Метрические записи являются, если можно так выразится, классическим генеалогическим источником, но сразу надо оговорится, далеко не единственным.
Знание об истории метрической книги, ее устройстве и местах хранения необходимы Вам в генеалогических разысканиях.
В 1722 году Петр 1 постановил вести метрические книги в Российской империи. В 1838 году окончательно утвердился единый формуляр записей в метрических книгах. Законы относительно ведения метрических книг были изданы для католиков в 1826 году, мусульман -1828 и 1832, лютеран - 1832, для еврейских общин - 1835 году. С 1874 года была заведена гражданская регистрация для раскольников, с 1879 для баптистов, а с 1906 для остальных сектантов.
Метрические книги делятся на три части. Рождение, брак и смерть. Метрические книги велись в двух экземплярах, один оставался в церкви, другой отсылался в консисторию.
Консисторские экземпляры ныне хранятся в фондах Духовных консисторий областных (республиканских) архивов, "церковные" экземпляры - в фондах церквей областных или районных (городских) архивов. В ряде архивов все метрические книги были объединены в единые фонды. Во многих областях метрические книги конца 19, начала 20 века могут находиться в архивах ЗАГС. Если Вам известно название церкви, в которой была произведена метрическая запись, Вы можете уточнить, где хранятся метрические книги этой церкви в справочнике История русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М. 1993. и История русской православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. М. 1995.
Изучению метрических книг посвящено много разных публикаций. См.: Д.Н.Антонов, И.А.Антонова. "Метрические книги России 18 - начала 20 века". М. 2006, а так же Д.Н.Антонов, И.А.Антонова "Метрические книги: время собирать камни" Отечественные архивы. 1996, № 4, с. 15-28; № 5, с. 26-39; Д.Н.Антонов, И.А.Антонова "Исторические описи метрических книг как исторический источник" Отечественные архивы. 1998, № 1, с. 27-35.
На основе записи в метрической книге выдавались метрические свидетельства (выписи).
Говоря о делопроизводстве в России, необходимо всегда принимать во внимание возможность утраты документов и вероятность их небрежного ведения. При отсутствии метрических книг или при сомнительности записей, содержащихся в них, за доказательство рождения принимались исповедальные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки, ревизские сказки, свидетельские показания. При подтверждении факта брачного союза принимались во внимание обыскные книги, исповедные росписи и другие документы, и также свидетельские показания.
Все эти документы являются для нас так же важным источником генеалогической информации.
Первое постановление о ведении исповедной росписи (ведомости) относится к 1697 году, в 1737 году был издан указ определивший ее окончательную форму. Ежегодно священник каждой православной церкви составлял исповедальные ведомости бывших на исповеди, ведомость не бывших на исповеди и ведомость на раскольников, если таковые были. Преимущественным временем исповеди был великий пост. Тем, кто не успел исповедаться в это время разрешалось сделать это в любое другое время. В формуляре исповедной росписи имеется порядковый номер дома или двора, число в них мужчин и женщин, фамилия, имя отчество супругов (если супруг умирал, то в отношении остальных показывалось "вдовство"), имена детей до года. Далее указывался возраст для каждого члена семьи.
Исповедальные росписи находятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.
Метрические книги и исповедальные ведомости являются всесословным источником генеалогической информации т.к. в них записывались все, в данном случае православные, жители страны по единой для всех форме.
Необходимо ясно представлять, что русское общество имело строгое, почти кастовое, разделение на классы, переход из одного класса в другой был крайне сложен. Так как жизнь каждого класса сильно отличалась от жизни другого, и соответственно отличными были и документы регулирующие жизнь каждого класса. Хотя, конечно, общество нельзя герметично разделить на какие-либо группы и в документах, относящихся к одному сословию, может быть информация о представителях других сословий. Изучая представителей одного сословия, необходимо иметь представление и о всех других сословиях.
Крестьянское сословие
Подавляющее большинство населения России было крестьянами. Соответственно от сюда, простое арифметическое предположение, что, в любом случае, весьма не малая часть Ваших предков были крестьянами.
