ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ
( Методические указания по изучению дисциплины и задания для курсовой работы)
Смоленск 2014
Рецензент:
Белокопытов Вячеслав Николаевич
Скобеев Илья Николаевич
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»
(Протокол от № )
Тракторы и автомобили
(Методическое указание по изучению дисциплины)
Предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия квалификация (степень) бакалавр, Профиль «Технический сервис в агропромышленном комплексе», и «Технические системы в агробизнесе».
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Выписка из основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебные циклы, перечень дисциплин | Трудоемкость (в зачетных единицах (кредитах) | Проектируемые результаты освоения дисциплины (знать, уметь, владеть) | Коды формируемых компетенций |
Профессиональный цикл | |||
Вариативная часть: | |||
Тракторы и автомобили | 8 | Знать: современный типаж тракторов, автомобилей и их двигателей; краткие технические характеристики и технико-экономические показатели тракторов и автомобилей, работающих в сельском хозяйстве; назначение, классификацию, принцип действия механизмов и систем тракторов, автомобилей и их двигателей; влияние технического состояния и условий эксплуатации на технико- экономические показатели тракторов, автомобилей и их двигателей; причины возникновения неисправностей механизмов и систем и их внешние признаки; технические и технологические принципы регулировок механизмов и систем тракторов и автомобилей; условия безопасной работы на тракторах и автомобилях, проблемы и перспективы эффективного использования и развития конструкции тракторов и автомобилей. Уметь: использовать тракторы и автомобили с высокими показателями эффективности в конкретных условиях сельскохозяйственного производства; выполнять основные регулировочные операции и проверку соответствия машины, ее узлов и агрегатов техническим условиям; определять причины отклонения рабочих параметров от нормальных, а также причины возникновения неисправностей в узлах и механизмах тракторов и автомобилей; ориентироваться в области методов расчета основных параметров тракторов и автомобилей; ориентироваться в области оценки эксплуатационных качеств тракторов, автомобилей и их двигателей по основным справочным данным и по тяговым, динамическим, скоростным и нагрузочным характеристикам; ориентироваться в области проведения стендовых и эксплуатационных испытаний новых и отремонтированных машин; ориентироваться в области устройства и работы существующих и новых тракторов и автомобилей. Владеть: навыками эксплуатации тракторов и автомобилей; приемами технического обслуживания и ремонта; навыками самостоятельного анализа и оценки режимов работы тракторов и автомобилей. | ОК- 1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11, ОК-14, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ПК-18 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель - овладение знаниями по конструкции, основам теории, расчету и испытаниям тракторов и автомобилей, необходимыми для эффективной эксплуатации этих машин в агропромышленном производстве.
Задачи – изучение организации высокоэффективного использования тракторов, автомобилей и др. мобильных машин; поддержания постоянной работоспособности машин, применения компьютерной техники в расчетах и ведении технической документации.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения этого курса студент будет обладать следующими компетенциями:
Общекультурными (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью к принятию организационно-управленческих решений и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (Ок-9);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
Общепрофессиональными (ПК):
- способностью к использованию основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования (ПК-1);
- способностью разрабатывать и использовать графическую техническую документацию(ПК-2);
- способностью обоснованно выбирать материал и назначать его обработку для получения свойств, обеспечивающих высокую надежность детали(ПК-4);
- способностью обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы(ПК-6);
- владением основными методами организации защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий(ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
- способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда (ПК-14);
научно-исследовательская деятельность:
- готовностью изучать и использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-18);
Студент, изучивший данную дисциплину, должен:
иметь представление
- о назначении, составе, устройстве, принципах действия и регулировках основных механизмов, систем, агрегатов и узлов тракторов и автомобилей;
- об основах теории трактора и автомобиля.
знать:
- конструкцию и регулировочные параметры основных моделей тракторов, автомобилей и их двигателей;
- основы теории трактора и автомобиля, определяющие их эксплуатационно-технологические свойства;
- методику и оборудование для испытаний тракторов, автомобилей, двигателей и их систем;
- основные направления и тенденции совершенствования тракторов и автомобилей;
- требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.
уметь:
- выбирать тип трактора с техническими и конструктивными параметрами, соответствующими технологическим требованиям и условиям его работы в данном хозяйстве;
- эффективно использовать тракторы и автомобили в конкретных условиях с.-х. производства;
- проводить испытания двигателей, тракторов, автомобилей, оценивать эксплуатационные показатели, проводить их анализ;
- выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью;
- выполнять основные расчеты с использованием ЭВМ и анализировать работу отдельных механизмов и систем тракторов и автомобилей;
- применять полученные знания для самостоятельного освоения новых конструкций тракторов и автомобилей.
владеть:
- навыками эксплуатации тракторов и автомобилей;
- - приемами технического обслуживания и ремонта;
- - навыками самостоятельного анализа и оценки режимов работы тракторов и автомобилей.
3. Объем дисциплины и трудоемкость учебной работы
Вид учебной работы
Итоговый контроль
4. Содержание дисциплины
Перечень модулей дисциплины с указанием трудоемкости аудиторной и самостоятельной работы, видов контролей и перечня компетенций
Наименование модуля | Трудоемкость, часов | Вид контроля | Перечень компетенций | ||
всего | в том числе | ||||
аудиторной работы | самостоятельной работы | ||||
М1. Двигатели. | 72 | 4 | 66 | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 | |
1.1. Введение. Общие понятия. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
1.2. Классификация и общее устройство двигателей. | 6,2 | 2,2 | 4 | опрос | |
1.3. Кривошипно-шатунный механизм | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.4.Газораспределительный механизм | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.5.Система охлаждения | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.6.Смазочная система | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.7.Система питания | 22,6 | 2,6 | 20 | опрос | |
1.8 Система пуска | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
М2. Конструкция тракторов и автомобилей | 72 | 4 | 68 | опрос | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 |
2.3. Электрооборудование тракторов и автомобилей. | 10,3 | 0,3 | 10 | опрос | |
2.4. Трансмиссия. | 22,6 | 2,6 | 20 | опрос | |
2.5. Остов и ходовая часть. | 8,3 | 0,3 | 8 | опрос | |
2.6. Управление трактором и автомобилем. | 16,2 | 0,4 | 16 | опрос | |
2.7. Рабочее оборудование тракторов. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
2.8. Вспомогательное и дополнительное оборудование. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
М3. Основы теории тракторных и автомобильных двигателей | 64 | 4 | 60 | опрос | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 |
3.1. Рабочий цикл и показатели работы двигателей. | 14,6 | 0,6 | 14 | опрос | |
3.2. Система питания. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
3.3. Регулирование двигателей. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
3.4. Кинематика и динамика двигателя. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
3.5. Нагрузочные режимы и расчет основных деталей и механизмов двигателя. | 8,2 | 2,2 | 6 | опрос | |
3.6. Механизм газораспределения. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
3.7. Системы: смазочная, охлаждения и пуска. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
3.8. Совершенствование рабочего процесса. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
М4. Теория трактора и автомобиля | 53 | 2 | 51 | зачет, экзамен | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 |
4.1. Работа тракторных и автомобильных движителей. | 10,6 | 0,6 | 10 | опрос | |
4.2. Тяговый и энергетический баланс трактора. | 5,2 | 0,2 | 5 | опрос | |
4.3. Тяговая динамика трактора. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
4.4. Тяговая динамика автомобиля. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.5. Тормозная динамика автомобиля. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.6. Плавность хода и проходимость. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.7. Устойчивость и управляемость трактора и автомобиля. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.8. Топливная экономичность. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
Экзамен | 27 |
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студентам 2* курса специальности 110301 - «Механизация сельского хозяйства» следует выполнить курсовую работу по дисциплине «Тракторы и автомобили».
Курсовая работа состоит из двух частей. Задание по первой части курсовой работы состоит из 6 вопросов и выдаётся преподавателем. Задание по второй части состоит из одной задачи по тепловому расчету дизельного двигателя и выдается так же по заданию преподавателя.
Выполнению задания должно предшествовать самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины.
Ответы на вопросы курсовой работы должны быть краткими, ясными и четкими. В конце работы приводится список использованной литературы, а в тексте работы ссылки на соответствующий источник.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
1. Объясните принцип устройства четырехтактного двигателя с искровым зажиганием и опишите процессы, протекающие в цилиндрах.
2. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле за полный цикл работы.
3. Опишите процессы, протекающие в двухтактном ДВС за полный цикл его работы.
4. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном ДВС с искровым зажиганием.
5. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле.
6. Каковы преимущества и недостатки дизелей и двигателей двигателя с искровым зажиганием?
7.Опишите способы смесеобразование в дизелях. Преимущества и недостатки различных способов смесеобразования
8. Из каких материалов изготавливаются поршни автотракторных двигателей? Основные свойства этих материалов.
