Особенности развития восприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оценка восприятия

Назначение. Исследования способности ребенка к целостно­му восприятию формы предметов и соотнесению частей гео­метрических фигур и предметных изображений.

Стимульный материал. Таблицы, на которых изображены геометри­ческие фигуры (треугольники, круги, рис. 1, 2) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки, жука, рис. 3).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Инструкция. Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы: «Дорисуй треугольники» и т. п. Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой ве­личины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предвари­тельно выполненные на листах бумаги размером 21x30 см.

Оценка результатов. Наблюдение за действиями ребенка во время работы с таблицами этого типа дает возможность составить представ­ление о его способности к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способнос­ти осуществлять симметричное изображение.

Интерпретация результатов

1 уровень – принятие принципа работы, успешное дорисовывание предметов.

2 уровень – при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают неболь­шую асимметрию.

3 уровень – дети при дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) они испытывают трудности в понимании принципов работы, Допускают выраженную асимметрию и несоответствие задан­ному изображению, резкое увеличение или уменьшение до­полняемой части, искажение формы.

Источник: Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.

Особенности развития мотивации

Мотивация учения

Назначение. Определение мотивов к учению.  

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фи­гур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой – для девочек.

Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону маль­чика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив). Рис. 1 (а, б)

 


 

Рис. 1 (а, б)

 

Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив). Рис. 2 (а, б)

 

 

 

Рис. 2 (а, б)

Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив). Рис. 3 (а, б)

 

 

Рис. 3 (а, б)

Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрос­лый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ран­цем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости). Рис. 4 (а, б)

 

 

Рис. 4 (а, б)

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы). Рис. 5 (а, б)

 

 

Рис. 5 (а, б)

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской ша­почке осматривает куклу (социальный мотив). Рис. 6 (а, б)



Рис. 6 (а, б)

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (де­вочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка долж­на быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха). Рис. 7 (а, б)

 


Рис. 7 (а, б)

 

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рас­сказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их со­держание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схе­матичным изображением фигур мальчика или девочки.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1.

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравит­ся узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все, равно учился бы». Выкладывается карта 2.

Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3.

Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учить­ся. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.

Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

 

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствую­щих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

 

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?  

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?     

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?        

4. На какой картинке нарисован ты? Почему?   

Ответы ребенка записываются в протоколе.

          

Обработка. Мотив определяется па основе выбора карты.

1 карта—внешний мотив

2 карта — учебный мотив

3 карта — игровой мотив

4 карта — мотив взрослости 

5 карта — отрицание мотива учения                      

6 карта — социальный мотив

7 карта — мотив успеха                                                                       

 

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.

 

Определяются осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.

 

Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым 1(2) раз.

Протокол обследования

Вопросы Ответы ребенка
1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?  
2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?  
3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?  
4.На какой картинке нарисован ты? Почему?  

Ведущий мотив _______ Устойчивость _______ Неустойчивость ______

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребе­нок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» т. п. Ребенок осознает специ­фику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержа­ния учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требо­ваниям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.

2 уровень – отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обуче­нию. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специ­фику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с по­ниманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.

3 уровень – отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ре­бенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимос­тью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признает частично.

4 уровень – отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мо­тивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.

5 уровень – отражает негативное отношение к обучению в школе или от­сутствие сформированность какого – либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его осо­бой роли.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.





Экспертная оценка

Назначение. Получение экспертной оценки учителя об успеваемости и по­ведении ребенка.

Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами (рис. 1),

карандаш.



Рис. 1

 

Инструкция. Вам предлагаются две шкалы: «Учеба» и «Поведение». От­метьте на первой шкале место ребенка по успеваемости, а на второй – по пове­дению.

Процедура. Учитель отмечает черточкой положение ребенка на шкалах. В соответствии с его успеваемостью и поведением.

Обработка. Каждая из шкал делится на три равные части, которые определя­ют диапазон высокой, средней и низкой успешности учебы и поведения учащихся.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов.

В зависимости от отметки учителя можно судить о завышенной, адекватной или заниженной самооценки школьника.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.