Крестьяне - наиболее благородный класс Российского общества. Не смотря на то, что крестьяне являлись низшим податным сословием, за ними в России всегда была высшая моральная и историческая правота, которую они прекрасно осознавали. Крестьяне в основном жили на земле, которую лично их предки завоевали и отстояли и которую лично их предки веками обрабатывали, кормя столь незначительные в процентном отношении другие классы. Выплатив все налоги и отработав все повинности, они могли действительно спать спокойно, и чувствовать полное удовлетворение от исполненного долга. Общаясь с природой, будучи хранителями вековых культурных традиций, они были наиболее органичной частью общества. Это был самодостаточный класс, который несопоставимо больше давал, чем получал. Крестьянам были присущи и все общие для всех людей пороки - лень, пьянство, зависть и т.д. и наверное по этому они позволили, небольшой группе своих соотечественников, загнать себя в дикое рабство.
Основной ячейкой организации крестьянского сословия являлась община. В понимании феномена русской сельскохозяйственной общины лежит ключ к пониманию всей истории России. Будучи живой структурой, община несла в себе древние традиции и глубокое языческое мироощущение, например о том, что воздух, вода и земля как творения Бога не могут принадлежать одному человеку, каждый должен иметь равные с другим надел имеющейся земли, но не больше, чем он мог обработать своими руками. Каждый член общины имеет право на надел общинной земли, и даже если он уезжал, его дети и даже внуки, вернувшись, могли получить от общины надел. С другой стороны, обретение полных прав в общине пришлым родом могло длиться не одно поколение. Отсутствовало какое-либо ясное понятие о частной и даже личной собственности. Это была весьма не простая организация, которая действовала, руководствуясь Понятиями. Крепостничество наложило глубокий отпечаток на общину, привнеся в нее и закрепив в ней много от себя. Даже после отмены крепостного права в 1861 году, фактически, община продолжала выполнять роль крепостника для крестьянина, держа его в своих крепких объятиях. С одной стороны общество страховало своего члена, гарантированно оказывая ему помощь в случае пожара, неурожая или потери кормильца, а с другой стороны полностью подавляла всякую инициативу, не давало ни какого шанса для предприимчивости, проявлению талантов, буквально била по рукам. Именно по этому Россия пахала деревянной сохой, как в каменном веке аж до образования колхозов в первой половине 20 века. В советское время тема общины была, можно сказать, засекречена и сегодня мало кто представляет, что это такое и на сколько, вся наша сегодняшняя жизнь пронизана общинным наследием. Это очень большая тема.
Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги, в которых крестьяне записывались полуименами, без прозвания. Основной их комплекс хранится в РГАДА, фонд 1209. Поместный приказ. Запись лица в них в качестве крестьянина считалось достаточным основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения.
Петр 1 в место поземельной и подворной подати ввел подушную подать, объединив крестьянство и холопство в один податной и зависимый от землевладельца класс. Имелось несколько разновидностей крестьян.
-Владельческие крестьяне, закрепленные за помещиком. Среди них различались пашенные, барщинные, оброчные и дворовые крестьяне. Переход из одной группы в другую зависел от владельца. Владелец имел право телесного наказания, без права смертной казни. К концу 18 века крепостничество достигло своего наивысшего расцвета и начало отцветать. В 1797 году был издан рекомендательный закон о трехдневной барщине, в первой половине 19 века были введены ограничения на продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.д.
-Черносошенные или черные крестьяне жили на землях принадлежавших государству. На ряду с подушной податью, они платили особый, приравненный к владельческим повинностям сбор. Эти крестьяне имели право (при наличии увольнительного свидетельства) переселяться при малоземелье, переходить в мещанское и купеческое сословие.
-Монастырские крестьяне при Петре 1 были изъяты и переданы в казенное управление, а потом в ведение Синода, в коллегию Экономии, поэтому стали называться экономическими. Мало чем отличались от государственных.
-Дворцовые крестьяне находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его семьи, они были обязаны различными повинностями ведомству двора. После 1797 года они стали называться удельными.
-Крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам. Этот разряд был создан указом 1721 года, которым разрешалось владельцам фабрик, дворянам и не дворянам, покупать крепостных крестьян к фабрикам.
