РАСЧЁТ РАБОЧЕГО ЦИКЛА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВЫБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЁТА

Выбор исходных данных производится исходя из задания в соответствии с указанным прототипом и содержит: тип двигателя, номинальная эффективная мощность  Ne, кВт, номинальная частота вращения n н , мин-1.

На основании справочных статистических данных перед выполнением работы необходимо уточнить другие конструктивные параметры двигателя:

Число цилиндров – i, расположение цилиндров, тактность двигателя τ, степень сжатия ε, коэффициент избытка воздуха α.

Параметры заряда на впуске в двигатель:

в качестве параметров исходного состояния заряда на впуске для двигателей без надува принимается давление окружающей среды равное: p о = 0,1013 МПа, а температура T о , К- принимается самостоятельно.

 

РАСЧЁТ ПРОЦЕССОВ ГАЗООБМЕНА

Процессы газообмена включают очистку цилиндра от продуктов сгорания и наполнения цилиндра свежим зарядом.

Для расчёта рабочего цикла параметры остаточных газов (давление и температура) в конце процесса впуска в точке «r» выбирают на основании статических данных о других двигателях подобного типа.

Давление остаточных газов pr определяется давлением среды, в которую происходит выпуск отработавших газов, зависит от числа и расположения клапанов, сопротивления выпускного тракта, фаз газораспределения, частоты вращения, нагрузки и других факторов. Для двигателей без наддува определяют рr  по эмпирической формуле:

                                    Р r0(1+0,55∙10-4∙ n н )                              (1.1)

где р0 – нормальное давление окружающей среды, МПа;

n н – номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1.

Для двигателей с газотурбинным наддувом:

                                     Рr=(0,08…0,95)рк                                   (1.2)

В двигателях с наддувом соответствующее давление равно:

                                       рк =(1,05…1,25) p 0                                                    (1.3)

Температура остаточных газов Тr зависит от ряда факторов. В частности, при увеличении степени сжатия и обогащения смеси температура, снижается, а при увеличении частоты вращения возрастает. При работе на номинальном режиме величина температуры отработавших газов изменяется в следующих пределах:

для дизельных двигателей Т r = 600…900 К,

для бензиновых Т r = 900…1100 К

Температура подогрева свежего заряда T зависит от конструкции впускного трубопровода, наличия специального устройства для подогрева, частоты вращения, надува и других факторов. При номинальном режиме работы для дизельных двигателей с наддувом T = 5…100. для дизельных двигателей без наддува T = 15…200, для бензиновых T = 20…300

Давление заряда в конце впуска p а является основным фактором, определяющим количество свежего заряда, поступающего в цилиндр. Потери давления Δр по сравнению с давлением окружающей среды определяются гидравлическим сопротивлением воздушного фильтра рф, впускного трубопровода Δр mp, впускного клапана ркл , охладителем надувочного воздуха p охл, и возможно, других устройств:

                      ∆ p = p ф + pmp + p кл + p охл + …               (1.4)

Сопротивление воздушного фильтра определяется по графику (рисунок 1) в зависимости от пылеёмкости:          

                                          Пф = в · t                                       (1.5)

φв - запылённость, г/м3

t - срок службы, ч.

 

Рисунок 1

Применяется следующая классификация запылённости:

· Пониженная - φв < 0,0005

· Малая - φв = 0.0005 – 0,002

· Повышенная - φв= 0,002 – 0,01

· Максимальная - φв =0,01 – 0,8

· «Нулевая» видимость - φв =0,8 - 1

Величины других сопротивлений обычно соответствуют

pmp = p кл = 0,001…0,0015 МПа

Тогда:                              p а = p 0 - Δ p                                                (1.6)

Давление в конце впуска p а зависит от гидравлического сопротивления впускного тракта, быстроходности двигателя и изменяется в пределах:

для дизелей без наддува p а =(0,85…0,95) p 0 ;

для дизелей с наддувом p а =(0,90…0,95) p к ;

для бензиновых p а =(0,80…0,90) p 0

Коэффициент остаточных газов γ характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и может быть определён по формуле:

                            γ= (( T 0 + T )·р r ) / ( Tr (ε· pa - pr ))                    (1.7)

Для двигателей с наддувом принимается

T к = To  , а вместо p 0 берётся p к

На номинальном режиме работы величина γ находится в пределах от 0,02 до 0,05 для дизельных двигателей.

