Модельный стандарт предусматривает современное библиотечное пространство, его функциональное зонирование и возможность его трансформации исходя из потребностей местного сообщества.
Важным фактором нового подхода является открытый доступ к фонду внутри библиотеки и организация удаленного доступа к ресурсам библиотеки. Централизованный доступ к электронным и цифровым ресурсам, пространство свободного общения, дискуссионные клубы, консультационные пункты и лектории для всех возрастных групп.
Пространственные и компоновочные решения отдельной библиотеки лучше подходят для осуществления одних видов деятельности, чем других, а местные социально-демографические условия определяют целевые группы библиотеки. Таким образом, пространство библиотеки должно отвечать потребностям и особенностям поведения целевых групп.
Наиболее распространенная концепция – это Библиотека как рабочее место для учебы. В городах, где есть образовательные учреждения, библиотека становится все более популярным пространством для работы и обучения. Востребованы небольшие учебные кабинеты для индивидуальной работы и открытые рабочие пространства библиотеки для работы в группах. «Гибкие» пространства со стеклянными стенами прекрасно подходят для встреч и вместе с тем оживляют пространство библиотеки, громко заявляя посетителям о своей открытости.
Пространство большинства библиотек выполняет четыре функции. Библиотека используется как пространство для обучения, встреч, творчества и получения новых впечатлений.
Библиотека как «пространство для обучения» дает пользователям возможность обучаться и открывать для себя что-то новое.
Библиотека организует учебные курсы, дистанционное обучение, справочное обслуживание и предоставляет доступ к информационным ресурсам. Образовательная деятельность многих библиотек связана с использованием информационных технологий, в библиотеках проводятся курсы компьютерной грамотности. Поэтому пространство для обучения должно соответствовать определенным требованиям, например, в библиотеке должны быть компьютеры и столы для работы.
Кроме того, библиотека – это еще и пространство для обучения детей, и в этом случае пространство не должно быть просто офисным помещением, а соответствовать активному, игровому подходу к образованию. Библиотека как «вдохновляющее пространство» дарит посетителям новые впечатления. Традиционно библиотека предоставляет доступ к материалам, в т. ч. литературе, произведениям искусства, фильмам, музыке, развлечениям и играм, а также организует мероприятия с участием артистов. Все больше документов теперь доступно на виртуальных платформах, поэтому роль библиотеки изменяется: раньше библиотека предоставляла читателю то, что ему нужно, а теперь в библиотеке он может найти то, чего и не предполагал.
Концепция библиотеки как «пространства для встреч» основана на активном участии посетителей. Они могут посещать кружки и мероприятия, посвященные актуальным вопросам или проблемам чтения. Все большее число библиотек открывают в своих стенах кафе, придерживаясь идеи о привлечении так называемых «пассивных граждан», которые стремятся быть рядом с местами, где кипит жизнь, даже если приходят заниматься работой, которая требует тишины и покоя.
«Пространство для художественной деятельности» в библиотеке связано с инновационными творческими мероприятиями, проводимыми ее посетителями. Также библиотека может быть источником творческого и эстетического познания. В библиотеке могут проводиться различные мероприятия: вечера писателей, мероприятия с участием местных артистов, инновационные мастер-классы, показы фильмов. Пространство для художественной деятельности требует разнообразных инструментов и материалов.
Пространство библиотеки должно легко изменяться, например, делиться на зоны. Так, в зоне «Оазис» может быть представлена художественная литература, в зоне «Импульс» – актуальная литература, а в зоне «Сцена» может осуществляться показ фильмов или исполняться музыка.
«Мастерская» будет вдохновлять горожан на творчество, «Лаборатория» – на изучение информационной техники.
Популярный тренд – размещение читательских мест возле окна, в нишах и углах, что позволяет создать впечатление уединенности для работы.
Для работы в группах пространство выстраивается с помощью передвижных шкафов и витрин. Этот же метод применяется для сдачи помещений во временную аренду для проведения конференций и встреч общественности или профессиональных сообществ.
До наступления цифровой эры классическое образовательное пространство в библиотеке представляло собой читальный зал, позволяющий спокойно работать и пользоваться справочниками и материалами. В цифровой век необходимо более гибкое пространство с доступом к библиотечным фондам и оборудованию (ПК, принтер, ксерокс, сканер) для возможного проведения учебных курсов. Задача состоит в создании пространств, которые открыты, привлекательны, доступны и подходят к разным образовательным ситуациям.
Развитие Интернета и появление виртуальных библиотек потребовали изменения внутреннего дизайна библиотеки.
Дизайн классической библиотеки, направленный на создание функциональных пространств, сегодня уступает место ярким и интерактивным решениям, способным вдохновлять посетителя и вызывать его интерес.
Библиотека в городской среде часто представляет собой отдельное здание, которое выполняет только одну функцию. Вместе с тем библиотеки, нередко расположенные в центре города, должны активно внедряться в городскую среду с отдельными просветительскими и досуговыми проектами (презентации в торговых центрах, детские праздники на городских площадях или в парках). Поэтому новые общедоступные библиотеки нужно создавать там, где они смогут участвовать в динамичной городской жизни и создавать новые места для встреч.
Таким образом, немаловажную роль в многофункциональном пространстве играет внутренняя организация и дизайн помещения, создающие атмосферу уюта, свободы и возможности выбора.
Главное – это выделение отдельных зон: зоны для индивидуальной и коллективной работы, зоны отдыха, зоны проведения массовых мероприятий, служебные зоны и др.
С помощью новых образов библиотечного интерьера происходит перелом стереотипных представлений о традиционной библиотеке, как в сознании пользователей, так и в сознании самих сотрудников библиотек.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 263.