9. Как изменяется зазор между цилиндром и поршнем в различных сечениях поршня?
10. Как обеспечивается подвод смазки к коренным и шатунным шейкам коленчатого вала?
11. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструктивные мероприятия для увеличения их долговечности?
12. Каковы особенности устройства KШM V-образных ДВС?
13. Из каких соображений выбирается форма камеры сгорания у двигателей с искровым зажиганием и дизелей?
14. Какие требования предъявляются к форме камер сгорания современных двигателей?
15. Приведите требования, предъявляемые к шатунам автомобильных и тракторных двигателей. Из какого материала они изготавливаются?
16. Опишите конструкцию и материал современных вкладышей шатунных и коренных подшипников автотракторных двигателей.
17. Приведите схемы газораспределения двухтактных двигателей.
18. Из каких материалов изготавливаются клапаны, направляющие втулки клапанов? Основные требования к этим материалам и их свойства.
19. Из каких материалов выполняются распределительные валы и толкатели газораспределительного механизма? Какой термообработке они подвергаются?
20. Выполните схему и объясните назначение и работу декомпрессионного устройства дизеля.
21. Опишите устройства и принцип работы воздухоочистителя тракторного двигателя.
22. Опишите устройство и принцип работы основных типов масляных фильтров автотракторных двигателей.
23. Опишите устройство и принцип работы диафрагменного топливного насоса.
24. Объясните необходимость качественного изменения смеси в карбюраторе.
25. Опишите устройство и принцип работы устройства для обеспечения холостого хода одного из карбюраторов. Как производится регулировка холостого хода?
26. Выполните описание процесса смесеобразования в дизелях.
27. Дайте описание работы плунжерной пары насоса распределительного типа.
28. Объясните принцип работы всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя.
29. Опишите конструкцию и принцип работы турбокомпрессора дизеля.
30. Опишите устройство и принцип работы системы питания дизеля.
31. Опишите конструкцию и принцип работы центрифуги.
32. Опишите работу ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя с искровым зажиганием.
33. Опишите конструкцию и принцип работы комбинированной смазочной системы двигателя.
34. Для чего применяются корректирующие устройства в регуляторе?
35. Опишите конструкцию и принцип работы ограничителя частоты вращения автомобильного двигателя с искровым зажиганием.
36. Опишите устройство и принцип работы смазочной системы одного из отечественных дизелей.
37. Опишите устройство и принцип работы системы охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей.
38. Опишите конструкцию и принцип работы воздушного охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей с описанием принципов действия отдельных элементов.
39. Опишите конструкцию и принцип работы жидкостного охлаждения двигателя.
40. Объясните назначение термостата в системе охлаждения, опишите его принцип действия.
41. Объясните принцип действия свинцового аккумулятора. Какие химические реакции происходят при разряде и зарядке аккумулятора?
42. Какие типы генераторов переменного тока применяются на тракторах и автомобилях?
43. Объясните устройство и работу генераторов переменного тока.
44. Объясните устройство и работу интегральных регуляторов напряжения.
45. Объясните работу батарейной системы зажигания.
46. Поясните принцип действия магнето. Как устанавливается угол размыкания контактов у магнето?
47. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?
48. Приведите устройство включения основных приборов освещения и сигнализации.
49. Назовите возможные неисправности систем электрооборудования и основные мероприятия технического обслуживания.
50. Опишите конструкцию и принцип работы генератора переменного тока.
51. Для чего и как изменяется момент зажигания рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием?
52. Опишите конструкцию магнето и принцип его работы.
53. Опишите устройство и принцип работы системы освещения трактора.
54. Для чего применяется вариатор индукционной катушки?
55.Опишите конструкцию и принцип работы контактно-транзисторного реле-регулятора, объясните назначение и работу.
56. Приведите схему включения генератора переменного тока и реле-регулятора в общую схему электрооборудования.
57. Опишите назначение и устройство одного из электрических контрольно-измерительных приборов или сигнализирующих устройств.
58. Опишите конструкцию и принцип работы электростартера.
59. Характер нагрузки электростартера и его характеристика.
60. Изложите сущность зарядки аккумуляторной батареи, ее проверку и обслуживание.
61. Опишите конструкцию трансмиссии колесного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
62. Опишите конструкцию трансмиссии гусеничного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
63. Опишите конструкцию трансмиссии грузового автомобиля с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
64. Опишите конструкцию и принцип работы коробки передач с прямой передачей. Для каких машин применяется такая коробка и почему?
65. Опишите устройство и работу механизмов трансмиссии пускового двигателя с планетарным редуктором.
66. Опишите конструкцию трансмиссии грузового автомобиля повышенной проходимости с указанием названий и назначения отдельных ее механизмов.
67. Опишите конструкцию трансмиссии колесного трактора повышенной проходимости и опишите назначение отдельных ее механизмов.
68. Опишите конструкцию и принцип работы муфты сцепления.
69. Опишите конструкцию и принцип работы сцепления с пневматическим усилителем.
70. Опишите конструкцию и принцип работы коробки передач с гидроподжимными муфтами.
71. Опишите конструкцию и принцип работы гидроподжимной муфты коробки передач.
72. Опишите конструкцию и принцип работы дифференциала с блокировкой его назначение и принцип действия.
73. Опишите конструкцию карданных передач, применяющихся на тракторах и автомобилях. Для чего нужна карданная передача?
74. Опишите конструкцию и принцип работы привода к валу отбора мощности.
75. Опишите конструкцию и принцип работы многоступенчатой коробки передач и поясните как происходит передача движения на каждой передаче.
76. Опишите конструкцию ведущих мостов гусеничных тракторов с механизмами поворота.
77. Опишите типы и устройства главных передач.
78. Опишите конструкцию и принцип работы конечной передачи планетарного типа.
79. Опишите конструкцию и принцип работы приводов передних мостов тракторов и автомобилей.
80. Объясните устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей.
81. Укажите назначение органов управления трактором или автомобилем, приведите схему рулевого управления.
82. Как определяются кинематические параметры поворота?
83. Как производится установка управляемых колес автомобилей и тракторов?
84. Опишите конструкцию и принцип работы гидроусилителя механизма поворота.
85. Опишите устройство и работу гидрообъемного рулевого управления.
86. Каково устройство механизма поворота тракторов с шарнирно-сочлененной рамой?
87. Приведите обоснование необходимости применения автоматической системы вождения тракторов.
88. Каковы особенности поворота гусеничного трактора? Каковы особенности устройства механизмов поворота?
89. Опишите конструкцию и принцип работы планетарных механизмов поворота гусеничных машин.
90. Какие требования предъявляются к тормозным системам тракторов и автомобилей?
91. Приведите схему пневматического тормоза привода автопоезда (тягача с прицепом), объяснив назначение отдельных узлов и принципа действия привода.
92. Приведите схему и опишите устройство и действие механизма поворота колесных тракторов и автомобилей.
93. Каковы особенности устройства ходовой части универсально-пропашных и садово-огородных тракторов?
94. Какие сервомеханизмы применяются на тракторах и автомобилях для облегчения управления? Приведите схему одного из них и объясните принцип действия.
95. Выполните схемы движителей гусеничных тракторов с полужесткой и балансирной подвесками, объясните назначение основных узлов и особенности движителей.
96. Как осуществляется поворот гусеничных тракторов? Приведите описание соответствующих механизмов.
97. Для чего и как меняется ширина колей колесных тракторов?
98. Типы натяжных устройств гусеничных движителей. Приведите описание принципа действия.
99. Опишите устройство и принцип работы основной тормозной системы трактора МТЗ-100, МТЗ-102.
100. Опишите конструкцию и принцип работы тормозной системы автомобиля КамАЗ.
101. Перечислите устройства рабочего оборудования тракторов.
102. Опишите конструкцию и принцип работы приводов валов отбора мощности.
103. Каковы преимущества независимого привода ВОМ? В каких случаях используются боковой и передний ВОМ?
104. Опишите конструкции прицепных устройств тракторов.
105. Опишите устройство ходоуменьшителя.
106. Перечислите рабочее оборудование автомобилей.
107. Для чего применяются независимый и синхронный приводы вала отбора мощности?
108. Опишите конструкцию и принцип работы гидросистемы трактора, объясните назначение отдельных ее узлов.
109. Опишите конструкцию и принцип работы механизма навески гидравлической системы, опишите его устройство и работу.
110. Опишите конструкцию и принцип действия гидравлического догружателя на ведущие колеса трактора.
111. Выполните схему и объясните работу гидравлического силового цилиндра двойного действия гидросистемы трактора.
112. Опишите конструкцию и принцип работы трехзолотникового распределителя навесной гидросистемы трактора.
