Отыскивание чисел (таблицы Шульте)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение. Изучение объема внимания, его устойчивости, психического темпа.

Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25 (табл. 1 – 5), расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.

 

Таблицы 1 – 2


Таблицы 3 – 4

Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно как можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указ­кой и назови вслух.

Процедура. Перед началом выполнения задания необходимо убедиться, что ребенок знает числа от 1 до 25. Затем ребенку предъявляется первая таблица и дается инструкция. С началом работы ребенка включается секундомер.

Аналогично проводится работа с каждой из последующих таблиц: второй, третьей, четвертой и пятой.

Время работы по каждой из таблиц заносится в протокол.

Обработка. Высчитывается среднее ( tcp ) время выполнения задания, ха­рактеризующее объем внимания, по формуле:

tcp = t 1 + t 2 + t 3 + t 4 + t 5  / 5

где t – время выполнения задания по каждой из таблиц 1, 2, 3, 4 и 5.

Оценка результатов.

1 уровень – 30 – 39 сек.

2 уровень – 40 – 49 сек.        

3 уровень – 50 – 59 сек.    

4 уровень – 60 – 89 сек.   

5 уровень – 90 и выше.

Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внима­ния: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при срав­нении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответ­ствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение време­ни выполнения задания по второй таблица в сравнении с первой ( t 2t 1 ).

Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения за­дания по последней таблице по сравнению с первой ( t 5  – t 1 ).

Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выпол­нения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем: t 1t ср , t 2t ср , t 3t ср , t 4t ср , t 5t ср .

Протокол обследования

Таблицы Время
1  
2  
3  
4  
5  

 

Врабатываемость __________

Неустойчивость __________

Устойчивость __________

Истощаемость __________

 

Общий уровень ___________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен на длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.

2 уровень – отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быст­рую врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен на длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удер­живать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и ис­правлять ошибки.

3 уровень – отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатывае­мость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребенок способен на
недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Не замеча­ет и не исправляет ошибки.

4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внима­ния. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умерен­ной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.

5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

«Запомни и расставь точки»

Назначение. Оценка объема внимания ребенка.

Стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку та­ким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Рис. 1 – 2


Рис. 1


Рис. 2

Инструкция. Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисова­ны точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках

Процедура. Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается вос­произвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Обработка. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8 – 9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6 – 7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4 – 5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0 – 3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Протокол обследования.

Карточка Количество правильно воспроизведенных точек
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  

Интерпретация результатов.

10 баллов – очень высокий уровень развития

8 – 9 баллов – высокий уровень развития

6 – 7 баллов – средний уровень развития

4 – 5 баллов – низкий уровень развития

0 – 3 балла – очень низкий уровень развития

Источник: Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2004. – 694 с.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.