Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М., 1980.

12.  Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003.

13.  Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психо­логов. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с.

14.  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем – ло­гопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002. – 368 с.

15.  Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – М: Медицина, 1995.

16.  Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

17.  Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей / В.И. Лубовский. – М., 1989.

18.  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001.

19.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению де­тей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997.

20. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. – 432 с.

21.  Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1969.

22.  Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. / Сост.: Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

23.  Певзнер М.С. Дети – олигофрены / М.С. Певзнер. – М.: Изд-во АПН, 1959.

24.  Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Моск. психолого-соци­альный ин-т, 1998.

25.  Поваляева М. А. Справочник логопеда. М: Изд – во Феникс, 2002. –135 с.

26.  Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2004. – 694 с.

27.  Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

28.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. посо­бие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андре­ева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

29.  Психолого – педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2003. 320 с.

30.  Семаго И.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001.

31.  Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

32.  Стребелева, Е.А. Наглядно – действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста / Е.А. Стребелева // Дефектология. – 1991. - № 3. - С. 77-82.

33. Щуркова Е.Н. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96 с.

 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.