113. Опишите конструкцию и принцип работы прицепных устройств тракторов с описанием методов регулирования точки прицепа по высоте и ширине.
114. Опишите конструкцию и принцип работы подъемного механизма автомобиля-самосвала с описанием принципов его действия.
115. Опишите конструкцию и принцип работы навесных устройств тракторов (двух- и трехточечных) и объясните их устройство и действие.
116. Выполните схему включения вала отбора мощности.
117. Объясните, какие преимущества дает применение навесных машин на тракторах по сравнению с прицепными.
118. Объясните, для чего предназначается приводная лебедка автомобиля, ее устройство и принцип действия.
119. Опишите конструкцию и принцип работы отопления кабины автомобиля или трактора.
120. Опишите конструкцию и принцип работы навески машин и орудий на трактор и поясните применимость их в сельском хозяйстве.
РАСЧЁТ ПРОЦЕССОВ ГАЗООБМЕНА
Процессы газообмена включают очистку цилиндра от продуктов сгорания и наполнения цилиндра свежим зарядом.
Для расчёта рабочего цикла параметры остаточных газов (давление и температура) в конце процесса впуска в точке «r» выбирают на основании статических данных о других двигателях подобного типа.
Давление остаточных газов pr определяется давлением среды, в которую происходит выпуск отработавших газов, зависит от числа и расположения клапанов, сопротивления выпускного тракта, фаз газораспределения, частоты вращения, нагрузки и других факторов. Для двигателей без наддува определяют рr по эмпирической формуле:
Р r =р0(1+0,55∙10-4∙ n н ) (1.1)
где р0 – нормальное давление окружающей среды, МПа;
n н – номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Для двигателей с газотурбинным наддувом:
Рr=(0,08…0,95)рк (1.2)
В двигателях с наддувом соответствующее давление равно:
рк =(1,05…1,25) p 0 (1.3)
Температура остаточных газов Тr зависит от ряда факторов. В частности, при увеличении степени сжатия и обогащения смеси температура, снижается, а при увеличении частоты вращения возрастает. При работе на номинальном режиме величина температуры отработавших газов изменяется в следующих пределах:
для дизельных двигателей Т r = 600…900 К,
для бензиновых Т r = 900…1100 К
Температура подогрева свежего заряда T зависит от конструкции впускного трубопровода, наличия специального устройства для подогрева, частоты вращения, надува и других факторов. При номинальном режиме работы для дизельных двигателей с наддувом T = 5…100. для дизельных двигателей без наддува T = 15…200, для бензиновых T = 20…300
Давление заряда в конце впуска p а является основным фактором, определяющим количество свежего заряда, поступающего в цилиндр. Потери давления Δр по сравнению с давлением окружающей среды определяются гидравлическим сопротивлением воздушного фильтра рф, впускного трубопровода Δр mp, впускного клапана ркл , охладителем надувочного воздуха p охл, и возможно, других устройств:
∆ p = p ф + pmp + p кл + p охл + … (1.4)
Сопротивление воздушного фильтра определяется по графику (рисунок 1) в зависимости от пылеёмкости:
Пф = в · t (1.5)
φв - запылённость, г/м3
t - срок службы, ч.
Рисунок 1
Применяется следующая классификация запылённости:
· Пониженная - φв < 0,0005
· Малая - φв = 0.0005 – 0,002
· Повышенная - φв= 0,002 – 0,01
· Максимальная - φв =0,01 – 0,8
· «Нулевая» видимость - φв =0,8 - 1
Величины других сопротивлений обычно соответствуют
pmp = p кл = 0,001…0,0015 МПа
Тогда: p а = p 0 - Δ p (1.6)
Давление в конце впуска p а зависит от гидравлического сопротивления впускного тракта, быстроходности двигателя и изменяется в пределах:
для дизелей без наддува p а =(0,85…0,95) p 0 ;
для дизелей с наддувом p а =(0,90…0,95) p к ;
для бензиновых p а =(0,80…0,90) p 0
Коэффициент остаточных газов γ характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и может быть определён по формуле:
γ= (( T 0 + T )·р r ) / ( Tr (ε· pa - pr )) (1.7)
Для двигателей с наддувом принимается
T к = To , а вместо p 0 берётся p к
На номинальном режиме работы величина γ находится в пределах от 0,02 до 0,05 для дизельных двигателей.
Температура в точке «а» определяется по формуле:
Т a = ( T 0 + T + ∙ Tr )/(1+ ) ,. К (1.8)
Определение коэффициента наполнения η v представляет собой отношение действительного количества свежего заряда, к тому количеству, которое могло бы поместиться в рабочем объёме цилиндра при условии, что температура и давление в нём равны температуре и давлению среды на впуске. Повышению данного коэффициента способствует уменьшение гидравлических сопротивлений системы впуска. Повышение давления pa в конце впуска, уменьшение количества остаточных газов и их давления, снижение температуры подогрева рабочей смеси. Величина η v для четырёхтактных двигателей может быть определена по формуле:
η v = ((ε∙ pa – pr )∙Т o ) / ((ε- 1) ( T 0 + T ) ∙ р0) (1.9)
РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ
Основными характеристиками процесса являются параметры заряда в конце сжатия; давление p с, температура T с и средний показатель политропы сжатия n 1.
Основной величиной, выбираемой для расчёта процесса является показатель n 1, характеризующий теплообмен между зарядом и стенками камеры сгорания. Факторы, увеличивающие отвод теплоты от заряда, снижают значение n 1 и показатели цикла. Например, износ двигателя, охлаждение цилиндра, снижение нагрузки, частоты вращения двигателя уменьшают n 1.
Для дизельных двигателей с неразделенными камерами n 1 = 1,3 - 1,4; для карбюраторных ДВС n 1=1,34-1,37. Температура в конце сжатия Тс=600-800К-для карбюраторных ДВС, Тс=800-900К-дизели без наддува, Тс=900-1000К-дизели с наддувом.
p с = pa ·ε n 1 , МПа (1.10)
T с = Ta ·ε n 1-1 , К (1.11)
РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ
1.4.1 Термохимический расчёт процесса сгорания
Количество воздуха теоретически необходимого для сгорания топлива:
Lo = ((C/12)+(H2/4)-(O2/32))/0.208, кМоль (1.12)
Lo = ((8/3C)+(8H2)-(O2))/0.23, кг (1.13)
где для дизеля C - доля углерода в топливе- 0,870,кг;
H2 - доля водорода в топливе –0,126,кг;
O2- доля кислорода в топливе-0,04,кг;
для бензина C - доля углерода в топливе- 0,855,кг;
H2 - доля водорода в топливе –0,145,кг;
0,23-массовое содержание кислорода в воздухе;
0,208-объемное содержание кислорода в воздухе.
Количество свежего заряда:
M 1 = α · Lo, кМоль (1.14)
Количество остаточных газов:
M г =γ· M 1 = α ·γ· Lo, кМоль (1.15)
Количество продуктов сгорания топлива, кМоль/кг:
α >1 M 2 =( C /12)+( H 2 /2)+( α -0,208)* Lo, (1.16)
α <1 M 2 =( C /12)+( H 2 /2)+0,792*α* Lo, (1.17)
Количество газов после сгорания:
Mz = M г + M 2 , кМоль/кг (1.18)
Коэффициент молярного изменения количества смеси:
(1.19)
Для карбюраторных ДВС μД=1,08-1,12. Для дизелей μД=1,03-1,04
1.4.2 Термодинамический расчет процесса сгорания
Основой расчёта является уравнение теплового баланса для процесса сгорания. Например для бензиновых и газовых двигателей оно имеет вид:
(1.20)
где Qz и Qc- теплота заряда в точках «z» и «c»;
Qcz- теплота, подведённая к заряду в процессе сгорания.
Уравнение можно преобразовать:
для дизельных двигателей
(1.21)
Для бензиновых ДВС:
(1.22)
Теплоёмкость свежего заряда C VC в конце процесса сжатия определяется в зависимости от температуры Tc , кДж/Моль·град:
(1.23)
где А1=20,16 и В1=1,738·10-3 - постоянные коэффициенты.
Теплоёмкость продуктов сгорания CVZ определяется по эмпирическим формулам:
(1.24)
При α < 1 , ,
При α>1 , .
(1.25)
Низшая теплота сгорания HU, зависит от элементарного состава топлива. Для дизельного топлива HU = 42500(43030-зимнее) кДж/кг, для бензина HU = 44000 кДж/кг.
Потери теплоты из-за химической неполноты сгорания богатых смесей (α<1), кДж/кг:
(1.26)
Коэффициент использования ξ теплоты учитывает потери теплоты за счёт физической неполноты сгорания топлива, несвоевременности сгорания, через стенки камеры сгорания, диссоциации и других факторов.
