Руководство по реализации проекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Перезагрузка» муниципальных библиотек»

I. Вводная информация о проекте.

Проект «Перезагрузка» библиотек» (далее – Проект) является долгосрочным, направлен на модернизацию деятельности муниципальных общедоступных библиотек и привлечение пользователей. Период модернизации деятельности библиотеки в рамках проекта – один год (до 01 декабря). Два основных направления работы по Проекту:

· переформатирование деятельности;

· переформатирование пространства.

Основная цель проекта – сделать городские библиотеки востребованными, пользующимися популярностью у жителей местами интеллектуального и культурного досуга.

II. Организационная работа.

На начальном этапе реализации Проекта необходимо определить библиотеку (сетевую единицу) – площадку (далее – библиотека-участник), на базе которой будут реализованы основные мероприятия проекта, и лицо, ответственное за ход реализации проекта в данной библиотеке.

Основным целевым показателем Проекта является увеличение количества посещений на 15%. Учет читателей и физических посещений библиотеки осуществляется автоматически, посредством единого электронного читательского билета, в связи с чем в библиотеке-участнике необходимо обеспечить полноценное функционирование единого электронного читательского билета (далее – ЭЧБ), выдачу ЭЧБ всем зарегистрированным читателям библиотеки. Обеспечение библиотеки-участника необходимым оборудованием и ПО находится в зоне ответственности учредителя.

Для каждого муниципального образования приказом Главы муниципального образования утверждается состав рабочей группы, в которую входят:

· лицо, ответственное за реализацию проекта в библиотеке-участнике;

· представитель органа культуры муниципального образования, курирующий работу муниципальных библиотек;

· представитель администрации муниципального образования.

По необходимости в состав рабочей группы могут быть включены дополнительные участники на каждом из уровней муниципального управления.

После утверждения библиотеки-участника необходимо заполнить и утвердить Дорожную карту реализации проекта с указанием сроков выполнения определенных видов работ, направленных на достижение целевых показателей проекта, и ответственных исполнителей по каждому мероприятию. В качестве ответственных исполнителей в Дорожной карте могут быть указаны только участники рабочей группы муниципального образования по Проекту. Сроки реализации мероприятий в Дорожной карте должны соответствовать срокам реализации мероприятий и контрольных точек Типового Плана реализации Проекта (Приложение 2).

Лицо, ответственное за реализацию проекта, рекомендуется выбирать из административно-управленческого персонала библиотеки-участника (директор юридического лица, заместитель директора юридического лица, заведующий библиотекой) в связи с необходимостью принятия управленческих решений в ходе реализации проекта на уровне учреждения.

В обязанности лица, ответственного за реализацию проекта в библиотеке-участнике, входит:

· составление паспорта индивидуального библиотечного проекта согласно Типовому паспорту Проекта (Приложение №3);

· реализация индивидуального библиотечного проекта в библиотеке-участнике;

· предоставление еженедельного отчета о ходе реализации проекта по Типовой форме еженедельного отчета (Приложения №4) Ответственному исполнителю или Исполнителю проекта согласно Паспорту проекта «Перезагрузка» (далее – Паспорт Проекта);

· контроль за достижением целевых показателей проекта на уровне учреждения (увеличение количества посещений на 15%, 100% электронный каталог библиотеки-участника).

III. Переформатирование деятельности.

После включения в состав рабочей группы лицо, ответственное за реализацию проекта в библиотеке-участнике, проходит обязательное обучение по ведению проектной деятельности на базе учреждения, определенного организатором проекта (как правило – это областная или федеральная библиотека).

По итогам обучения составляются паспорта индивидуальных библиотечных проектов. Также отдельные обучающие семинары, направленные на корректировку и доработку проектов, будут проходить по мере реализации Проекта в сроки, установленные Ответственным исполнителем или Исполнителем.

При составлении паспорта индивидуального библиотечного проекта рекомендуется использовать Каталог лучших библиотечных практик текущего года.

Цели и задачи проекта должны быть ограничены во времени, достижимы в сроки, обозначенные Сводным планом, исчислимы.

В сроки, установленные Ответственным исполнителем или Исполнителем согласно Паспорту Проекта, проект паспорта индивидуального библиотечного проекта проходит согласование с Руководителем Проекта. После согласования с Руководителем Проекта паспорт должен быть утвержден Главой муниципального образования и направлен на реализацию в библиотеку-участника.

Мероприятия в рамках индивидуального библиотечного проекта могут быть реализованы только на территории библиотеки и должны быть направлены на увеличение количества физических посещений в стенах библиотеки.

Реализация индивидуального библиотечного проекта сопровождается еженедельными публикациями о мероприятиях в СМИ, на Интернет-ресурсах и в социальных сетях. В перечень обязательных публикаций о каждом мероприятии входят:

· Афиша или пресс-релиз;

· Публикации с текущего мероприятия (для социальных сетей);

· Пост-релиз.

Для распространения информации о проекте среди целевой аудитории рекомендуется проведение дополнительных рекламных мероприятий и акций с привлечением партнеров. Среди рекламных акций:

приглашение читателей на мероприятия по телефону;

· SMS-рассылка на номера зарегистрированных читателей о предстоящих мероприятиях;

· раздача рекламных материалов на общегородских мероприятиях;

· промоушн-акции на улицах города;

· размещение информации на информационных стендах города;

· привлечение рекламных агентств для изготовления анонсов мероприятий на остановках общественного транспорта.

