Актуальность задач общедоступных библиотек:
обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;
сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;
организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;
обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.
Основные направления развития общедоступных библиотек.
В современных условиях общедоступные библиотеки должны развиваться по трем основным направлениям:
§ Библиотека как культурно-просветительский центр – коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны;
§ Библиотека как активный информационный агент, равноправное действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации;
§ Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить, но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.
Для развития общедоступных библиотек необходимо создать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:
▪ получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах;
▪ доступа к полнотекстовым базам данных различных агрегаторов, других форм библиотечно-информационного обслуживания, посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом), межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки;
▪ приобретения новинок издательской продукции и периодики;
▪ приобретения интересующих изданий и документов в книжном магазине (киоске), расположенном в помещении библиотеки (при наличии помещений);
▪ доступа к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в НЭБ;
▪ получения необходимой консультационной помощи;
▪ получения консультаций, оказываемых в рамках библиотечной деятельности, для осуществления которых в структуре библиотеки могут быть созданы соответствующие подразделения или предоставлено место (помещение) по согласованию с заинтересованными организациями для предоставления консультативных или иных социально-значимых услуг: Публичные центры правовой и иной социально-значимой информации (ПЦПИ), приглашение специалистов – юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти, избирательных комиссий, военкоматов и пр.;
▪ пользования другими государственными услугами и получения иных социально-значимых и дополнительных услуг;
▪ доступа к сайту государственных услуг и электронного правительства, другим социальным сервисам через терминалы, расположенные в помещениях библиотек;
▪ проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности;
▪ просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через онлайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий – лекций, семинаров, научных дискуссий, организации курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения квалификации, в том числе во взаимодействии с образовательными и другими учреждениями и организациями.
Актуальные функции библиотек:
Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально значимой информации;
Способствуют росту интеллектуального развития общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;
Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни;
Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности.
Основные виды деятельности библиотек:
библиотечно-информационное обслуживание – предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;
культурно-просветительская деятельность – выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности общедоступной библиотеки:
Библиотечно-информационное обслуживание:
площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений);
площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);
площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);
площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);
канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).
Культурно-просветительская деятельность
площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.);
площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);
площадка проведения культурно-просветительских и социально значимых мероприятий – литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;
площадка (место) и канал получения государственных и других социально значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;
консультационный пункт и площадка (место) для получения социально значимой информации и услуг (юридических, социально значимых организаций, в том числе ЖКХ).
Трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить за счет:
технологического развития, внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренних бизнес-процессов библиотек;
приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения;
комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.
Перечень основных показателей и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ общедоступной библиотекой, а также объем оказываемых услуг и выполняемых работ должен устанавливаться учредителем для каждой библиотеки индивидуально.
В целях систематизации подходов к определению функций современной библиотеки и условий ее модернизации целесообразно опираться на модельные стандарты, разработанные Минкультуры России, Российской библиотечной Ассоциацией и рядом библиотек субъектов Российской Федерации.
Данные разработки позволяют переформатировать городскую общедоступную библиотеку в модельную библиотеку.
Модельная библиотека – это типовая форма существования современной муниципальной публичной библиотеки, которая моделирует новые формы деятельности в соответствии с потребностями общества и/или в режиме опережения запросов населения, используя все ресурсные мощности.
Концепция модельной библиотеки состоит в том, чтобы она, являясь современным информационно-культурным универсальным полифункциональным учреждением, с учетом своего административного статуса была способна стать моделью для воспроизведения в других муниципальных районах. Понятие «модельная» должно существовать не как некий недосягаемый образец, который, как правило, существует в единичном числе.
Модельную библиотеку следует рассматривать как типовую форму существования современной муниципальной публичной библиотеки, поэтому на местах должно серьезно контролироваться выполнение принятых нормативов. Модельная – значит способная моделировать свою деятельность в соответствии с потребностями общества, использующая для этого все свои ресурсные мощности.
Прежде всего, доступ в Интернет делает библиотеку реальным, а не декларативным информационным центром, в связи с чем библиотеки выполняют функцию центра открытого доступа в Интернет.
Библиотекари имеют возможность открывать именные электронные папки для специалистов, где по профилю их деятельности собирается нужная информация. В библиотеках надо активно использовать услугу электронной доставки документов. Каждый житель должен иметь возможность пользоваться услугой электронной почты и открыть свой собственный почтовый ящик. Во всех модельных библиотеках необходимо проводить работу по формированию информационной культуры и компьютерной грамотности, организовывать учебные группы или проводить индивидуальные занятия.
Хорошая материально-техническая база дает возможность библиотеке создавать собственные электронные продукты (электронный каталог, электронная версия летописи населенного пункта, электронная презентация населенного пункта, база данных социально-бытовой информации и др.), а также предоставлять населению копировально-множительные услуги, оплата за которые не может компенсировать библиотекам бюджетное финансирование, но способна повысить эффективность библиотечной деятельности.
Располагая достаточными ресурсами, каждая модельная библиотека может стать центром правовой и социально значимой информации. Для продвижения видеоматериалов из фонда библиотеки становятся видеообразовательными центрами: открываются видеогостиные, видеоклубы, чьи планы мероприятий предусматривают обязательное коллективное обсуждение зрителями увиденных программ. Все это позволяет организовать полезный досуг для населения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.