Значение ξ на номинальном режиме работы для дизельных двигателей находится в пределах от 0,70 до 0,88, для карбюраторных от 0,85 до 0,95. Для дизелей при расчете сгорания дополнительно задаются степенью повышения давления в процессе λр= р z : рс. Для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием λр=1,6…2,5, с разделенными , λр=1,1…1,4.
После подстановки перечисленных величин в исходное уравнение, оно может быть преобразовано к квадратичному виду:
(1.27)
и решено относительно Т z, К:
(1.28)
где
(1.29)
При номинальном режиме для дизеля величина Tz = 1800…2300К, для карбюраторных Т Z=2400…2900К.
Для дизельных двигателей давление газов в конце сгорания р Z , МПа, определяется с учетом выбранного ранее значения λр :
(1.30)
Для бензиновых ДВС:
(1.31)
а затем действительное максимальное давление:
(1.32)
где φ = 0,85-0,88 - коэффициент скругления (или полноты индикаторной диаграммы), учитывающий уменьшение максимального давления вследствие движения поршня и увеличения объема камеры к концу процесса сгорания.
При номинальном режиме величина pz = 6,0…9,0МПа
ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ
В результате процесса расширения происходит преобразование тепловой энергии заряда в механическую работу.
Основными характеристиками процесса является давление p в, температура Тв в конце процесса и средний показатель политропы расширения n 2 (для дизелей n 2 =1,23…1,3, для бензиновых n 2 =1,18…1,28).
Для упрощения расчёта допускают, что расширение происходит по политропному процессу со средним показателем политропы n 2 . Значение n 2 возрастает с увеличением коэффициента использования теплоты, отношения хода поршня S к диаметру цилиндра D, интенсивности охлаждения, при снижении нагрузки и росте частоты вращения.
Давление p в, МПа и температура Т B , К, конца расширения определяется для точки «в» по уравнению политропного процесса:
для бензиновых
и (1.33) и (1.34)
для дизельных двигателей:
и (1.35) и (1.36)
где на номинальном режиме, (1.37)
где степень предварительного расширения:
, (1.38)
При номинальном режиме в дизелях ТВ=1000…1250К и p в=0,20…0,60МПа, в бензиновых ДВС ТВ=1200…1500К и p в=0,20…0,60МПа.
ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ
Процесс расширения завершает расчет параметров рабочего тела в характерных точках цикла. Правильность выбора исходных температуры и давления остаточных газов проверяется по формуле, К:
(1.39)
Значение расчётной температуры остаточных газов может отличаться от выбранной ранее не более чем на 5% при расчёте на ЭВМ и на 10% при ручном расчете.
Погрешность расчётов:
(1.40)
При большей погрешности следует изменить самостоятельно выбранные в ходе расчета параметры.
ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВИГАТЕЛЯ
Характеризует распределение теплоты топлива, поступившего в цилиндры двигателя. Расчёт составляющих теплового баланса позволяет оценить совершенство организации рабочего процесса двигателя, определить величины тепловых потерь в систему охлаждения и с отработавшими газами, определить резервы в улучшении топливной экономичности двигателя.
Уравнение теплового баланса может быть определено в виде:
(1.63)
где Q - теплота, введённая в цилиндры двигателя с топливом, кДж/ч:
, кДж/ч (1.64)
Qe – теплота, превращенная в полезную (эффективную) работу, кДж/ч:
, кДж/ч (1.65)
Q охл – теплота, отведенная в систему охлаждения и смазочную систему, кДж.
Определяется по эмпирической формуле, кДж/ч:
- для бензинового двигателя
(1.66)
- для дизеля
(1.67)
где С - эмпирический коэффициент особенности охлаждения 0,4-0,52
m - 0,6 - 0,7 - эмпирический коэффициент пропорциональности.
Q ог - теплота, унесённая с отработавшими газами, кДж/ч:
, кДж/ч (1.68)
где cp , cp1 – теплоемкость при постоянном давлении Ср=С v + R
С p = A2+B2·Tr'+R
С p1 = A1+B1·T о +R
Количество теплоты, не выделившееся в следствии неполноты сгорания:
- для бензиновых двигателей при а<1. кДж/ч
Q нс =61,5(1-а) G Т (1.69)
- для дизелей а>1, поэтому потери вследствии неполноты сгорания являются незначительными и их включают в остаточную часть Q ост теплового баланса.
Q ост - остаточный член теплового баланса, характеризующий неучтённые потери теплоты и точность расчёта теплового баланса, кДж/ч:
Q ост = Q – ( Qe + Q охл + Q ог + Q нс ) (1.70)
Тепловой баланс удобно представить в относительных единицах, где каждый член выражается в процентах от количества теплоты, введённой в двигатель с топливом:
qe + q охл + q ог + q мс + q ост = 100% (1.71)
где qe - доля тепла преобразованного в эффективную работу, карбюраторный двигатель 25-33%
qe = Qe : Q . 100% (1.72)
q охл - доля тепла отведенного в системы охлаждения и смазки, дизельный двигатель 15-35%
q охл = Q охл : Q . 100% (1.73)
q ог - доля тепла отведенного с отработавшими газами, карбюраторный двигатель 25-45%
q ог = Q ог : Q . 100% (1.74)
q нс - доля тепла потерянного из-за неполноты сгорания топлива, дизельный двигатель 0-5%;
q ост - доля тепла расходуемого на не учтенные потери, дизельный двигатель 2 – 5%
q нс + q ост = Q ост : Q . 100% (1.75)
Таблица 1.3
q | qe | qохл | qог | qс | qос |
100% |
Тепловой баланс
ДВИГАТЕЛЯ
Для оценки динамических и экономических показателей автомобильного двигателя, а также всей машины, на которую он устанавливается, необходимо знать изменение основных показателей в функции частоты вращения нагрузки:
Построение внешней скоростной характеристики.
Для автомобильных дизельных двигателей ведётся в диапазоне от nmin до n н.
Расчетные значения эффективной мощности двигателя N е, кВт, при заданной частоте вращения коленчатого вала n (мин-1) могут быть определены по следующим эмпирическим зависимостям:
(1.76)
n / n Н находится в пределах (0,2-1,06)
Соответствующая частота, мин-1:
(1.77)
По расчётным значениям, мощности строится кривая.
Значения кривой крутящего момента в зависимости от Ne и n определяется по выражению:
M к = 9550 * N е / n . Н·м (1.78)
Удельный эффективный расход топлива ge г/(кВт ч), может быть определён по следующей эмпирической зависимости:
(1.79)
(1.80)
Часовой расход топлива G т, кг/ч, для различных значений определяется по формуле: (1.81)
Полученные при выполнении расчётов данные для построения внешней скоростной характеристики двигателя заносятся в таблицу 1.4:
Таблица 1.4
Показатели | Значения точек характеристики | ||||||
n/ nн | |||||||
nн, об/мин | |||||||
Nе, кВт | |||||||
Мк, Нм | |||||||
gе, г/кВт, ч | |||||||
GT, Kr/4 |
Регуляторная характеристика дизеля может быть представлена в функции частоты вращения коленчатого вала Ne, Мк, Gт, g е = f ( n ) или нагрузки Мк, G т, g е, n = f ( N е ). В каждой регуляторной характеристике различают корректорную и регуляторную ветви. Корректорная – в диапазоне n < n н, регуляторная – от n н до nmax. Максимальная частота холостого хода (мин-1) двигателя зависит от степени неравномерности регулятора и определяется по формуле:
, (1.82)
где δр – степень неравномерности регулятора (0,05…0,10).
Построение регуляторной характеристики в функции частоты вращения вала двигателя.
Корректорная ветвь кривой крутящего момента может быть получена из расчета выражений:
При n ≥ nн ; (1.83)
При n < nн ; (1.84)
где К – коэффициент приспособляемости, К=1,12…1,17;
МКН – номинальный крутящий момент, который при известных значениях номинальной мощности и частоты может быть найден по выражению:
M к н=9550 . ( N ен : n ); (1.85)
nmin, n м, мин-1 – соответственно минимальная частота вращения вала двигателя и частота при максимальном моменте, выбираются по статистическим данным.
Расчетные точки на характеристике соединяем выпуклой кривой.
Удельный эффективный расход топлива g е, г/кВт ч, по корректорной ветви характеристики дизеля может быть определен по формуле:
. (1.86)
Удельный расход топлива по регуляторной ветви характеристики возрастает при снижении нагрузки от номинального g ен до g е =∞, соответствующего режиму холостого хода. Для промежуточных точек g е можно определить по формуле:
(1.87)
Расчетные данные для построения регуляторной характеристики двигателя заносим в таблицу 1.5.
