Функции и направления работы модельной библиотеки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модельная библиотека как центр коммуникаций местного сообщества реализует следующие функции и соответствующие им направления работы:

r Информационная:

– муниципальный информационный центр – сбор, хранение, предоставление документов органов местного самоуправления, связанных с деятельностью местного сообщества;

– центр общественного доступа к информации – ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на основе доступа, в том числе дистанционно, к документам государственных органов власти, органов местного самоуправления; предоставление доступа к порталам государственных учреждений, оказывающих электронные услуги.

– предоставление электронных библиотечных услуг – в том числе услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р: «Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства РФ об авторских и смежных правах»; «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных»;

– деловая библиотека – информационное обеспечение деятельности специалистов различных профилей;

– справочная библиотека – обслуживание фактографических запросов граждан;

– центр правовой информации – правовая поддержка и защита населения, в т. ч. социально незащищенных слоев;

– центр социальной информации – удовлетворение информационных запросов жителей, связанных с их повседневными бытовыми проблемами. Реализуя это и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультационную функцию;

– центр экологической информации – формирование экологической культуры граждан, содействие в организации экологически чистой окружающей среды территории;

– доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль) – предоставление доступа к мировым информационным ресурсам;

– информационный центр защиты прав потребителей – защита прав граждан как участников потребительского рынка.

r Образовательная:

– центр поддержки систематического образования – информационное обеспечение процессов получения среднего общего, среднего специального, высшего профессионального образования;

– центр самообразования;

– центр компьютерной грамотности – обучение пользованию компьютерными технологиями местных жителей;

– центр обучения – библиотека выступает как координирующий центр организации и проведения обучающих мероприятий для различных профессиональных групп.

r Культурная:

– библиотека популярной литературы – формирование коллекции и предоставление в пользование литературных бестселлеров, в том числе в рамках абонементного обслуживания;

– центр продвижения чтения – формирование книжной культуры населения на основе популяризации лучших образцов мировых и отечественных художественных произведений;

– центр межкультурной коммуникации – формирование толерантности на основе продвижения культурных архетипов народов, проживающих на территории библиотечного обслуживания;

– центр межличностного общения – содействие социальной адаптации личности, организация общения граждан по интересам, место встречи друзей;

– центр досуга – организация и проведение культурных мероприятий общепоселенческого характера, место отдыха жителей;

– центр меценатства и культуротворчества – поиск и поддержка талантливых граждан и популяризация их творчества библиотечными средствами.

r Мемориальная: сохранение документного наследия (книжных памятников); сбор, сохранение для будущих поколений коллекций обязательного экземпляра документов муниципального образования.

r Аналитическая: аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации;

r  Краеведческая:

– центр летописания территории – ведение Исторической части и Хроники Летописи населенного пункта;

– центр организации местных экскурсионных маршрутов – разработка маршрута, подготовка текста, проведение экскурсий;

– лингвокраеведческий центр – сохранение речевых особенностей местных жителей, создание словарей местного говора, местной топонимики;

– центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция) – сбор, сохранение и организация доступа к предметам народной культуры и другим, имеющим историко-культурное значение;

– центр местной генеалогии – сохранение исторической преемственности поколений на основе создания генеалогических древ местных жителей.

r Идеологическая:

– содействие реализации государственной политики и государственной идеологии, в том числе по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ;

– содействие формированию гражданского общества;

– связующее звено между властью и населением: сбор вопросов от населения к власти, организация встреч населения с руководителями местных администраций;

– социологический центр – содействие выявлению, изучению и поиску решения проблем и перспектив развития местного сообщества.

r Социализирующая:

– центр поддержки незащищенных слоев населения – создание условий для социокультурной реабилитации незащищенных слоев и особых групп местного населения: пенсионеров, участников войн, детей из малообеспеченных семей, переселенцев, инвалидов;

– центр социальной коррекции – работа с подростками девиантного поведения, в т. ч. находящихся в колониях для несовершеннолетних;

– библиотерапевтический центр – содействие улучшению соматического и душевного здоровья граждан библиотечными средствами;

– центр поддержки семьи – организация и проведение мероприятий, содействующих укреплению института семьи;

– социальная служба;

– организация обслуживания на дому людей с физическими ограничениями: книгоношество, выполнение запросов бытового характера;

– консультационный психологический центр;

– содействие психологической реабилитации граждан.

r Досуговая:

– центр общепоселенческих мероприятий – проведение культурно-досуговых, просветительских, краеведческих мероприятий;

– центр творческого развития – организация работы клубов по интересам, творческих объединений местных жителей.

r Просветительская: формирование системы нравственных и культурных ценностей в местном сообществе.

r Коммуникативная:

– организация библиоцентрической модели культурного пространства поселения (библиотека выступает как координирующий центр культурной жизни);

– развитие профессиональных коммуникаций, связей с местным сообществом путем создания блога, группы и/или страницы библиотеки в социальных сетях: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук» и др. Баннер с этой информацией размещается на сайте библиотеки.

Требования к размещению, персоналу, информационному и техническому ресурсному обеспечению модельной библиотеки.