В 1718-1722 годах произведена была перепись податного населения и ее "ревизия" т.е. проверка. Переписанные души стали носить название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность за исправное поступление подати возлагалась на землевладельца. Таким образом, все крестьяне платили подушную подать, отправляли натуральные повинности, рекрутскую повинность, подлежали телесному наказанию и были прикреплены к своему месту жительства и своей общине.
С введением переписей основным учетным документом стали ревизские сказки. В них вносили все податные сословия, самым многочисленным из которых были крестьяне. Ревизские сказки имели журнальную форму, в которой последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на описываемой территории. Их имя, возраст, сословная принадлежность, постоянное место жительства, нахождения на месте, проживание в семье родственников или работников. Всего было проведено десять ревизий 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1858. Их можно частично найти в федеральных архивах в фондах ревизских сказок и ландратких книг, Коллегии экономии (РГАДА, ф. 350); что-то может быть в фонде Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА). В региональных архивах в фондах наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий, а так же могут быть обнаружены и в других фондах). Ревизские сказки являются весьма ценным источником генеалогических сведений. Подробнее см. Подъяпольская Е.П. Ревизские сказки как исторический источник // Академику Б.Д.Грекову ко дню 70-летия. Сборник статей. 1952. с. 311-321; Ступников А.А. Родословная. Киров. 1990.
Дополнительным важным источником являются посемейные списки, которые сходны по форме с ревизскими сказками. Для крестьян они велись казенными палатами и волостными правлениями с 1858 года. Составлялись списки каждый год, но использовались обычно для местных нужд. Посемейные списки могут быть обнаружены в региональных архивах в фондах переселенческих управлений, волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казенных палат, мещанских старост, участковых земских начальников.
Не уничтоженные остатки опросных переписных листов Первой всеобщей переписи населения 1897 года могут быть обнаружены, на удачу, в фонда губернских статистических комитетов или в фондах переписных комиссий по переписи 1897 г. Незначительная их часть попала в фонд Центрального статистического комитета.
В областных архивах Вы можете почерпнуть сведения в документах уездного рекрутского присутствия. Многие мужчины служили в армии. С 1705 по 1855 год служили по 20-25 лет, т.е. армия была профессиональной. До 1874 года служба длилась 10 лет, а после была сокращена до 4-х лет служить должны были все годные мужчины достигшие 21 года. Очередность выделения рекрутов определялась волостным сходом домохозяев, на котором составлялся список призывников. Манифестом 1868 года предписывалось предоставлять по 4 рекрута на 1000 душ. Члены семьи старше 31 года в армию не призывались.
См.: М.Б.Петриченко. Методические рекомендации по составлению крестьянских родословных. СПб. 2001.
Однодворцы
Однодворцы представляли из себя не многочисленный класс служилых землевладельцев, которые были по преимуществу поселены по южным границам для защиты Московского государства, многие из них происходили из обедневших дворянских родов. Они получали землю как плату за службу. При Петре 1 они были приписаны к государственным крестьянам, внесены в ревизские сказки и стали платить подушную подать, но сохранили право личного землевладения и владения крестьянами. То есть к ним в основе своей применимы все те же источники, что и к крестьянам.
Горожане
Городское сословие в 17 веке состояло из купечества и городских податных обывателей (посадских). В начале 1720 года в Санкт Петербурге был учрежден Главный Магистрат который ведал городским сословием повсеместно. Города разделялись на пять классов по числу жителей. Горожане разделялись на граждан регулярных и нерегулярных. Регулярные граждане делились на две гильдии. К первой принадлежали - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы, художники, ювелиры, ученые. Они платили налоги, но были освобождены от рекрутской повинности, а в 1722 году с них была снята и обязанность служить по казенным надобностям. Горожане получили право владеть крепостными и землей наравне с дворянством, если имели фабрику или завод. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. К нерегулярным гражданам относились "подлые" т.е. чернорабочие, наемники, поденщики. Лица духовного, дворянского и крестьянского сословия, живущие постоянно в городе, в число городских граждан не входили и только числились в гражданстве.
Городом управлял магистрат, избираемый регулярными гражданами из своей среды. Подлые люди избирали старост, которые представляли их интересы.