Таблица 1.5
Расчетные данные для регуляторной характеристики
n, мин-1 | Nе, кВт | Мк, Н м | GТ,кг/ч | gе, г/кВт ч |
РАСЧЕТ МАХОВИКА.
Используя график тангенциальных усилий, определяется момент инерции всех подвижных деталей двигателя и затем момент инерции и размеры маховика следующим образом. По графику суммарных тангенциальных усилий (рисунок 3.2) определяется максимальная избыточная работа кВт:
(3.8)
(3.9)
где F изб. max - площадь диаграммы над линией средней тангенциальной силы, мм2;
- масштаб площади, кПам/мм ;
- масштаб тангенциальной силы, кПа/мм,
- масштаб длины, м/мм.
Момент инерции всех подвижных деталей двигателя , кгм2:
(3.10)
где δ - степень неравномерности вращения коленчатого вала.
Величина степени неравномерности вращения коленчатого вала принимается с соответствующим обоснованием.
Момент инерции маховика , (кгм2)
Масса маховика т, мм:
(3.11)
где D 0 - диаметр центра тяжести сечения маховика, м (см. рисунок 3.1).
Ориентируясь на чертежи маховиков реальных двигателей (см. приложение) разрабатывается чертеж маховика.
Рисунок 3.1 - Расчетная схема маховика; D о , диаметр центра тяжести маховика, м
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1 - Схема действия сил инерции в рядном 4-х цилиндровом двигателе
Рис. 2 - Внешняя скоростная Рис. 3 - Скоростная характеристика
характеристика (ДсИЗ) с регуляторной ветвью (дизеля)
Таблица 1 Основные параметры ряда тракторных двигателей
Марка двигателя (трактора) | Число и расположение цилиндров | Схема расположения кривошипов коленчатого вала | ε | N, мин-1 | DЦ и Sп , мм | ΣVh 10-3, л | Ne, кВт | Ре, МПа | Gдв, кг | ge, г/(кВт.ч) | |||
Д-240 (MT3-80) | 4р | 1и4 2иЗ | 16,0 | 2200 | 110x125 | 1,14 | 4,75 | 59 | 0,68 | 12,46 | 430 | 9,52 | 245 |
Д-144 (ЛТЗ-55) | 4р | 16,5 | 1600 | 105x120 | 1,14 | 4,15 | 29,4 | 0,54 | 7,1 | 380 | 12,9 | 239 | |
СМД-64 (комб.) | 6V, 90° | 16,5 | 1900 | 130x115 | 0,88 | 9,15 | 110 | 0,77 | 12 | 850 | 7,73 | 250 | |
А-41 (ДТ-75М) | 4р | 16,0 | 1750 | 130x140 | 1,08 | 7,45 | 66 | 0.62 | 8,86 | 930 | 14,1 | 250 | |
Д-130 (Д-170) | 4р | 16,0 | 1070 | 130x140 | 1,4 | 7,45 | 103 | 0,87 | 70,6 | 2100 | 20,4 | 238 | |
ЯМЗ-534 | 4р | - | 2400 | 102x122 | 1,2 | 4 | 117 | 1,46 | 29,25 | 420 | 3,59 | 201 | |
Д-160 (ВТ-100) | 6р | 1и5 2и6 Зи4
| 16,5 | 2200 | 105x120 | 1,14 | 6,25 | 55 | 0,48 | 8,8 | - | - | - |
СМД-60 (T-150) | 6V, 90° | 15,0 | 2000 | 130x115 | 0,86 | 9,15 | 110 | 0,73 | 12 | 850 | 7,73 | 250 | |
СМД-62 (Т-150К) | 6V, 90° | 15,0 | 2100 | 130x115 | 0,88 | 9,15 | 121 | 0,77 | 13,35 | 850 | 7,0 | 250 | |
Д-21 (Т-25) | 2р | 1 2 | 16,0 | 1600 | 105x120 | 1,14 | 2,08 | 14,7 | 0,54 | 7,07 | 260 | 19,05 | 250 |
Д-260 (МТЗ-100) | 6р | 1и6
3,4 2,5 | 16,0 | 2200 | 110x125 | 1,14 | 7,45 | 73, 6 | - | 5,35 | - | - | 235 |
АМ-01 (Т-4) | 6р | 16,5 | 1600 | 130x140 | 1,08 | 11,5 | 81 | 0,62 | 7,03 | - | - | 251 |
Таблица 2 Основные параметры ряда автомобильных двигателей*
Марка двигателя (автомобиля) | Число и расположение цилиндров | Схема расположения кривошипов коленчатого вала | ε | N, мин-1 | DЦ и Sп , мм | ΣVh 10-3,л | Ne, кВт | Ре, МПа | Gдв, кг | ge, г/(кВт.ч) | |||
ЗИЛ-130 (ЗИЛ-130) | 8V, 90° | 1и5 3и7 2и6 4и8 | 6,5 | 3100 | 100x95 | 0,95 | 6 | 110 | 0,7 | 18,35 | 300 | 2,73 | 320 |
ЗМЗ-513,10 (ГАЗ-3308 (07,074) | 8V, 90° | 7,6 | 3200 | 92x80 | 0,87 | 4,25 | 92 | 0,83 | 2,65 | 262 | 2,99 | 286 | |
ЗИЛ-375 (Урал-377) | 8V | 7,3 | 3600 | 108x95 | 0,88 | 7 | 132,4 | 0,6 | 18,9 | 505 | 3,81 | - | |
ВАЗ-2121 (НИВА) | 4р | 1и4
2и3 | 8,5 | 5400 | 79x80 | 1,01 | 1,58 | 58,8 | 0,8 | 37,2 | 440 | 7,48 | - |
ММЗ-245,12 («Бычок») | 4р | 16 | 2400 | 110x125 | 1,14 | 4,75 | 80 | 0,49 | 16,84 | 430 | 5,38 | 218 | |
ЗМЗ-5148 | 4р | 19,5 | 3900 | 87x94 | 1,08 | 2,24 | 96 | 1,32 | 42,86 | 215 | 2,23 | 210 | |
ЯМЗ-236М2 (МАЗ-53371) | 6V, 90° | 1и5
2,6 3,4 | 16,8 | 2100 | 130x140 | 1,08 | 11,15 | 132,4 | 0,7 | 11,84 | 820 | 6,2 | 238 |
ЯМЗ-240НМ2 (БелАЗ-75485 идр) | I2V | 16 | 2100 | 130x140 | 1,08 | 16,22 | 368 | 1,3 | 22,7 | 1790 | 4,86 | 208 | |
КамАЗ-740 (КамАЗ) | 8V, 90° | 1и5 3и7 2и6 4и8 | 17,0 | 2600 | 120x120 | 1,0 | 10,86 | 154,4 | 0,7 | 14,2 | 743 | 4,81 | 216 |
ГАЗ-43-01 (ГАЗ-43) | 6р | 1и6 3,4 2,5 | 16 | 2600 | 105x120 | 1Д4 | 10,38 | ПО | 0,5 | 10,59 | - | - | 225 |
ЗИЛ-645 (ЗИЛ) | 8V | 1и6 2и8 5и3 4и7 | 19 | 2800 | 110x115 | 1,05 | 8,74 | 125 | 0,7 | 14,3 | 720 | 5,76 | 232 |
* В этой и следующей таблицах приведены и двигатели, в настоящее время уже не производимые, но пока еше имеющиеся в эксплуатации. Ряд показателей могут несколько отличаться от встречающихся в литературе (в виду последующих уточнений основных размеров и показателей работы двигателя).
Рисунок 4 Индикаторная диаграмма, полукруг Брикса , графики инерционных усилий (по методу Толле) и схемы КШМ для определения тангенциальных усилий.
Рисунок 5 Графики тангенциальных сил одного цилиндра четырехтактного четырехцилиндрового двигателя (7) и его суммарного тангенциального усилия (£7).
