Модельная библиотека как центр коммуникаций местного сообщества реализует следующие функции и соответствующие им направления работы:
r Информационная:
– муниципальный информационный центр – сбор, хранение, предоставление документов органов местного самоуправления, связанных с деятельностью местного сообщества;
– центр общественного доступа к информации – ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на основе доступа, в том числе дистанционно, к документам государственных органов власти, органов местного самоуправления; предоставление доступа к порталам государственных учреждений, оказывающих электронные услуги.
– предоставление электронных библиотечных услуг – в том числе услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р: «Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства РФ об авторских и смежных правах»; «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных»;
– деловая библиотека – информационное обеспечение деятельности специалистов различных профилей;
– справочная библиотека – обслуживание фактографических запросов граждан;
– центр правовой информации – правовая поддержка и защита населения, в т. ч. социально незащищенных слоев;
– центр социальной информации – удовлетворение информационных запросов жителей, связанных с их повседневными бытовыми проблемами. Реализуя это и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультационную функцию;
– центр экологической информации – формирование экологической культуры граждан, содействие в организации экологически чистой окружающей среды территории;
– доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль) – предоставление доступа к мировым информационным ресурсам;
– информационный центр защиты прав потребителей – защита прав граждан как участников потребительского рынка.
r Образовательная:
– центр поддержки систематического образования – информационное обеспечение процессов получения среднего общего, среднего специального, высшего профессионального образования;
– центр самообразования;
– центр компьютерной грамотности – обучение пользованию компьютерными технологиями местных жителей;
– центр обучения – библиотека выступает как координирующий центр организации и проведения обучающих мероприятий для различных профессиональных групп.
r Культурная:
– библиотека популярной литературы – формирование коллекции и предоставление в пользование литературных бестселлеров, в том числе в рамках абонементного обслуживания;
– центр продвижения чтения – формирование книжной культуры населения на основе популяризации лучших образцов мировых и отечественных художественных произведений;
– центр межкультурной коммуникации – формирование толерантности на основе продвижения культурных архетипов народов, проживающих на территории библиотечного обслуживания;
– центр межличностного общения – содействие социальной адаптации личности, организация общения граждан по интересам, место встречи друзей;
– центр досуга – организация и проведение культурных мероприятий общепоселенческого характера, место отдыха жителей;
– центр меценатства и культуротворчества – поиск и поддержка талантливых граждан и популяризация их творчества библиотечными средствами.
r Мемориальная: сохранение документного наследия (книжных памятников); сбор, сохранение для будущих поколений коллекций обязательного экземпляра документов муниципального образования.
r Аналитическая: аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации;
r Краеведческая:
– центр летописания территории – ведение Исторической части и Хроники Летописи населенного пункта;
– центр организации местных экскурсионных маршрутов – разработка маршрута, подготовка текста, проведение экскурсий;
– лингвокраеведческий центр – сохранение речевых особенностей местных жителей, создание словарей местного говора, местной топонимики;
– центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция) – сбор, сохранение и организация доступа к предметам народной культуры и другим, имеющим историко-культурное значение;
– центр местной генеалогии – сохранение исторической преемственности поколений на основе создания генеалогических древ местных жителей.
r Идеологическая:
– содействие реализации государственной политики и государственной идеологии, в том числе по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ;
– содействие формированию гражданского общества;
– связующее звено между властью и населением: сбор вопросов от населения к власти, организация встреч населения с руководителями местных администраций;
– социологический центр – содействие выявлению, изучению и поиску решения проблем и перспектив развития местного сообщества.
r Социализирующая:
– центр поддержки незащищенных слоев населения – создание условий для социокультурной реабилитации незащищенных слоев и особых групп местного населения: пенсионеров, участников войн, детей из малообеспеченных семей, переселенцев, инвалидов;
– центр социальной коррекции – работа с подростками девиантного поведения, в т. ч. находящихся в колониях для несовершеннолетних;
– библиотерапевтический центр – содействие улучшению соматического и душевного здоровья граждан библиотечными средствами;
– центр поддержки семьи – организация и проведение мероприятий, содействующих укреплению института семьи;
– социальная служба;
– организация обслуживания на дому людей с физическими ограничениями: книгоношество, выполнение запросов бытового характера;
– консультационный психологический центр;
– содействие психологической реабилитации граждан.
r Досуговая:
– центр общепоселенческих мероприятий – проведение культурно-досуговых, просветительских, краеведческих мероприятий;
– центр творческого развития – организация работы клубов по интересам, творческих объединений местных жителей.
r Просветительская: формирование системы нравственных и культурных ценностей в местном сообществе.
r Коммуникативная:
– организация библиоцентрической модели культурного пространства поселения (библиотека выступает как координирующий центр культурной жизни);
– развитие профессиональных коммуникаций, связей с местным сообществом путем создания блога, группы и/или страницы библиотеки в социальных сетях: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук» и др. Баннер с этой информацией размещается на сайте библиотеки.
Требования к размещению, персоналу, информационному и техническому ресурсному обеспечению модельной библиотеки.