В 1721 году был утвержден Устав Главного Магистрата или Устав. Он предписывал вести "подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет". По городовому положению в городовую обывательскую книгу записывалось: "имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом, или строение, или землю имеющего, или в гильдию и в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего".
В первую часть вносились имеющие недвижимость или место. Во вторую вносились гильдейские купцы. В третью цеховые мастера, подмастерья и ученики. В четвертую вносились иногородние и иностранные гости. В пятую именитые горожане. В шестую вносили "посадских" т.е. постоянно проживающих и не внесенных в другие части кормящиеся промыслом, рукоделием или работаю в этом городе. Городовая обывательская книга была отменена в 1870 году. Заведование делами отдельных сословий было передано в соответствующие сословные управления: купеческое, мещанское и ремесленное.
Обывательские книги хранятся в региональных архивах см. фонды шестигласных дум, управ благочиния. Податное городское население вносилось соответственно в ревизские сказки.
См. дополнительно. Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Российское законодательство 10-20 вв. М. 1987. Т. 5. с. 67-136; Семенова Л.Н. К истории генеалогии мастеровых Петербурга в 18 - начале 19 в. История и генеалогия. М. 1977. с. 237-265; Сметанин С.И. Маклерские и обывательские книги городов как источник по социально-экономической истории России (по материалам городов Урала 1800-1861 гг.) // Археографический ежегодник за 1967. М. 1969. с. 149-177.
Источником "первой очереди" в исследовании городского населения являются "Желтые страницы", адресные справочники городов, в которых указывалось ФИО, адрес, телефон. Справочник содержал рекламный блок, в котором публиковалась реклама и информация о городских службах, списки врачей нотариусов и т.п. В Санкт Петербурге подобный справочник под названием "Весь Петербург" публиковался ежегодно с 1894 по 1917 год и затем по инерции с перерывами до 1936 года. "Вся Москва" с 1875 по 1917 и затем с перерывами до 1937 года. Соответственно подобные справочники публиковались и по другим городам, правда, менее регулярно, сведения о них можно найти в Справочники по истории дореволюционной России: Библиография. Редактор П.А.Зайончковский. М. 1978.
Купцы
В 1724 году были сформулированы принципы разделения купцов на гильдии. В зависимости от гильдии купцы имели права и привилегии. Было возможно записаться в гильдии из других сословий на временных основаниях, оплатив гильдейские повинности, оставаясь в своем сословии. После 1807 года в Министерстве коммерции была заведена "Бархатная книга", для занесения туда родов первостатейного купечества. В 1863 году было введено новое гильдейское устройство, которое позволяло лицам всех сословий заниматься торговлей и промыслами, с условием оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но без сословных гильдейских прав. К первой гильдии была отнесена оптовая торговля, ко второй розничная. Принадлежность к купеческому сословию определялась величиной объявленного капитала. Переход из гильдию в гильдию и в мещане был свободный.
См. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества 18 в. М. 1988; Бурышкин П.А. Москва купеческая. М. 1990.
Почетные граждане
В 1832 году был выпущен манифест "Об установлении нового сословия под названием "Почетных граждан". Это сословие устанавливалось в среде городских обывателей. Почетным гражданам давались преимущества: они освобождались от подушного оклада, от рекрутской повинности, телесного наказания, им предоставлялось право участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться на городские общественные должности не ниже тех на которые избираются купцы первых двух гильдий. Права Почетного гражданства приобретались пожизненно или потомственно. Почетных граждан не вносили в ревизские сказки.
Духовенство
Сословие священнослужителей, как и остальные сословия, в основе своей было наследственным. На протяжении десятков лет представители одного рода служили в церквях одного уезда или одной губернии. Исследование священнических родов лучше начать с ознакомления с журналом "Епархиальные ведомости", который издавался почти во всех епархиях с начала 1860-х годов. В журнале печатались данные о назначениях, перемещениях и увольнениях всех служащих епархии, списки награжденных и учеников всех духовно-учебных заведений, биографии и некрологи некоторых священников, исторические описания приходов. Основными архивными документами по истории священнических родов являются клировые ведомости. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах в фондах Синода, синодальных учреждений. В региональных архивах в фондах духовных консисторий, епархиальных управлений. Духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей можно обнаружить большой массив документов. Например: ведомость заштатных священнослужителей, вдов и сирот духовного ведомства; ведомость о выплате пособия вдовам и сиротам духовного звания; ведомость о священнослужителе и церкви; ведомость о священнослужителе уволенном от должности, и их семьях; ведомость о состоянии и поведении священнослужителей и т.д.