Задание к первому разделу курсовой работы
номера вопросов | единицы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
десятки | 0 | 1, 21, 41, 61, 81, 101 | 2, 22, 42, 62, 82, 102 | 3, 23, 43, 63, 83, 103 | 4, 24, 44, 64, 84, 104 | 5, 25, 45, 65, 85, 105 | 6, 26, 46, 66, 86, 106 | 7, 27, 47, 67, 87, 107 | 8, 28, 48, 68, 88, 108 | 9, 29, 49, 69, 89, 109 | 10, 30, 50, 70, 90, 110 |
1 | 11, 31, 51, 71, 91, 111 | 12, 32, 52, 72, 92, 112 | 13, 33, 53, 73, 93, 113 | 14, 34, 54, 74, 94, 114 | 15, 35, 55, 75, 95, 115 | 16, 36, 56, 76, 96, 116 | 17, 37, 57, 77, 97, 117 | 18, 38, 58, 78, 98, 118 | 19, 39, 59, 79, 99, 119 | 20, 40, 60, 80, 100, 120 | |
2 | 11, 21, 41, 71, 91, 101 | 12, 22, 42, 72, 92, 102 | 13, 23, 43, 73, 93, 103 | 14, 24, 44, 74, 94, 104 | 15, 25, 45, 75, 95, 105 | 16, 26, 46, 76, 96, 106 | 17, 27, 47, 77, 97, 107 | 18, 28, 48, 78, 98, 108 | 19, 29, 49, 79, 99, 109 | 20, 30, 50, 80, 100, 110 | |
3 | 1, 21, 51, 71, 81, 101 | 2, 22, 52, 72, 82, 102 | 3, 23, 53, 73, 83, 103 | 4, 24, 54, 74, 84, 104 | 5, 25, 55, 75, 85, 105 | 6, 26, 56, 76, 86, 106 | 7, 27, 57, 77, 87, 107 | 8, 28, 58, 78, 88, 108 | 9, 29, 59, 79, 89, 109 | 10, 30, 50, 71, 90, 110 | |
4 | 1, 21, 41, 61, 91, 111 | 2, 22, 42, 62, 92, 112 | 3, 23, 43, 63, 93, 113 | 4, 24, 44, 64, 94, 114 | 5, 25, 45, 65, 95, 115 | 6, 26, 46, 66, 96, 116 | 7, 27, 47, 67, 97, 117 | 8, 28, 48, 68, 98, 118 | 9, 29, 49, 69, 99, 119 | 10, 30, 50, 70, 99, 111 | |
5 | 2, 23, 49, 68, 81, 101 | 4, 25, 47, 66, 82, 102 | 6, 27, 45, 64, 83, 103 | 8, 29, 43, 62, 84, 104 | 1, 22, 41, 62, 85, 105 | 3, 24, 43, 64, 86, 106 | 5, 26, 45, 66, 87, 107 | 7, 25, 47, 65, 88, 108 | 2, 23, 48, 64, 89, 109 | 14, 35, 51, 72, 90, 110 | |
6 | 9, 28, 42, 62, 89, 109 | 7, 26, 43, 63, 88, 108 | 5, 24, 44, 64, 87, 107 | 3, 22, 45, 65, 86, 106 | 1, 22, 46, 66, 84, 104 | 3, 24, 47, 67, 85, 105 | 7, 21, 48, 68, 83, 103 | 2, 23, 49, 69, 82, 102 | 4, 25, 48, 68, 81, 101 | 16, 37, 57, 77, 95, 117 | |
7 | 5, 26, 42, 63, 83, 104 | 7, 28, 44, 65, 85, 106 | 9, 21, 46, 67, 87, 108 | 3, 23, 48, 69, 88, 109 | 4, 25, 48, 67, 88, 107 | 6, 27, 46, 65, 86, 105 | 8, 29, 44, 63, 84, 103 | 1, 22, 42, 61, 82, 101 | 3, 24, 42, 63, 82, 103 | 15, 36, 54, 75, 94, 115 | |
8 | 3, 24, 44, 65, 86, 107 | 5, 26, 46, 67, 88, 109 | 7, 28, 48, 69, 81, 102 | 9, 21, 41, 62, 83, 114 | 2, 23, 43, 64, 85, 115 | 4, 24, 45, 66, 86, 116 | 5, 26, 47, 68, 87, 117 | 7, 28, 49, 61, 88, 118 | 9, 21, 42, 63, 89, 119 | 12, 33, 54, 75, 90, 120 | |
9 | 1, 21, 42, 62, 85, 111 | 2, 22, 43, 63, 86, 112 | 3, 23, 44, 64, 87, 113 | 4, 24, 45, 65, 88, 114 | 5, 25, 46, 66, 89, 115 | 6, 26, 47, 67, 81, 116 | 7, 27, 48, 69, 82, 117 | 8, 28, 49, 69, 83, 118 | 9, 29, 48, 68, 84, 119 | 10, 30, 51, 71, 99, 120 |
Задание ко второму разделу курсовой работы
Исходные данные | единицы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Прототип трактора | МТЗ-100 | ЛТЗ-55А | ЛТЗ-155 | Т-30А80 | Т-150К | К-701 | ДТ-75Н | ДТ-175С | Т-150 | Т-4А | ||
Прототип двигателя | Д-245 | Д-144 | СМД-25 | Д-120 | СМД-62 | ЯМЗ-240 | СМД-18Н | СМД-66 | СМД-60 | А-01М | ||
десятки | 0 | Номинальная мощность, Ne (кВт) | 73,6 | 39 | 118 | 23,5 | 121,4 | 221 | 70 | 125,1 | 110,4 | 99 |
Частота вращения при Ne, n (мин-1) | 2200 | 1800 | 2000 | 2000 | 2100 | 1900 | 1800 | 1900 | 2000 | 1700 | ||
Степень сжатия, e | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16 | 16,5 | 16,5 | 16 | ||
1 | Номинальная мощность, Ne (кВт) | 74 | 40 | 119 | 24,5 | 122 | 221,5 | 72 | 125,4 | 110,4 | 98 | |
Частота вращения при Ne, n (мин-1) | 2150 | 1950 | 2050 | 2040 | 2090 | 1910 | 1820 | 1910 | 2000 | 1680 | ||
Степень сжатия, e | 16,7 | 16,4 | 16,6 | 16,4 | 16,1 | 16,6 | 16 | 16,5 | 16,5 | 16,2 | ||
2 | Номинальная мощность, Ne (кВт) | 72 | 38 | 120 | 25,5 | 121 | 222 | 73 | 125,7 | 111 | 98,5 | |
Частота вращения при Ne, n (мин-1) | 2180 | 1850 | 1950 | 2020 | 2080 | 1920 | 1850 | 1920 | 2000 | 1700 | ||
Степень сжатия, e | 16,6 | 16,3 | 16,7 | 16,3 | 16,2 | 16,7 | 16 | 16,5 | 16,5 | 16,4 | ||
3 | Номинальная мощность, Ne (кВт) | 75 | 41 | 115 | 22,5 | 121,7 | 222,5 | 75 | 126 | 112 | 99,5 | |
Частота вращения при Ne, n (мин-1) | 2250 | 1900 | 1970 | 2050 | 2070 | 1930 | 1870 | 1930 | 2000 | 1750 | ||
Степень сжатия, e | 17 | 16,1 | 16,8 | 16,2 | 16,3 | 16,8 | 16 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | ||
4 | Номинальная мощность, Ne (кВт) | 74 | 42 | 116 | 21,5 | 122 | 223 | 77 | 127 | 115 | 100 | |
Частота вращения при Ne, n (мин-1) | 2130 | 2000 | 1990 | 2010 | 2150 | 1950 | 1900 | 2000 | 1950 | 1800 | ||
Степень сжатия, e | 16 | 16,7 | 16,9 | 16,6 | 16,1 | 16,9 | 16 | 16,5 | 16,5 | 16,7 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……3
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………………………………………………………………..4
РАСЧЁТ РАБОЧЕГО ЦИКЛА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ………………….9
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА…………………………………...23
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………..28
ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ
( Методические указания по изучению дисциплины и задания для курсовой работы)
Смоленск 2014
Рецензент:
Белокопытов Вячеслав Николаевич
Скобеев Илья Николаевич
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»
(Протокол от № )
Тракторы и автомобили
(Методическое указание по изучению дисциплины)
Предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия квалификация (степень) бакалавр, Профиль «Технический сервис в агропромышленном комплексе», и «Технические системы в агробизнесе».
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Выписка из основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебные циклы, перечень дисциплин | Трудоемкость (в зачетных единицах (кредитах) | Проектируемые результаты освоения дисциплины (знать, уметь, владеть) | Коды формируемых компетенций |
Профессиональный цикл | |||
Вариативная часть: | |||
Тракторы и автомобили | 8 | Знать: современный типаж тракторов, автомобилей и их двигателей; краткие технические характеристики и технико-экономические показатели тракторов и автомобилей, работающих в сельском хозяйстве; назначение, классификацию, принцип действия механизмов и систем тракторов, автомобилей и их двигателей; влияние технического состояния и условий эксплуатации на технико- экономические показатели тракторов, автомобилей и их двигателей; причины возникновения неисправностей механизмов и систем и их внешние признаки; технические и технологические принципы регулировок механизмов и систем тракторов и автомобилей; условия безопасной работы на тракторах и автомобилях, проблемы и перспективы эффективного использования и развития конструкции тракторов и автомобилей. Уметь: использовать тракторы и автомобили с высокими показателями эффективности в конкретных условиях сельскохозяйственного производства; выполнять основные регулировочные операции и проверку соответствия машины, ее узлов и агрегатов техническим условиям; определять причины отклонения рабочих параметров от нормальных, а также причины возникновения неисправностей в узлах и механизмах тракторов и автомобилей; ориентироваться в области методов расчета основных параметров тракторов и автомобилей; ориентироваться в области оценки эксплуатационных качеств тракторов, автомобилей и их двигателей по основным справочным данным и по тяговым, динамическим, скоростным и нагрузочным характеристикам; ориентироваться в области проведения стендовых и эксплуатационных испытаний новых и отремонтированных машин; ориентироваться в области устройства и работы существующих и новых тракторов и автомобилей. Владеть: навыками эксплуатации тракторов и автомобилей; приемами технического обслуживания и ремонта; навыками самостоятельного анализа и оценки режимов работы тракторов и автомобилей. | ОК- 1, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11, ОК-14, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ПК-18 |
1. Цели и задачи дисциплины
Цель - овладение знаниями по конструкции, основам теории, расчету и испытаниям тракторов и автомобилей, необходимыми для эффективной эксплуатации этих машин в агропромышленном производстве.
