Модельная методика интеграции общедоступных библиотек в культурную среду города (далее – Методика) разработана на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Методика подготовлена в рамках культурно-исследовательского проекта «Территория культуры», включающего мониторинг доступности и качества услуг библиотечного обслуживания в малых городах.
Команда проекта благодарит за предоставленные материалы Московскую губернскую универсальную библиотеку, Белгородскую государственная универсальную научная библиотеку и Публичную библиотеку Новоуральска Свердловской области.
Введение
Библиотека является одним из древнейших культурных институтов. Назначение первых библиотек заключалось в хранении документов. За время эволюции общественных отношений миссия библиотек претерпела существенные изменения: от обслуживания интересов элиты до удовлетворения общественных потребностей в знаниях и доступе к информации. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в обществе.
Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций: ментальной и технологической. Первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы. Вторая – с последствиями технологического взрыва в сфере коммуникаций[1].
Изменение роли библиотек отражается во взаимоотношениях с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики и профессионального сознания библиотечного сообщества. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только систему библиотечных ресурсов и библиотечного труда, но и впервые ставят вопрос о границах библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотечных функций.
Все эти явления потребовали поиска новых моделей развития библиотек, обеспечивающих их жизнеспособность как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.
Вместе с тем стремительное развитие информационных технологий и социальной мобильности изменили запросы населения по отношению к системе и объемам потребления информации, в результате чего актуализировался социальный заказ на новые информационные ресурсы в области правовых знаний, поиска источников информации о современных технологиях. На фоне увеличения потребности населения снижается потребность в физическом посещении библиотек, что диктует необходимость внедрения электронных ресурсов и сервисов. Приобрела новое качество система доставки информации к потребителю через Интернет-технологии и мобильные устройства. Это неизбежно привело к оттоку физического присутствия пользователей в библиотеках, но увеличило поток виртуальных потребителей библиотечных услуг.
Современные тенденции агрегации и распространения знаний оказали влияние на общественное сознание, оценивающее библиотеки как устаревший институт, формат которого по объему информационных ресурсов, навигации и пространству не соответствует запросам нового поколения.
Кроме того, в условиях повышения качества жизни населения внутренняя среда традиционной библиотеки перестает соответствовать ожиданиям пользователей, желающих приходить в современное помещение, в котором созданы комфортные условия для работы и отдыха, обеспечена безопасность пребывания и доступны новые технологии.
Снижение статуса библиотек в общественном сознании с одной стороны, повлекло за собой административные процессы, получившие название «оптимизации», то есть сокращения библиотечной сети. А с другой стороны – началась волна преобразовательных процессов, превращающих библиотеки в современные интеллект-центры.
Целью настоящих методических рекомендаций является разработка алгоритма действий по переформатированию библиотек, в том числе функциональных задач, форм работы и библиотечного пространства, средств и методов продвижения библиотечных услуг в обществе.
Поскольку основными потребителями услуг библиотек являются жители городов[2] – методика ориентирована на интеграцию в городское пространство.
В целях разработки методики бил проведен комплексный анализ состояния библиотечного дела в 10 субъектах Российской Федерации, представляющих Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский и Сибирский федеральные округа[3]. Данный анализ позволил сделать вывод о необходимости комплексной перестройки организации библиотечного дела, основные подходы к которому представлены в настоящих методических рекомендациях.
Анализ показал необходимость переформатирования общедоступной библиотеки, которая связана с общественными и техническими преобразованиями, происходящими в стране и в мире, в том числе и с изменением формирования фондов библиотек на основе оцифрованного контента. Все эти факторы влияют на запросы пользователей, для которых характерны совершенно разные поведение и потребности.
Методологической основой для работы послужили следующие документы:
1. Конституция Российской Федерации, устанавливающая права граждан страны на беспрепятственный доступ к информации (ст. 29) и права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44), что гарантирует для граждан страны свободный доступ к информационным ресурсам музеев и библиотек, удовлетворение информационных потребностей пользователей, распространение информации любым законным способом;
2. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», определяющий права и свободы человека в области культуры, обязанности государства, разделение компетенций в области библиотечного обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации (ст. 39, 40), устанавливающий бесплатность для населения основных услуг общедоступных библиотек (ст. 30) и не допускающий приватизацию культурного наследия народов России (ст. 44);
3. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», регулирующий общие вопросы организации библиотечного дела, государственную политику в области библиотечного дела (ст. 14 и др.), а также устанавливающий принципы деятельности библиотек, которые гарантируют гражданам страны права на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность (ст. 5 и др.);
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором уточняется право на доступ к информации и подчеркивается, что государственные информационные ресурсы, в числе которых информационные ресурсы государственных и муниципальных библиотек, являются открытыми и общедоступными (ст. 8);
5. Раздел VII части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (от 18.12.2006 № 230-ФЗ), определяющий границы использования библиотеками произведений, защищенных авторским правом и находящихся в электронной форме;
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий полномочия и зоны ответственности государственных и муниципальных органов управления в области библиотечного обслуживания;
7. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», определяющий, в том числе, количественные показатели и критерии качества выполнения библиотеками своих функций;
8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определяющий основные принципы и положения предоставления государственных и муниципальных услуг;
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»;
10. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 01.02.2017 № 20-СФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации»
11. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2008 № 32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)»;
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
13. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212);
14. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);
15. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
16. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы»;
17. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодная сессией, 22 мая 2008 г.);
18. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 г.);
19. Руководство для детских библиотек России (принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIV Ежегодная сессия, 21 мая 2009 г.);
20. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция (2008 г.);
21. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти (2014 г.).
Нарастающая динамика технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками новые задачи. Библиотеки больше не сосредоточены на своей изначальной задаче – обеспечении доступа к новостям, справочной информации и художественной литературе. Разумеется, эту функцию библиотеки тоже развивают, становясь своеобразным навигатором получения знаний в мире, который теперь страдает не от недостатка, а от переизбытка информации. Но они превращаются также в полноценные культурные и творческие центры, центры интеллектуального досуга и неформального образования – в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться. Со временем библиотеки станут местом, притягивающим людей, которые стремятся к творческой и духовной самореализации. Уже сейчас в них не только выдают книги, но и проводят лекции, презентации, чаепития и творческие встречи, организуют театрализованные представления, семинары, кружки и мастер-классы. Но дальнейшее развитие возможно только при активной культурной и творческой работе, когда все больше людей проявляют интерес к чтению.
Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием ученых, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.
Деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой (требуемой) информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом – повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.
Общедоступные библиотеки должны участвовать в реализации государственной культурной политики, способствовать формированию нравственной, самостоятельно творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.
Одной из приоритетных задач общедоступных библиотек является повышение качества библиотечного обслуживания населения на основе модернизации библиотек и создания высококвалифицированной команды библиотечных специалистов. Данное направление соответствует требованиям стандартов ИСО серии 9000 «Система менеджмента качества», внедрение которых в деятельность любой организации, в том числе библиотеки, обеспечивает основу для постоянного улучшения производственного процесса и формирует способы повышения общественного имиджа учреждения.
Основные положения
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.