Формирование пространства должно определяться потребностями посетителей библиотек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если классическая библиотека характеризовалась процессами «спросить/ответить» и «взять/выдать», то в новой библиотеке обслуживание по принципу «один подход ко всем» не актуально. При рассмотрении планировки, функций и услуг каждой отдельно взятой библиотеки нужно учитывать особенности местного населения и целевых групп, на которые ее работа ориентирована.

Основные целевые группы:

– Маленькие дети (до 6 лет) и их родители. Формат работы: развивающие игры, обучающие программы, мастер-классы.

– Дети от 7 до 12 лет. Библиотека должна быть пространством, где они могут быть организованы игры и видеопросмотры, концерты и занятия. В то же время библиотека в ее обновленном варианте должна оставаться «храмом знаний», где дети смогут углубиться в чтение книги или сосредоточиться на другом занятии в тишине и покое. В библиотеке должны быть зоны для книгочеев и места, где можно прилечь и послушать музыку. Наконец, библиотека может быть пространством для выступлений, где 9-12-летние дети смогут проявить творческие способности, экспериментируя с изображениями, текстом и звуком.

– Молодежь. Цифровое поколение, имеющее свободный доступ к цифровым социальным медиа и информации в электронном виде, пользуется компьютерами, планшетами и мобильными телефонами для поиска и освоения потока информации. Для молодых людей важно содержание, а не технология, и процесс обучения основан на методе проб и ошибок. Вряд ли у них есть все навыки, необходимые для пользования интернетом и сервисами электронной библиотеки. Библиотека может помочь в повышении уровня медиаграмотности молодежи, предоставляя доступ к современным цифровым технологиям и медиа. От дизайна современной библиотеки молодежь ждет «уюта», т.е. им нужно пространство для отдыха, кабинеты для обучения с компьютерами и столы для коллективной работы. В библиотеке должно быть место для совместного творчества.

– Взрослые должны стать самой обширной целевой аудиторией библиотеки. Согласно исследованиям, можно выделить три основные тенденции: женщины посещают библиотеки чаще, чем мужчины; среди посетителей больше людей с высшим образованием; взрослые часто приходят в библиотеку, сопровождая детей.

– Пожилые граждане являются самой большой группой пользователей традиционных услуг библиотеки. Они берут книги и читают газеты, часто прибегают к помощи библиотекарей, чтобы научиться отправлять письма, смс-сообщения, пользоваться смартфонами и планшетами, на которые можно скачивать электронные книги. Роль библиотеки как учебного центра по-прежнему важна для этой целевой аудитории. Кроме того, библиотека – это еще и место встречи пожилых посетителей.

– Иммигранты нуждаются в услугах библиотек. Для этого библиотеки покупают книги, газеты и музыку на языках иммигрантов. Среди иммигрантов востребованы компьютеры и помощь библиотекарей, мужчины часто используют читальный зал как место для собраний, здесь проводятся встречи детских и молодежных клубов. Многие библиотеки, расположенные в районах с компактным проживанием мигрантов, выполняют функции социального центра, где реализуются специальные мероприятия, посвященные охране здоровья, курсы по изучению русского языка, консультации по вопросам поиска работы.

С точки зрения интенсивности использования пространства библиотек целесообразно рассмотреть следующий алгоритм: по утрам это школьная библиотека, днем – публичная, а вечером – общественный центр. Средства, которые используются для изменения облика библиотеки – презентационные материалы, в том числе демонстрируемые на многочисленных экранах, расположение мебели и организация пространства, а также работа со светом, цветом и визуальными эффектами.

 

 

Мнение специалиста.[4] Идеология определяет дизайн (http://libinform.ru/read/articles/10-printcipov-sozdaniya-biblioteki-novogo-tipa/)

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?». Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки – продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания мероприятие.

Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья – все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.