Задачи – изучение организации высокоэффективного использования тракторов, автомобилей и др. мобильных машин; поддержания постоянной работоспособности машин, применения компьютерной техники в расчетах и ведении технической документации.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения этого курса студент будет обладать следующими компетенциями:
Общекультурными (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью к принятию организационно-управленческих решений и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (Ок-9);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
Общепрофессиональными (ПК):
- способностью к использованию основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования (ПК-1);
- способностью разрабатывать и использовать графическую техническую документацию(ПК-2);
- способностью обоснованно выбирать материал и назначать его обработку для получения свойств, обеспечивающих высокую надежность детали(ПК-4);
- способностью обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы(ПК-6);
- владением основными методами организации защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий(ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
- способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда (ПК-14);
научно-исследовательская деятельность:
- готовностью изучать и использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-18);
Студент, изучивший данную дисциплину, должен:
иметь представление
- о назначении, составе, устройстве, принципах действия и регулировках основных механизмов, систем, агрегатов и узлов тракторов и автомобилей;
- об основах теории трактора и автомобиля.
знать:
- конструкцию и регулировочные параметры основных моделей тракторов, автомобилей и их двигателей;
- основы теории трактора и автомобиля, определяющие их эксплуатационно-технологические свойства;
- методику и оборудование для испытаний тракторов, автомобилей, двигателей и их систем;
- основные направления и тенденции совершенствования тракторов и автомобилей;
- требования к эксплуатационным свойствам тракторов и автомобилей.
уметь:
- выбирать тип трактора с техническими и конструктивными параметрами, соответствующими технологическим требованиям и условиям его работы в данном хозяйстве;
- эффективно использовать тракторы и автомобили в конкретных условиях с.-х. производства;
- проводить испытания двигателей, тракторов, автомобилей, оценивать эксплуатационные показатели, проводить их анализ;
- выполнять регулирование механизмов и систем тракторов и автомобилей для обеспечения работы с наибольшей производительностью и экономичностью;
- выполнять основные расчеты с использованием ЭВМ и анализировать работу отдельных механизмов и систем тракторов и автомобилей;
- применять полученные знания для самостоятельного освоения новых конструкций тракторов и автомобилей.
владеть:
- навыками эксплуатации тракторов и автомобилей;
- - приемами технического обслуживания и ремонта;
- - навыками самостоятельного анализа и оценки режимов работы тракторов и автомобилей.
3. Объем дисциплины и трудоемкость учебной работы
Вид учебной работы
Итоговый контроль
4. Содержание дисциплины
Перечень модулей дисциплины с указанием трудоемкости аудиторной и самостоятельной работы, видов контролей и перечня компетенций
Наименование модуля | Трудоемкость, часов | Вид контроля | Перечень компетенций | ||
всего | в том числе | ||||
аудиторной работы | самостоятельной работы | ||||
М1. Двигатели. | 72 | 4 | 66 | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 | |
1.1. Введение. Общие понятия. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
1.2. Классификация и общее устройство двигателей. | 6,2 | 2,2 | 4 | опрос | |
1.3. Кривошипно-шатунный механизм | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.4.Газораспределительный механизм | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.5.Система охлаждения | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.6.Смазочная система | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
1.7.Система питания | 22,6 | 2,6 | 20 | опрос | |
1.8 Система пуска | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
М2. Конструкция тракторов и автомобилей | 72 | 4 | 68 | опрос | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 |
2.3. Электрооборудование тракторов и автомобилей. | 10,3 | 0,3 | 10 | опрос | |
2.4. Трансмиссия. | 22,6 | 2,6 | 20 | опрос | |
2.5. Остов и ходовая часть. | 8,3 | 0,3 | 8 | опрос | |
2.6. Управление трактором и автомобилем. | 16,2 | 0,4 | 16 | опрос | |
2.7. Рабочее оборудование тракторов. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
2.8. Вспомогательное и дополнительное оборудование. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
М3. Основы теории тракторных и автомобильных двигателей | 64 | 4 | 60 | опрос | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 |
3.1. Рабочий цикл и показатели работы двигателей. | 14,6 | 0,6 | 14 | опрос | |
3.2. Система питания. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
3.3. Регулирование двигателей. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
3.4. Кинематика и динамика двигателя. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
3.5. Нагрузочные режимы и расчет основных деталей и механизмов двигателя. | 8,2 | 2,2 | 6 | опрос | |
3.6. Механизм газораспределения. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
3.7. Системы: смазочная, охлаждения и пуска. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
3.8. Совершенствование рабочего процесса. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
М4. Теория трактора и автомобиля | 53 | 2 | 51 | зачет, экзамен | ОК- 1, 3, 4, 9, 11, 14,ПК-1, 2, 4, 6, 7, 14, 18 |
4.1. Работа тракторных и автомобильных движителей. | 10,6 | 0,6 | 10 | опрос | |
4.2. Тяговый и энергетический баланс трактора. | 5,2 | 0,2 | 5 | опрос | |
4.3. Тяговая динамика трактора. | 8,2 | 0,2 | 8 | опрос | |
4.4. Тяговая динамика автомобиля. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.5. Тормозная динамика автомобиля. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.6. Плавность хода и проходимость. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.7. Устойчивость и управляемость трактора и автомобиля. | 6,2 | 0,2 | 6 | опрос | |
4.8. Топливная экономичность. | 4,2 | 0,2 | 4 | опрос | |
Экзамен | 27 |
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студентам 2* курса специальности 110301 - «Механизация сельского хозяйства» следует выполнить курсовую работу по дисциплине «Тракторы и автомобили».
Курсовая работа состоит из двух частей. Задание по первой части курсовой работы состоит из 6 вопросов и выдаётся преподавателем. Задание по второй части состоит из одной задачи по тепловому расчету дизельного двигателя и выдается так же по заданию преподавателя.
Выполнению задания должно предшествовать самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины.
Ответы на вопросы курсовой работы должны быть краткими, ясными и четкими. В конце работы приводится список использованной литературы, а в тексте работы ссылки на соответствующий источник.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
1. Объясните принцип устройства четырехтактного двигателя с искровым зажиганием и опишите процессы, протекающие в цилиндрах.
2. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле за полный цикл работы.
3. Опишите процессы, протекающие в двухтактном ДВС за полный цикл его работы.
4. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном ДВС с искровым зажиганием.
5. Опишите процессы, протекающие в четырехтактном дизеле.
6. Каковы преимущества и недостатки дизелей и двигателей двигателя с искровым зажиганием?
7.Опишите способы смесеобразование в дизелях. Преимущества и недостатки различных способов смесеобразования
8. Из каких материалов изготавливаются поршни автотракторных двигателей? Основные свойства этих материалов.
9. Как изменяется зазор между цилиндром и поршнем в различных сечениях поршня?
10. Как обеспечивается подвод смазки к коренным и шатунным шейкам коленчатого вала?
11. Каковы конструктивные особенности поршневых колец современных дизелей и какие предусматриваются конструктивные мероприятия для увеличения их долговечности?
12. Каковы особенности устройства KШM V-образных ДВС?
13. Из каких соображений выбирается форма камеры сгорания у двигателей с искровым зажиганием и дизелей?
14. Какие требования предъявляются к форме камер сгорания современных двигателей?
15. Приведите требования, предъявляемые к шатунам автомобильных и тракторных двигателей. Из какого материала они изготавливаются?
16. Опишите конструкцию и материал современных вкладышей шатунных и коренных подшипников автотракторных двигателей.
17. Приведите схемы газораспределения двухтактных двигателей.
18. Из каких материалов изготавливаются клапаны, направляющие втулки клапанов? Основные требования к этим материалам и их свойства.