См. так же Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской православной церкви (1861-1915). Сводный каталог и указатель содержания. СПб, 2002.
Дворяне
Дворянское сословие в массовом сознании окутано некой романтикой, и даже каким-то преклонением. Действительно, среди дворян было много достойных и талантливых людей, но у них для этого были и уникальные возможности, и особенные условия. Дворянство, имея в своих руках все экономические, политические и во многом духовные рычаги управления обществом, не справилось со своими задачами, и на крутом вираже истории было устранено с исторической сцены как класс. Дворянство сменила новая элита, в последствии сформировавшаяся в номенклатуру, которая, имея твердую историческую преемственность, все-таки не унаследовала от дворянства его романтический флер.
Для многих начинающих интересоваться историей семьи принадлежность кого-либо из их предков к дворянскому сословию или подозрение на это являлось сильным мотивом для начала исследований. Поэтому можно сказать, что дворянская генеалогия является неким лидером, увлекающим за собой интерес широких масс к генеалогии.
Генеалогия дворянского сословия наиболее изучена. Это вызвано наличием в архивах большого массива документов, сформировавшегося в следствие необходимости доказательства претендентами на дворянские привилегии своего происхождения, и предоставлять доказательства своих заслуг перед государством. А с другой стороны необходимостью строгого учета тех, кому предоставлялся этот статус. Информация о получивших дворянское достоинство хранится в фонде Департамента герольдии РГИА, и в фондах губернских (уездных) дворянских депутатских собраний (местные архивы бывших губернских центров). Дворянство малонаселенных губерний могло не иметь губернских и уездных дворянских собраний и родословных книг, и были причислены к столичным обществам или к обществам ближайшей губернии, где таковые были.
Важным этапом в ведении дворянских родословий и учете дворянского сословия стала "Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства", утвержденная 21 апреля 1785 года. В каждой губернии вводились родословные книги, которые составлялись на основе уездных списков дворян и делились на шесть частей.
См. так же Елпатьевский А.В. Законодательные источники по истории документирования сословной принадлежности в царской России (18 - начала 20 в.) // Источниковедение отечественной истории. 1984. Сборник статей. М. 1986. с. 34-35.
Сведения о служащих на достаточно высоких должностях можно найти в "Памятных книжках" выходивших в каждой губернии. См. Балацкая Н.М., Раздорский А.И. Памятные книжки губерний и областей Российской Империи (1836-1917). Предварительный список. СПб. 1994.
Значительная часть дворянских родословных опубликована, и этот процесс продолжается. В интернете Вы можете получить массу информации о дворянской генеалогии и обширную информацию по библиографии изучения дворянских родословий, там же можно приобрести массу книг по этой тематике. См. в частности petergen.com
Военнослужащие
Сведения о служивших в армии и участвовавших в боевых действиях могут быть в РГВИА и РГА ВМФ.
Списки погибших в Первую мировую войну солдатах печатались в приложении к газете "Русский инвалид" Петроград 1914-1920.
Казачество
В 16 и 17 вв. стремительно расширяющееся Московское государство, не имея достаточных сил чтобы подчинить себе вольное казачество, стремилось переманить его к себе на службу и использовать его для защиты южных и юго-восточных границ. Для этого казакам посылались деньги "за службу", боеприпасы, продовольствие им гарантировалось владение их землей. Таким образом, казачество пошедшее на службу к Московскому государству стало его привилегированным военным сословием. В 17 веке казачество продолжало пользоваться полной автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все дела обсуждал, как и прежде, общий сход "рада", "круг", "коло".