Общие требования:
– в населенном пункте или зоне обслуживания библиотеки должно проживать не менее 500 человек;
– размещение библиотеки в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания;
– площадь помещения библиотеки должна быть не менее 50 м2 для возможности свободного размещения техники и фондов на отдельных столах и стеллажах;
– обеспечение сохранности оборудования и фондов: установка решеток на окнах;
– применение индивидуальных и групповых внестационарных форм обслуживания населения;
– оборудование здания и помещений библиотеки элементами доступности (кнопки вызова помощи, другое) и навигации для инвалидов (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы, акустическая информация и т. д.) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;
– наличие информации об услугах библиотеки, доступном маршруте, способах получения помощи в средствах массовой информации и Интернете, в том числе в соответствии со специфическими потребностями различных групп инвалидов;
– установка металлических дверей с надежными замками; установка сигнализации (звуковой, световой) непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры;
– организация сохранности от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов;
– надежное отопление помещения на весь отопительный период для поддержания температуры для нормальной работы технических средств;
– населенный пункт и его библиотека должны иметь устойчивое электроснабжение 220 В / 50 Гц и отлаженную систему послеаварийного восстановления электропитания. В помещении библиотеки желательно иметь возможность обеспечения подключения дополнительной нагрузки в пределах 1,5–2 кВт (при подключении всех технических средств одновременно);
– необходимо наличие у библиотеки не менее одного телефонного номера и технической возможности осуществления регулярной устойчивой связи с координаторами проекта – Центральной библиотекой муниципального образования и областной универсальной научной библиотекой – Региональным методическим центром;
– для подключения библиотеки к Интернету могут быть использованы различные варианты.
Требования к персоналу:
– 1–2 сотрудника, базовая профессиональная подготовка и возраст которых позволит освоить основы работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами;
– определенный опыт работы в данной библиотеке, коммуникабельность и готовность к обучению;
– освоение сотрудниками практических приемов работы с современной компьютерной и офисной техникой;
– участие специалистов библиотек в обучающих стажировках, курсах, семинарах;
– обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, повышение профессиональной квалификации специалистов с получением свидетельства государственного образца о прохождении обучения;
– обязательное дополнительное обучение специалистов работе с компьютерными технологиями с получением документа (удостоверение, свидетельство, сертификат), подтверждающего обучение на курсах;
– обязательное ежегодное участие специалистов в конкурсах регионального и федерального значения.
Требования к нормативному обеспечению средствами технического оснащения и дистанционному доступу к источникам информации:
– 2 комплекта компьютерного оборудования; модем, точка доступа в Интернет; Wi-Fi-роутер; веб-камера для скайп-связи; цветной струйный/лазерный принтер; сканер; телефон с функцией факса; копировальный аппарат; телевизор с функцией Smart TV; проектор для слайдов, экран для проектора на штативе, цифровой фотоаппарат, радиомикрофон, звукоусилительная аппаратура, наушники, а также специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями; 1 доска с магнитной поверхностью. Компьютерное и другое техническое оборудование в случае физического износа должно своевременно обновляться;
– программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах в библиотеках, в обязательном порядке должно быть лицензионным и иметь соответствующие подтверждающие документы.
– дополнительное лицензионное программное обеспечение, включая офисный пакет и подписку на антивирусный комплект: Антивирус Dr.Web Security Space; Лицензия Office 2010–2013; ABBYY Fine Reader 12 Professional Edition; Лицензия MS;
– библиотека должна быть обеспечена расходными материалами: записываемыми и перезаписываемыми компакт-дисками, картриджами для принтера, сканера и копировального аппарата, а также бумагой для принтеров и копировальных аппаратов.
Требования к обеспеченности информационными ресурсами:
– обновление фонда: – разовое (первоначальное) приобретение новых документов должно составлять в объеме не менее 10% от имеющегося фонда. 10% новых поступлений должны составлять электронные издания.
Необходимо включение в фонд:
– обучающих дисков по основным предметам школьной программы;
– обучающих дисков по компьютерным технологиям;
– обучающих дисков по изучению иностранных языков с учетом специфики преподавания в школе;
– мультимедийных изданий по истории России;
– мультимедийных изданий по истории религий основных конфессий России;
– познавательных мультимедийных изданий для детей и юношества;
– мультимедийных энциклопедий, как универсальных, так и по различным отраслям знаний;
– мультимедийных изданий по отечественному и зарубежному искусству, ведущим музеям России и зарубежных стран;
– электронных книг с собраниями сочинений классиков русской и зарубежной литературы;
– электронных книг с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников и т. д.;
– справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России» с интенсивностью обновления раз в полгода.
Ежегодное пополнение фонда:
– должно осуществляться из расчета 250 книг на 1000 жителей;
– в состав фонда обязательно должны поступать лицензионные электронные издания, в том числе правовые базы данных, мультимедийные энциклопедии, лазерные диски, видеокассеты, аудиоиздания.
Условия создания модельных библиотек в малых населенных пунктах с населением менее 500 человек:
– вышеперечисленные требования к размещению, персоналу, информационному и техническому ресурсному обеспечению должны быть соблюдены, за исключением требований комплекса технического оснащения;
– комплекс технического оснащения модельной библиотеки малого населенного пункта должен включать не менее: 1 комплекта компьютерного оборудования; модема, точки доступа в Интернет с электронной почтой; принтера; сканера; телефона с функцией факса; копировального аппарата; DVD-проигрывателя; проектора для слайдов, экрана для проектора, цифрового фотоаппарата, а также специального оборудования для людей с ограниченными физическими возможностями.
Требования к графику работы:
– не менее 30% от общего количества часов работы модельной библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения. В целях обеспечения доступности и качества информационно-библиотечных услуг, предоставляемых населению, время работы модельной библиотеки несколько дней в неделю продлевается до 21 часа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 305.