19. Из каких материалов выполняются распределительные валы и толкатели газораспределительного механизма? Какой термообработке они подвергаются?
20. Выполните схему и объясните назначение и работу декомпрессионного устройства дизеля.
21. Опишите устройства и принцип работы воздухоочистителя тракторного двигателя.
22. Опишите устройство и принцип работы основных типов масляных фильтров автотракторных двигателей.
23. Опишите устройство и принцип работы диафрагменного топливного насоса.
24. Объясните необходимость качественного изменения смеси в карбюраторе.
25. Опишите устройство и принцип работы устройства для обеспечения холостого хода одного из карбюраторов. Как производится регулировка холостого хода?
26. Выполните описание процесса смесеобразования в дизелях.
27. Дайте описание работы плунжерной пары насоса распределительного типа.
28. Объясните принцип работы всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя.
29. Опишите конструкцию и принцип работы турбокомпрессора дизеля.
30. Опишите устройство и принцип работы системы питания дизеля.
31. Опишите конструкцию и принцип работы центрифуги.
32. Опишите работу ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя с искровым зажиганием.
33. Опишите конструкцию и принцип работы комбинированной смазочной системы двигателя.
34. Для чего применяются корректирующие устройства в регуляторе?
35. Опишите конструкцию и принцип работы ограничителя частоты вращения автомобильного двигателя с искровым зажиганием.
36. Опишите устройство и принцип работы смазочной системы одного из отечественных дизелей.
37. Опишите устройство и принцип работы системы охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей.
38. Опишите конструкцию и принцип работы воздушного охлаждения одного из отечественных тракторных дизелей с описанием принципов действия отдельных элементов.
39. Опишите конструкцию и принцип работы жидкостного охлаждения двигателя.
40. Объясните назначение термостата в системе охлаждения, опишите его принцип действия.
41. Объясните принцип действия свинцового аккумулятора. Какие химические реакции происходят при разряде и зарядке аккумулятора?
42. Какие типы генераторов переменного тока применяются на тракторах и автомобилях?
43. Объясните устройство и работу генераторов переменного тока.
44. Объясните устройство и работу интегральных регуляторов напряжения.
45. Объясните работу батарейной системы зажигания.
46. Поясните принцип действия магнето. Как устанавливается угол размыкания контактов у магнето?
47. Каковы особенности устройства систем электрического пуска у дизелей и бензиновых двигателей?
48. Приведите устройство включения основных приборов освещения и сигнализации.
49. Назовите возможные неисправности систем электрооборудования и основные мероприятия технического обслуживания.
50. Опишите конструкцию и принцип работы генератора переменного тока.
51. Для чего и как изменяется момент зажигания рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием?
52. Опишите конструкцию магнето и принцип его работы.
53. Опишите устройство и принцип работы системы освещения трактора.
54. Для чего применяется вариатор индукционной катушки?
55.Опишите конструкцию и принцип работы контактно-транзисторного реле-регулятора, объясните назначение и работу.
56. Приведите схему включения генератора переменного тока и реле-регулятора в общую схему электрооборудования.
57. Опишите назначение и устройство одного из электрических контрольно-измерительных приборов или сигнализирующих устройств.
58. Опишите конструкцию и принцип работы электростартера.
59. Характер нагрузки электростартера и его характеристика.
60. Изложите сущность зарядки аккумуляторной батареи, ее проверку и обслуживание.
61. Опишите конструкцию трансмиссии колесного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
62. Опишите конструкцию трансмиссии гусеничного трактора с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
63. Опишите конструкцию трансмиссии грузового автомобиля с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.
64. Опишите конструкцию и принцип работы коробки передач с прямой передачей. Для каких машин применяется такая коробка и почему?
65. Опишите устройство и работу механизмов трансмиссии пускового двигателя с планетарным редуктором.
66. Опишите конструкцию трансмиссии грузового автомобиля повышенной проходимости с указанием названий и назначения отдельных ее механизмов.
67. Опишите конструкцию трансмиссии колесного трактора повышенной проходимости и опишите назначение отдельных ее механизмов.
68. Опишите конструкцию и принцип работы муфты сцепления.
69. Опишите конструкцию и принцип работы сцепления с пневматическим усилителем.
70. Опишите конструкцию и принцип работы коробки передач с гидроподжимными муфтами.
71. Опишите конструкцию и принцип работы гидроподжимной муфты коробки передач.
72. Опишите конструкцию и принцип работы дифференциала с блокировкой его назначение и принцип действия.
73. Опишите конструкцию карданных передач, применяющихся на тракторах и автомобилях. Для чего нужна карданная передача?
74. Опишите конструкцию и принцип работы привода к валу отбора мощности.
75. Опишите конструкцию и принцип работы многоступенчатой коробки передач и поясните как происходит передача движения на каждой передаче.
76. Опишите конструкцию ведущих мостов гусеничных тракторов с механизмами поворота.
77. Опишите типы и устройства главных передач.
78. Опишите конструкцию и принцип работы конечной передачи планетарного типа.
79. Опишите конструкцию и принцип работы приводов передних мостов тракторов и автомобилей.
80. Объясните устройство и принцип действия раздаточных коробок и ходоуменьшителей.
81. Укажите назначение органов управления трактором или автомобилем, приведите схему рулевого управления.
82. Как определяются кинематические параметры поворота?
83. Как производится установка управляемых колес автомобилей и тракторов?
84. Опишите конструкцию и принцип работы гидроусилителя механизма поворота.
85. Опишите устройство и работу гидрообъемного рулевого управления.
86. Каково устройство механизма поворота тракторов с шарнирно-сочлененной рамой?
87. Приведите обоснование необходимости применения автоматической системы вождения тракторов.
88. Каковы особенности поворота гусеничного трактора? Каковы особенности устройства механизмов поворота?
89. Опишите конструкцию и принцип работы планетарных механизмов поворота гусеничных машин.
90. Какие требования предъявляются к тормозным системам тракторов и автомобилей?
91. Приведите схему пневматического тормоза привода автопоезда (тягача с прицепом), объяснив назначение отдельных узлов и принципа действия привода.
92. Приведите схему и опишите устройство и действие механизма поворота колесных тракторов и автомобилей.
93. Каковы особенности устройства ходовой части универсально-пропашных и садово-огородных тракторов?
94. Какие сервомеханизмы применяются на тракторах и автомобилях для облегчения управления? Приведите схему одного из них и объясните принцип действия.
95. Выполните схемы движителей гусеничных тракторов с полужесткой и балансирной подвесками, объясните назначение основных узлов и особенности движителей.
96. Как осуществляется поворот гусеничных тракторов? Приведите описание соответствующих механизмов.
97. Для чего и как меняется ширина колей колесных тракторов?
98. Типы натяжных устройств гусеничных движителей. Приведите описание принципа действия.
99. Опишите устройство и принцип работы основной тормозной системы трактора МТЗ-100, МТЗ-102.
100. Опишите конструкцию и принцип работы тормозной системы автомобиля КамАЗ.
101. Перечислите устройства рабочего оборудования тракторов.
102. Опишите конструкцию и принцип работы приводов валов отбора мощности.
103. Каковы преимущества независимого привода ВОМ? В каких случаях используются боковой и передний ВОМ?
104. Опишите конструкции прицепных устройств тракторов.
105. Опишите устройство ходоуменьшителя.
106. Перечислите рабочее оборудование автомобилей.
107. Для чего применяются независимый и синхронный приводы вала отбора мощности?
108. Опишите конструкцию и принцип работы гидросистемы трактора, объясните назначение отдельных ее узлов.
109. Опишите конструкцию и принцип работы механизма навески гидравлической системы, опишите его устройство и работу.
110. Опишите конструкцию и принцип действия гидравлического догружателя на ведущие колеса трактора.
111. Выполните схему и объясните работу гидравлического силового цилиндра двойного действия гидросистемы трактора.
112. Опишите конструкцию и принцип работы трехзолотникового распределителя навесной гидросистемы трактора.
113. Опишите конструкцию и принцип работы прицепных устройств тракторов с описанием методов регулирования точки прицепа по высоте и ширине.
114. Опишите конструкцию и принцип работы подъемного механизма автомобиля-самосвала с описанием принципов его действия.
115. Опишите конструкцию и принцип работы навесных устройств тракторов (двух- и трехточечных) и объясните их устройство и действие.
116. Выполните схему включения вала отбора мощности.
117. Объясните, какие преимущества дает применение навесных машин на тракторах по сравнению с прицепными.
118. Объясните, для чего предназначается приводная лебедка автомобиля, ее устройство и принцип действия.
119. Опишите конструкцию и принцип работы отопления кабины автомобиля или трактора.
120. Опишите конструкцию и принцип работы навески машин и орудий на трактор и поясните применимость их в сельском хозяйстве.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 404.