Температура в точке «а» определяется по формуле:

                       Т a = ( T 0 + T + ∙ Tr )/(1+ ) ,. К                     (1.8)

Определение коэффициента наполнения η v представляет собой отношение действительного количества свежего заряда, к тому количеству, которое могло бы поместиться в рабочем объёме цилиндра при условии, что температура и давление в нём равны температуре и давлению среды на впуске. Повышению данного коэффициента способствует уменьшение гидравлических сопротивлений системы впуска. Повышение давления pa в конце впуска, уменьшение количества остаточных газов и их давления, снижение температуры подогрева рабочей смеси. Величина η v для четырёхтактных двигателей может быть определена по формуле:

                η v = ((ε∙ pa – pr )∙Т o ) / ((ε- 1) ( T 0 + T ) ∙ р0)                (1.9)

РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ

Основными характеристиками процесса являются параметры заряда в конце сжатия; давление p с, температура T с и средний показатель политропы сжатия n 1.

Основной величиной, выбираемой для расчёта процесса является показатель n 1, характеризующий теплообмен между зарядом и стенками камеры сгорания. Факторы, увеличивающие отвод теплоты от заряда, снижают значение n 1 и показатели цикла. Например, износ двигателя, охлаждение цилиндра, снижение нагрузки, частоты вращения двигателя уменьшают n 1.

Для дизельных двигателей с неразделенными камерами n 1 = 1,3 - 1,4; для карбюраторных ДВС n 1=1,34-1,37. Температура в конце сжатия Тс=600-800К-для карбюраторных ДВС, Тс=800-900К-дизели без наддува, Тс=900-1000К-дизели с наддувом.

            p с = pa ·ε n 1 , МПа                                                       (1.10)

             T с = Ta ·ε n 1-1 , К                                                           (1.11)

 

РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ

1.4.1 Термохимический расчёт процесса сгорания

Количество воздуха теоретически необходимого для сгорания топлива:

   Lo = ((C/12)+(H2/4)-(O2/32))/0.208, кМоль                             (1.12)

            Lo = ((8/3C)+(8H2)-(O2))/0.23, кг                                (1.13)

где для дизеля C - доля углерода в топливе- 0,870,кг;

              H2 - доля водорода в топливе –0,126,кг;

                 O2- доля кислорода в топливе-0,04,кг;

для бензина C - доля углерода в топливе- 0,855,кг;

              H2 - доля водорода в топливе –0,145,кг;

                0,23-массовое содержание кислорода в воздухе;

                0,208-объемное содержание кислорода в воздухе.

Количество свежего заряда:

                            M 1 = α · Lo, кМоль                                       (1.14)

Количество остаточных газов:

                               M г =γ· M 1 = α ·γ· Lo, кМоль                       (1.15)

Количество продуктов сгорания топлива, кМоль/кг:

 α >1    M 2 =( C /12)+( H 2 /2)+( α -0,208)* Lo,                            (1.16)

α <1    M 2 =( C /12)+( H 2 /2)+0,792*α* Lo,                               (1.17)

Количество газов после сгорания:

            Mz = M г + M 2 , кМоль/кг                                              (1.18)

Коэффициент молярного изменения количества смеси:

                                                                            (1.19)

Для карбюраторных ДВС μД=1,08-1,12. Для дизелей μД=1,03-1,04

1.4.2 Термодинамический расчет процесса сгорания

Основой расчёта является уравнение теплового баланса для процесса сгорания. Например для бензиновых и газовых двигателей оно имеет вид: 

                                                                                   (1.20)

где Qz и Qc- теплота заряда в точках «z» и «c»;

Qcz- теплота, подведённая к заряду в процессе сгорания.

