Понимание литературных текстов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение. Определение степени понимания ребенком явного и скрытого смысла короткого рассказа, а также способность воспроизвести его в определенной последовательности с необходимыми подробностями и т. д.

Стимульный материал. Рассказы

 

«Маленький Саша»

Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Вопросы: «Почему Саша проснулся невеселым?», «Какая погода была на улице?»

 

«Бараночка»

Один мальчик захотел кушать. Пошел в магазин, купил булочку, съел и не наелся. Купил еще одну булочку, съел и опять не наелся. Денег у него осталось мало, и он купил маленькую бараночку. Съел ее и наелся. Вот мальчик и подумал: «Зря я ел булки, нужно было сразу съесть бараночку, я бы сразу и наелся».

Вопросы: «Правильно ли подумал мальчик?», «Почему он наелся?»

 

«Осел и муравей»

Повстречался раз осел с муравьем. Муравей тащил с горы соломинку. Осел и спрашивает его: «Какая трава растет на го­ре?» Муравей отвечает: «Такая густая и высокая, как лес». Полез осел на гору, но сколько ни щипал траву, так и не смог за­хватить ее губами. Рассердился осел и думает: «Обманул меня муравей».

Вопросы: «Как ты думаешь, обманул муравей осла или нет?», «Какая трава была на горе на самом деле?», «Почему муравей сказал, что трава, как лес?»

 

«Горькое лекарство»

У Таниной мамы заболело горло, и доктор прописал ей горь­кое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство и мор­щится, и говорит: «Давай я за тебя выпью».

Вопросы: «Почему Таня так сказала? Правильно ли она хо­тела поступить?», «Почему правильно или неправильно?», «Как Таня относится к маме?»

 

«Галка и голуби»

Услыхала галка, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась  в белый цвет и полетела на голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но она не удержалась и закричала по – галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Полетела она было к своим, к галкам, но те ее не приняли.

Вопросы: «Почему голуби прогнали галку?», «Почему галки ее не приняли?», «Хорошо ли поступила галка?», «Если нет, то почему?»

 

«Лев и лиса»

Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге... Лев спросил: «По­чему ты не входишь?» А она ему отвечает: «Я вижу много следов, которые ведут к твоему дому, но совсем не вижу сле­дов, которые бы шли от твоего дома обратно...».

Вопросы: «Почему лиса не вошла в дом к больному льву?», «Что означали следы?»

 

Процедура. Ребенку читают текст и просят его пересказать. Если он не может самостоятельно составить пересказ, ему оказывают помощь в форме наводящего вопроса или воспроизведения экспериментатором начала рассказа. Иногда приходится стимулировать ребенка в течение всего пересказа: задавать наводящие вопросы, направлять, подсказывать. Различные виды помощи дают возможность понять, в какой степени пересказ возможен и какие факторы его затрудняют. Кроме пересказа, необходимо задать вопросы по пониманию смысла рассказа.

Интерпретация результатов.

1 уровень – дети легко справляются с рассказами «Бараночка», «Горькое лекарство», «Лев и лисица», глубоко понимают смысл рассказа «Галка и голуби».

2 уровень – дети легко пересказы­вают рассказ «Маленький Саша». Смысл рассказов «Барано­чка» и «Горькое лекарство» они понимают самостоятельно или после небольшой помощи в виде наводящих вопросов. Воспроизведение рассказа «Галка и голуби» дается этим детям с большим трудом; с организующей помощью со стороны психо­лога они способны понять его вполне адекватно. Детям трудно воспроизводить рассказ «Лев и лиса», особенно в случае упот­ребления прямой речи

3 уровень – дети пересказывают простые рассказы («Маленький Саша»), застре­вают на деталях, не улавливая общий смысл рассказа. Им требуется помощь в плане объяснения смысла. Наводя­щие вопросы лишь иногда могут помочь в восстановлении логики событий.

Источник: Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. / Сост.: Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

Особенности развития памяти

Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.