Технико-экономическое обоснование проекта
Анализ маркетинговой среды.
Применительно к ресторанному бизнесу наиболее значимыми являются следующие параметры:
- оборот общественного питания (в динамике за два последние года);
- доля расходов на питание вне дома в общей структуре расходов населения ( в динамике за два последние года);
- показатели уровня жизни населения; среднедушевые денежные доходы населения (в динамике за два последние года);
- среднемесячная заработная плата, средний размер месячных пенсий (в динамике за два последние года);
- структура населения по доходам (в динамике за два последние года);
- половозрастной состав населения (в динамике за два последние года);
- уровень образования населения (в динамике за два последние года);
- структура населения о занятости и профессиям (в динамике за два последние года);
- индексы цен на услуги общественного питания;
- уровень инфляции.
На основе анализа указанных параметров делается вывод о стабильности (нестабильности) окружающей среды по отношению к предприятию ОП. Сопоставление данных по России в целом и по исследуемому региону позволяет определить, совпадают ли российские и региональные тенденции развития социально-экономической ситуации.
Анализ конкурентов
Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента.
При анализе динамики деятельности конкурентов следует учесть все основные факторы, влияющие на спрос покупателей. Необходимо показать, что ваша продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.
Для определения конкурентного положения проектируемого предприятия целесообразно провести пофакторный анализ конкурентоспособности проектируемого предприятия и предприятий-конкурентов. Дается описание состояния различных факторов, приведенных на примере пиццерии в таблице 3.
Таблица 4. Факторы конкурентоспособности
Факторы | Пиццерия | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 |
Качество продукции | Теплые, свежие изделия. Сертификат качества. | Теплые. | Теплые | Свежие. Сертификат качества |
Месторасположение | 1010 10 м от метро | 0,5 км от рынка, метро | 1 км от рынка, метро | 2 км от рынка, метро. Не ходит транспорт. |
Уровень цены | Средняя цена | Высокая | Высокая | Выше среднего |
Дизайн, интерьер | Красивые изделия | Обычный | Обычный | - |
Широта ассортимента | 15 видов | 1 вид | 1 вид | 6 видов |
Время работы | Круглосуточно (в начале с 8.00 до 20.00) | 10.00 – 21.00 | 10.00 – 20.00 | 10.00 – 22.00 |
Репутация фирмы | Новое предприятие | Постоянные клиенты | Постоянные клиенты | Ненадежная |
Затем необходимо оценить указанные факторы с учетом средневзвешенной оценки и рассчитать их количественные параметры.
Таблица 5. Пример расчета конкурентоспособности
Параметры | Весомость параметров | Пиццерия | Конкурент 1 | Конкурент 2 | |||
А1 | Р1 | А1Р1 | Р1 | А1Р1 | А1 | А1Р1 | |
Качество продукции | 0,20 | 1.0 | 0,2 | 0,9 | 0,18 | 0,6 | 0,12 |
Местонахождение | 0,18 | 1,0 | 0,18 | 0,7 | 0,126 | 0,9 | 0,162 |
Уровень цены | 0,15 | 1,0 | 0,15 | 0,7 | 0,105 | 0,7 | 0,105 |
Дизайн, интерьер | 0,11 | 1,0 | 0,11 | 0,7 | 0,077 | 0,5 | 0,055 |
Широта ассортимента | 0,09 | 1,0 | 0,09 | 0,7 | 0,063 | 0,5 | 0,045 |
Время работы | 0,05 | 1,0 | 0,05 | 0,8 | 0,04 | 0,7 | 0,035 |
Репутация фирмы | 0,12 | 1,0 | 0,12 | 0,6 | 0,072 | 0,5 | 0,06 |
Сумма А1Р1 | 1,00 | 1,0 | 1,00 | 0,683 | 0,588 |
Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности различных предприятий-конкурентов, то необходимо выявить возможности, ограничения, сильные и слабые стороны этих предприятий в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов проектируемое предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию.
Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятий поможет SWOT - анализ.
Таблица 6. SWOT – анализ конкурентов
Проектируемое предприятие | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | |
Сильные стороны | . | |||
Слабые стороны | ||||
Возможности | . | . | ||
Угрозы |
На основе проведенного SWOT - анализа выявляются факторы конкурентоспособности, по которым необходимо усилить позиции проектируемого предприятия, чтобы превзойти существующих конкурентов
Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции на рынке предприятие ОП может за счет:
- обеспечения более низких издержек на производство и реализацию продукции и организацию обслуживания;
- обеспечения незаменимости продукции и услуг посредством дифференциации.
Дифференциация означает способность фирмы предложить покупателю продукт, обладающий большей ценностью, т.е.большей потребительной стоимостью, что позволяет устанавливать более высокие цены и обеспечивать большую прибыль.