В конце каждого квартала необходимо проводить аналитику результатов достижения целевых показателей Проекта в соответствии с данными, указанными в соответствующих графах Паспорта Проекта. Результаты аналитики утверждаются директором юридического лица, в составе которого находится библиотека-участник, и предоставляются ответственным лицом Ответственному исполнителю и/или Исполнителю. В качестве посещений библиотеки учитываются только посещения, осуществленные посредством единого электронного читательского билета в стенах в библиотеки. Для ежеквартальной аналитики подаются сведения обо всех физических посещениях в стенах библиотеки за отчетный период, а не только в рамках реализации проекта. Данные за 4 квартал подаются до 1 декабря включительно.

В рамках реализации индивидуального библиотечного проекта рекомендуется расширение списка платных услуг библиотеки, привлечение партнеров для реализации проектов (в том числе с функцией спонсора).

Для мониторинга эффективности деятельности муниципальных библиотек учредителем разрабатывается Оценка качества деятельности руководителей общедоступных муниципальных библиотек (далее – рейтинг руководителей юридических лиц). Методика расчета показателей оценки качества деятельности и Порядок взаимодействия утверждаются приказом органа культуры муниципального образования или распоряжением Главы администрации. Результат рейтинга руководителей юридических лиц является одним из итогов реализации Проекта. В соответствии с Рейтингом руководителей юридических лиц Глава муниципального образования принимает управленческое решение в зависимости от уровня, занимаемого руководителем юридического лица в рейтинге:

· 1 уровень – заключение контракта на 5 лет, поощрение;

· 2 уровень – заключение контракта на два года, повышение квалификации;

· 3 уровень – заключение контракта на 1 год, аттестация сотрудников/повышение квалификации сотрудников, ликвидация/реорганизация учреждения.

 

IV. Переформатирование пространства.

В качестве рекомендаций к модернизации пространства библиотеки рекомендуется разработать на конкурсной основе бренд-бук, привлекая либо профессиональное сообщество, либо жителей города (или ограничится кругом пользователей библиотеки).

В первую очередь необходимо разработать пакет документов, регламентирующих порядок работы, а именно:

–Единые требования к условиям организации деятельности библиотек;

–Методику расчета показателей;

–Критерии определения результативности.

Требования к Электронным ресурсам.

Результаты Проекта согласно Паспорту Проекта включают создание 100% электронного каталога библиотеки-участника, включая ретрофонд. На 1 декабря библиотека-участник должна иметь полностью готовый электронный каталог, находящийся в доступе для всех пользователей библиотеки, интегрированный с Единой информационной системой учета библиотечных фондов. Для своевременного наполнения электронного каталога рекомендуется привлечение волонтеров и представителей организаций, с которыми заключены договора о социальном партнерстве.

Для регулировки процентного соотношения доли библиографических записей, переведенных в электронную форму, по отношению к общему фонду библиотеки и для поддержания актуальности фонда рекомендуется своевременное списание ветхой и утратившей потребительские качества литературы, а также литературы, устаревшей по содержанию. Акты списания необходимо прикладывать по мере их издания к еженедельным отчетам.

Согласно плану необходимо увеличение доли обращений к удаленным электронным базам НЭБ и Президентской библиотеки до 5% от количества физических посещений библиотек. Для привлечения внимания пользователей удаленных читальных залов рекомендуется: проведение специальных рекламных акций; размещение информационных табличек о предоставляемых электронных ресурсах на информационном стенде библиотеки-участника и рядом с автоматизированным рабочим местом читателя; участие в проектах и мероприятиях, реализуемых Российской государственной библиотекой, Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина и их региональными представительствами (например, проведение на базе библиотеки первого этапа ежегодного проекта «Умные каникулы»).

Результаты реализации проекта.

По итогам реализации проекта муниципальные общедоступные библиотеки должны стать информационно-культурными центрами нового типа, привлекательными для всех групп населения.

Учет пользователей и посещений должен быть полностью автоматизирован на основе единого муниципального (или областного) электронного читательского билета. Статистика посещения должна быть доступна для просмотра и аналитики онлайн на сайте областной библиотеки или другого ресурса.

Фонды библиотек актуализированы в соответствии с мониторингом потребностей населения и рекомендациями международной библиотечной практики. Документы, изданные за последние 5 лет, составляют не менее 40% от общего фонда библиотеки. Большая часть фонда должна находиться в открытом доступе.

Пространство библиотек модернизировано, является привлекательным и удобным для работы и досуга различных групп населения. Проведено зонирование пространства. Библиотеки приведены в соответствие с утвержденными едиными Требованиями

В библиотеках реализуются инновационные проекты, направленные на привлечение различных групп пользователей. Количество посещений библиотеки увеличилось по сравнению с годом, предшествующим реализации Проекта на территории библиотеки.

Во все библиотеки проведена сеть «Интернет», в наличии минимум одно автоматизированное рабочее место для читателя с доступом к электронным библиотечным ресурсам (100% электронный каталог, удаленный читальный зал НЭБ, удаленный читальный зал Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина).

 

Приложение №1

Методика расчета требований к условиям деятельности библиотек

1. Критерий «Информационно-навигационное оформление фасада»

1.1. Показатель «Свободные подходы к учреждению, освещение»

Значение показателя (суммируются баллы разных уровней):

0 баллов – подходы к учреждению не оборудованы;

0,5 балла – наличие асфальтированного / уложенного тротуарной плиткой подхода к входу в библиотеку;

0,5 балла – наличие технически исправных ступеней, оборудованных поручнями (в случае, когда архитектурное решение не предусматривает наличие ступеней и поручней, начисляется 0,5 баллов); оборудование ступеней / подхода противоскользящим покрытием;

1 балл – наличие уличного освещения, смонтированного в соответствии с нормами пожарной безопасности, освещающего подход и вход в библиотеку (учитывается как автономное освещение, так и смонтированное на фасад здания).

Подтверждающие документы: фотография соответствующей зоны для каждого значения показателя.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.