Уравнение можно преобразовать:

для дизельных двигателей

                                       (1.21)

Для бензиновых ДВС:

                                                     (1.22)

Теплоёмкость свежего заряда C VC в конце процесса сжатия определяется в зависимости от температуры Tc , кДж/Моль·град:

                                                                     (1.23)

где А1=20,16 и В1=1,738·10-3 - постоянные коэффициенты.

Теплоёмкость продуктов сгорания CVZ определяется по эмпирическим формулам:

                                                                (1.24)

При α < 1 , ,

При α>1 , .

                                                                   (1.25)

Низшая теплота сгорания HU, зависит от элементарного состава топлива. Для дизельного топлива HU = 42500(43030-зимнее) кДж/кг, для бензина HU = 44000 кДж/кг.

Потери теплоты из-за химической неполноты сгорания богатых смесей (α<1), кДж/кг:

                                                         (1.26)

Коэффициент использования ξ теплоты учитывает потери теплоты за счёт физической неполноты сгорания топлива, несвоевременности сгорания, через стенки камеры сгорания, диссоциации и других факторов.

Значение ξ на номинальном режиме работы для дизельных двигателей находится в пределах от 0,70 до 0,88, для карбюраторных от 0,85 до 0,95. Для дизелей при расчете сгорания дополнительно задаются степенью повышения давления в процессе λр= р z : рс. Для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием λр=1,6…2,5, с разделенными , λр=1,1…1,4.

После подстановки перечисленных величин в исходное уравнение, оно может быть преобразовано к квадратичному виду:

                                                                    (1.27)

и решено относительно Т z, К:

                           (1.28)

 где

                                             (1.29)

При номинальном режиме для дизеля величина Tz = 1800…2300К, для карбюраторных Т Z=2400…2900К.

Для дизельных двигателей давление газов в конце сгорания р Z , МПа, определяется с учетом выбранного ранее значения λр :

                                                                                   (1.30)

Для бензиновых ДВС:

                                                                    (1.31)

а затем действительное максимальное давление:

                                                                                   (1.32)

где φ = 0,85-0,88 - коэффициент скругления (или полноты индикаторной диаграммы), учитывающий уменьшение максимального давления вследствие движения поршня и увеличения объема камеры к концу процесса сгорания.

При номинальном режиме величина pz = 6,0…9,0МПа

 

ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ

В результате процесса расширения происходит преобразование тепловой энергии заряда в механическую работу.

Основными характеристиками процесса является давление p в, температура Тв в конце процесса и средний показатель политропы расширения n 2 (для дизелей n 2 =1,23…1,3, для бензиновых n 2 =1,18…1,28).

Для упрощения расчёта допускают, что расширение происходит по политропному процессу со средним показателем политропы n 2 . Значение n 2 возрастает с увеличением коэффициента использования теплоты, отношения хода поршня S к диаметру цилиндра D, интенсивности охлаждения, при снижении нагрузки и росте частоты вращения.

Давление p в, МПа и температура Т B , К, конца расширения определяется для точки «в» по уравнению политропного процесса:

для бензиновых

                       и                             (1.33) и (1.34)

для дизельных двигателей:

                     и                                (1.35) и (1.36)

где  на номинальном режиме,                                         (1.37)    

где степень предварительного расширения:

               ,                                                   (1.38)

При номинальном режиме в дизелях ТВ=1000…1250К и p в=0,20…0,60МПа, в бензиновых ДВС ТВ=1200…1500К и p в=0,20…0,60МПа.

 

ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ

Процесс расширения завершает расчет параметров рабочего тела в характерных точках цикла. Правильность выбора исходных температуры и давления остаточных газов проверяется по формуле, К:

                                                                             (1.39)

Значение расчётной температуры остаточных газов может отличаться от выбранной ранее не более чем на 5% при расчёте на ЭВМ и на 10% при ручном расчете.

Погрешность расчётов:

                                                                           (1.40)

При большей погрешности следует изменить самостоятельно выбранные в ходе расчета параметры.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.