В целом, выбор наилучшего варианта достижения цели организации можно представить математическомри как отыскание максимума целевой функции (W):
W = f(α1,α2 ……β1,β2……..χ1,χ2……), (1)
Где αі – заданные параметры достижения цели, например, количество выделенных ресурсов; βј – управляемые параметры достижения цели, т.е. такие, которые можно менять, например, цены, сроки и т.д.; χk - неизвестные параметры достижения цели, например, рыночная конъюнктура, курс рубля, индекс инфляции.
Задача выбора наилучшего варианта решения при этом может быть сформулирована следующим образом: найти такое значение управляемых параметров, которые при заданных параметрах с учетом неизвестных параметров обеспечивают максимум целевой функции – критерия эффективности.
Экономическое обоснование эффективности проектов в общественном питании
Утверждено учебным советом университета
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 260501.65 –
« Технология продуктов общественного питания »
Калининград
Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»
2008
УДК
Гегечкори О.Н. Экономическое обоснование эффективности проектов в общественном питании. Учебное пособие. Калининград, Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2009
В учебном пособии рассматриваются основы методологии определения рыночной целесообразности и экономической эффективности при проектировании объектов общественного питания.
Предназначено для студентов специальности 260501.65 - «Технология продуктов общественного питания»
Рецензенты: Степанова Л.А., к.э.н., доцент кафедры «Управление производством» ФГОУ ВПО «КГТУ»;
Титова И.М., к.т.н., доцент кафедры «Технология продуктов питания» ФГОУ ВПО «КГТУ»
ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………….4
Глава 1. Технико-экономическое обоснование проекта………………..5
1.1 Социально-экономическое значение общественного питания…. 5
1.2 Обзор рынка предприятий общественного питания……………..6
1.3 Описание фирмы……………………………………………………7
1.4 Обоснование проекта на базе маркетинговых исследований…....10
1.4.1 Анализ рынка………………………………………………… 11
1.4.2 Анализ маркетинговой среды……………………………….. 13
1.4.3 Анализ конкурентов…………………………………………..14
1.4.4 Разработка комплекса маркетинга на базе маркетинговых стратегий……………………………………………………………..16
1.5 Организационный план……………………………………………..17
1.6 Расчет показателей по труду и заработной плате……………… 17
Глава 2. Расчет экономической эффективности проекта……………….20
2.1 Расчет объема и состава товарооборота………………………….. 20
2.2 Методы планирования выпуска блюд…………………………… 24
2.3 Основные финансовые показатели деятельности…………………25
2.3.1 Расчет издержек производства и обращения………………… 26 2.3.2 Валовой доход, источники его образования………………… 32
2.3.3 Определение чистой прибыли и рентабельности продукции…33
2.3.4. Расчет точки безубыточности…………………………………..34
2.4 Показатели эффективности использования основных фондов…………………………………………………………………….37
2.5 Расчет срока окупаемости и эффективности проекта…………….. 37
Литература…………………………………………………………………… 43
Приложения……………………………………………………………………..
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений по специальности «Технология продуктов общественного питания» при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР).
Учебный процесс подготовки специалистов в сфере общественного питания связан с определенными трудностями, к числу которых относится недостаточное количество специальной литературы и специализированных учебников. Данное учебное пособие призвано способствовать овладению навыками анализа экономической деятельности предприятий общественного питания различных форм собственности в условиях рынка.
Роль экономического анализа в этой области состоит в исследовании экономических процессов организаций питания для выработки оптимальных решений, выявлении возможностей, средств и способов повышения их конкурентоспособности, финансовой устойчивости, финансовых результатов.
Из прикладной экономической теории и практики развитых экономически стран известно, что инвестиции в ресторанную индустрию относятся к числу быстро окупаемых.
Эффективность инвестиционных проектов возможна только при условии глубокого предварительного маркетингового исследования рынка и тщательного обоснования каждого проектного решения.
Составляющие эффективной организации предприятия общественного питания включают в себя следующие мероприятия: текущее и стратегическое планирование; прогнозирование издержек и сбыта; наличие организационной схемы и структуры; изучение спроса и анализ работы конкурентов; осуществление финансового контроля; анализ стабильности получения прибыли; формирование имиджа предприятия и корпоративной культуры.
Отсюда вытекает первостепенная роль развития и совершенствования методологии оценки экономической эффективности бизнес-проектов в условиях рыночной экономики.
Поскольку в индустрии общественного питания должны работать профессионалы и основная задача современного ресторатора – удовлетворение желаний и потребностей клиента - владение методами обоснования эффективности проектируемых предприятий является одним из важнейших навыков.
Цель данного пособия – изложить основы методологии определения рыночной целесообразности и экономической эффективности при проектировании объектов общественного питания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 293.