Слуховая произвольная память
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение. Определение объема слухового запоминания словесного ма­териала.

Стимульный материал. Набор из 10 слов.

1. Гора       6. Мыло

2. Звезда     7. Весна

3. Окно       8. Очки

4. Булка      9. Книга

5. Ручка      10. Белка

Инструкция. Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура. Слова произносятся в медленном темпе однократно и отчетливо (приблизительно одно слово в секунду). Затем слова сразу воспроизводятся об­следуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксиру­ется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно — окна).

Оценка результатов.

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень – 9 – 8

3 уровень – 7 – 6                                             

4 уровень – 5 – 4                                              

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка Воспроизведение
1. гора
2. звезда
3. окно
4. булка
5. ручка
6. мыло
7. весна
8. очки
9. книга
10. белка

 

Уровень выполнения задания _______

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объем произвольной слуховой памяти, спо­собность сохранять информацию при установке на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объем произвольной слуховой па­мяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

3    уровень – отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при ус­тановке на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объем произвольной слуховой памя­ти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.

Источник: Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2004. – 694 с.

Особенности волевого развития

Раскрашивание кружков

Назначение. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотон­ной деятельности.


Стимульный материал. Тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10 мм (рис. 1), простой мягкий карандаш.

Рис. 1

Инструкция. Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так ра­ботай до команды «стоп».

Процедура. Ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его останавлива­ют командой «стоп».

Обработка. Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:

4    балла – закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного на­правления;

3 балла – нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до гра­ницы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные;

2 балла – нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания;

1 балл – штриховка кружка параллельными линиями.

Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков

Количество закрашенных кружков

Первичная оценка Количество кружков Сумма баллов
По 4 балла    
По 3 балла    
По 2 балла    
По 1 баллу    

Оценка результатов

1 уровень – 60 – 59 баллов   

2 уровень – 58 – 40 баллов

3 уровень – 39 – 21 балл                  

4 уровень – 20 – 11 баллов

5 уровень – 10 баллов и ниже

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов

1    уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, са­мостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и тре­бованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.

2    уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.

3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполне­ния задания.

4 уровень – отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.

5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляциии. Ре­бенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.