С начала 18 века усилилась борьба центрального правительства за уничтожение автономии в казачьих областях, протекавшая с применением силы, казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1709 году ликвидирована Запорожская Сечь. До 1719 казачьи общины находились в ведении приказов (Разрядного, Посольского, Малороссийского, Сибирского, Казанского и др.), затем некоторое время в ведении Коллегии иностранных дел, а с 1721 казачество перешло в ведение Военной коллегии, была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые постепенно превратились в военных чиновников. В 1770-х окончательно подчинены Донское и Яицкое (Уральское), Гребенское и др. войска. Расформировано образованное в 1733 Волгское казачье войско. В 1817 году были ликвидированы последние остатки украинского казачества.
Во второй половине 18 века первой половине 19 века вместо некоторых потерявших свое значение казачьих войск создавались на основе полного подчинения правительству новые. Так были образованы Астраханское войско, а в 1755 Оренбургское. В 1765 упразднено Слободское. В 1783 украинские казачьи полки преобразованы в карабинерные. В 1787 из бывших запорожцев образованно Черноморское казачье войско, переселенное в 1792-93 на Кубань. В 1828 из задунайских запорожцев, принявших русское подданство, создано Азовское казачье войско, ликвидированное в 1865, казаки которого были переселены на Кубань и влились в состав Черноморского войска. Казаки, оборонявшие Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 образованно Забайкальское войско, из состава которого в 1858 выделено Амурское войско. В 1867 создано Семиреченское, а в 1889 Уссурийское войско. В 1833 образованно Кавказское линейное казачье войско, в состав которого вошли все казачьи войска, расположенные на Кавказской линии (кроме Черноморского). В 1860 вместо Черноморского и Кавказского линейного образованны Кубанское и Терское казачьи войска.
Все казачьи войска и области, населенные казаками были подчинены в военном и административном отношении с 1815 Главному штабу военного министерства, с 1875 Главному управлению казачьих войск, с 1910 казачьему отделу Главного штаба, во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 года стал являться наследник царя.
В 1835 были изданы положения и штаты Донского казачьего войска, которые закрепили его обособление в замкнутое военное сословие. Все мужское население с 18 летнего возраста должно было нести службу 25 лет. Селится на территории проживания казаков лицам других сословий запрещалось как и выходить из казацкого сословия. Из общинных земель производилось наделение казаков паем в размере 30 гектар (на практике от 10 до 50). Остальные земли составляли войсковой запас. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Положения и штаты, принятые для Донского войска после 1875 года, были распространены и на другие казачьи войска, срок службы был сокращен до 20 лет. В 1909 срок службы сокращен до 18 лет.
В основе привлечения казаков к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в 19 веке система землевладения в казачьих областях. Положение о поземельном устройстве станиц казачьих войск от 19 апреля 1869 закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями. Земли казачьего дворянства в 1870 были объявлены потомственной собственностью.
К началу 20 века в России существовало 11 казачьих войск - Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Усурийское. Кроме того было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское войско и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел.
Декретом Совета народных комиссаров от 31 мая 1918 года казачьи области объявлялись самостоятельными административными единицами. В марте - мае 1918 года были образованны Донская, Кубано-Черноморская, Терская советская республики, входившие в состав РСФСР. Основная часть казачества не приняла советскую власть. Были созданы отдельные белоказачьи армии Донская, Кавказская, (Кубано-Терская), Оренбургская, Уральская. Часть казачества воевала в Красной армии.
25 марта 1920 в РСФСР был проведен Первый всероссийский съезд трудовых казаков, на основании решений которого Советское правительство издало 25 марта 1920 декрет, согласно которому в казачьих областях учреждались местные органы власти, предусмотренные конституцией нового государства. В этом же году постановлением ВЦИК на казачьи области были распространены "все действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании". Эти законодательные акты положили конец существованию казачества. СИЭ, Т.6., М. 1965 и СВЭ, Т.4., М. 1965
См. в частности Абрамов М.Ю., Корягин С.В., Марченко С.А. Серия "Генеалогия и история донского казачества"; Борисенко С.Н., Шумков А.А. Алфавит донских дворянских родов. Литеры А,Б и В. СПб 2001; Алфавитный список донских дворянских фамилий. СПб 2000. petergen.com/библиотека.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 540.