Общие требования:

– в населенном пункте или зоне обслуживания библиотеки должно проживать не менее 500 человек;

– размещение библиотеки в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания;

– площадь помещения библиотеки должна быть не менее 50 м2 для возможности свободного размещения техники и фондов на отдельных столах и стеллажах;

– обеспечение сохранности оборудования и фондов: установка решеток на окнах;

– применение индивидуальных и групповых внестационарных форм обслуживания населения;

– оборудование здания и помещений библиотеки элементами доступности (кнопки вызова помощи, другое) и навигации для инвалидов (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы, акустическая информация и т. д.) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

– наличие информации об услугах библиотеки, доступном маршруте, способах получения помощи в средствах массовой информации и Интернете, в том числе в соответствии со специфическими потребностями различных групп инвалидов;

– установка металлических дверей с надежными замками; установка сигнализации (звуковой, световой) непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры;

– организация сохранности от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов;

– надежное отопление помещения на весь отопительный период для поддержания температуры для нормальной работы технических средств;

– населенный пункт и его библиотека должны иметь устойчивое электроснабжение 220 В / 50 Гц и отлаженную систему послеаварийного восстановления электропитания. В помещении библиотеки желательно иметь возможность обеспечения подключения дополнительной нагрузки в пределах 1,5–2 кВт (при подключении всех технических средств одновременно);

– необходимо наличие у библиотеки не менее одного телефонного номера и технической возможности осуществления регулярной устойчивой связи с координаторами проекта – Центральной библиотекой муниципального образования и областной универсальной научной библиотекой – Региональным методическим центром;

– для подключения библиотеки к Интернету могут быть использованы различные варианты.

Требования к персоналу:

– 1–2 сотрудника, базовая профессиональная подготовка и возраст которых позволит освоить основы работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами;

– определенный опыт работы в данной библиотеке, коммуникабельность и готовность к обучению;

– освоение сотрудниками практических приемов работы с современной компьютерной и офисной техникой;

– участие специалистов библиотек в обучающих стажировках, курсах, семинарах;

– обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, повышение профессиональной квалификации специалистов с получением свидетельства государственного образца о прохождении обучения;

– обязательное дополнительное обучение специалистов работе с компьютерными технологиями с получением документа (удостоверение, свидетельство, сертификат), подтверждающего обучение на курсах;

– обязательное ежегодное участие специалистов в конкурсах регионального и федерального значения.

Требования к нормативному обеспечению средствами технического оснащения и дистанционному доступу к источникам информации:

– 2 комплекта компьютерного оборудования; модем, точка доступа в Интернет; Wi-Fi-роутер; веб-камера для скайп-связи; цветной струйный/лазерный принтер; сканер; телефон с функцией факса; копировальный аппарат; телевизор с функцией Smart TV; проектор для слайдов, экран для проектора на штативе, цифровой фотоаппарат, радиомикрофон, звукоусилительная аппаратура, наушники, а также специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями; 1 доска с магнитной поверхностью. Компьютерное и другое техническое оборудование в случае физического износа должно своевременно обновляться;

– программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах в библиотеках, в обязательном порядке должно быть лицензионным и иметь соответствующие подтверждающие документы.

– дополнительное лицензионное программное обеспечение, включая офисный пакет и подписку на антивирусный комплект: Антивирус Dr.Web Security Space; Лицензия Office 2010–2013; ABBYY Fine Reader 12 Professional Edition; Лицензия MS;

– библиотека должна быть обеспечена расходными материалами: записываемыми и перезаписываемыми компакт-дисками, картриджами для принтера, сканера и копировального аппарата, а также бумагой для принтеров и копировальных аппаратов.

Требования к обеспеченности информационными ресурсами:

– обновление фонда: – разовое (первоначальное) приобретение новых документов должно составлять в объеме не менее 10% от имеющегося фонда. 10% новых поступлений должны составлять электронные издания.

Необходимо включение в фонд:

– обучающих дисков по основным предметам школьной программы;

– обучающих дисков по компьютерным технологиям;

– обучающих дисков по изучению иностранных языков с учетом специфики преподавания в школе;

– мультимедийных изданий по истории России;

– мультимедийных изданий по истории религий основных конфессий России;

– познавательных мультимедийных изданий для детей и юношества;

– мультимедийных энциклопедий, как универсальных, так и по различным отраслям знаний;

– мультимедийных изданий по отечественному и зарубежному искусству, ведущим музеям России и зарубежных стран;

– электронных книг с собраниями сочинений классиков русской и зарубежной литературы;

– электронных книг с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников и т. д.;

– справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России» с интенсивностью обновления раз в полгода.

Ежегодное пополнение фонда:

– должно осуществляться из расчета 250 книг на 1000 жителей;

– в состав фонда обязательно должны поступать лицензионные электронные издания, в том числе правовые базы данных, мультимедийные энциклопедии, лазерные диски, видеокассеты, аудиоиздания.

Условия создания модельных библиотек в малых населенных пунктах с населением менее 500 человек:

– вышеперечисленные требования к размещению, персоналу, информационному и техническому ресурсному обеспечению должны быть соблюдены, за исключением требований комплекса технического оснащения;

– комплекс технического оснащения модельной библиотеки малого населенного пункта должен включать не менее: 1 комплекта компьютерного оборудования; модема, точки доступа в Интернет с электронной почтой; принтера; сканера; телефона с функцией факса; копировального аппарата; DVD-проигрывателя; проектора для слайдов, экрана для проектора, цифрового фотоаппарата, а также специального оборудования для людей с ограниченными физическими возможностями.

Требования к графику работы:

– не менее 30% от общего количества часов работы модельной библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения. В целях обеспечения доступности и качества информационно-библиотечных услуг, предоставляемых населению, время работы модельной библиотеки несколько дней в неделю продлевается до 21 часа.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.