Оглавление
I. Вступление
1. Генеалогия, что это такое
2. Этический и эмоциональный аспекты генеалогии
II. Великое учение о дереве
1. Прямое дерево
2. Обратное дерево
3. Два дерева одного человека
4. Способы записания и составления генеалогических деревьев
III. Время собирать камни
1. Сохранение и отыскание материальных носителей информации о человеке
2. Записание устных преданий и воспоминаний
3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках
IV. Принцип генеалогического исследования
V. Что, Где, Когда
1. Что
2. Где
3. Когда
VI. Архивы
1. Введение
2. Чем отличается архив от библиотеки, как в него попасть и как в нем работать
3. Какие архивы бывают и где их искать
VII. Краткая прикладная история России до 1917 года
1. Метрические книги и исповедные ведомости
2. Крестьянское сословие
3. Однодворцы
4. Горожане
5. Купцы
6. Почетные граждане
7. Духовенство
8. Дворяне
9. Военнослужащие
10. Казачество
IIX. Краткая прикладная история России после 1917 года
1. ЗАГСы
2. Генеалогические источники советского периода и до наших дней
2.1. Генеалогические источники сельского населения
2.2. Городское население
IX. Интернет в генеалогических разысканиях
X. Источниковедение
XI. Кому заказать проведение исследования
XII. О некоторых книгах, не упомянутых в тексте
XIII. А нафига все это нужно
I. Вступление
Дайте мне точку опоры, и я переверну мир.
Здравствуйте, дорогой читатель. Если Вы читаете сейчас эти строки, значит, Вы дошли в своем духовном развитии до того уровня, когда у Вас возникла потребность узнать больше о своих предках, о своем роде. Я дам Вам точку опоры, более того целый фундамент, на котором Вы сможете уверено стоять и строить собственное здание знания о своем роде, своих предках. Вы сможете окунуться, в увлекательный и волнующий мир исследования истории своего рода, узнаете много нового и подчас совершенно неожиданного, познакомитесь с удивительным незнакомцем - самим собой.
Эта работа представляет собой методическое пособие по разысканию сведений о своих предках в различных источниках. Расскажет о том, как искать сведения о Ваших предках в архивах. Ее цель просто и емко рассказать о сложных, очень сложных и обширных понятиях. Заложить фундамент генеалогической культуры. А нафига все это нужно?
Этот вопрос поставленный жестко "глаза в глаза" или дипломатично, как бы между прочим, возникает почти на каждой моей лекции. И надо сказать, что чем выше уровень развития и образованности аудитории, тем прямее и вопросительнее он звучит.
Люди вопрошают: "Что мне от того, как звали моего давно умершего прадеда или прапрадеда? Что изменится в моей жизни, мне что, зарплату прибавят, или отпуск удлинят? А может, к нему интернет проведут, и мы будем с ним чатиться? Эти люди давно умерли и даже кости их уже давно превратились в прах, поэтому ни они не знания о них теперь не имеет никакого значения".
Для человека, для которого уважение к своим предкам, к своему роду, истории рода, желание больше знать обо всем вышеперечисленном является естественным состоянием вопрос "Зачем?" не возникает. Есть такая форма знания, когда мы не знаем, что мы знаем. Это происходит тогда, когда какое-то знание является для Вас настолько естественным и органичным, Вы им пользуетесь настолько автоматично, что перестаем осознавать сам факт наличия этого знания или умения. Когда Вы дышите, ходите или пишите, Вы не думаете, что сейчас надо вздохнуть, а потом обязательно выдохнуть, Вы просто это делаете. Я как-то попросил старого высококлассного водителя рассказать, как он переключает передачи в машине. Эта просьба ввела его в полный ступор до такой степени, что он начал путаться даже в том, какая где педаль. Кончилось тем, что ему пришлось сесть на стул, закрыть глаза, представить, что он в машине и тогда он стал рассказывать, что делают его руки и ноги. И хоть и по сей день, ежедневно задаваемый мне вопрос "А нафига это все нужно?" приводит меня по прежнему в совершенный ступор, я все-таки попытаюсь на него как-то ответить, вспоминая самоотверженные усилия знакомого водителя. Конечно, тема эта огромна и многогранна, поэтому тут мы сможем только очень поверхностно коснуться некоторых тем.
Начнем с самых простых, понятных и для многих приятных вещей. Например, наследство. В настоящее время в нашей стране возникла какая ни какая частная собственность и так или иначе почти все стали собственниками квартир, дач, машин, денежных вкладов и т.д. Изменилось законодательство о наследовании, теперь имеется возможность вступать в наследство очень дальним родственникам, чего раньше в Советском Союзе не было. Говоря еще проще, если умер Ваш троюродный дедушка, или пятиюродный брат и не оставил прямых наследников и конкретного завещания, Вы можете наследовать его собственность, доказав родственные отношения с ним.
Отдельная большая тема планирование брака. Чем большей исходной информацией Вы обладаете, тем более правильные решения Вы сможете принимать. Ведь брак является не союзом двух людей, а союзом двух родов.
Профилактика заболеваний, начиная с самого раннего возраста возможна при знании о родовой предрасположенности. Ведь это так просто понять, что если причиной смерти пяти поколений Ваших предков явилась сердечная недостаточность, то знание о предрасположенности позволит правильно спланировать профилактику и не делать по досадному незнанию глупых ошибок. Всегда легче предупреждать проблему.
Большая часть молодых людей проходит мучительный период выбора жизненного пути, избрания профессии, области приложения своих сил. Это огромная проблема во все времена. Чаще всего, когда они обращаются к родителям, то родители сами чувствуют себя еще более беспомощными перед необходимостью выбора. Обычно, люди основывают свой выбор на самых случайных и под час курьезных мотивах, а потом, в лучшем случае не достигают в жизни того чего могли бы, не говоря уже о худшем случае. Анализ опыта рода, повторяемости удач или не удач его представителей на том или ином поприще, может вооружить человека дополнительной информацией столь необходимой в момент важного жизненного выбора.
Изучение истории рода, родовых связей выводит внутрисемейные отношения на новый уровень. Придает отношениям внутри семьи глубину, открывая новые смыслы внутрисемейной и внутриродовой общности, создает основу для семейной культуры, является сильным объединяющим и фактором. Конечно, жизнь не превратится в розовый кисель, уже существующие проблемы не исчезнут, но, может быть они перестанут казаться столь неразрешимыми, какие-то постепенно уйдут и многих будущих Вы наверняка сможете избежать.
Только по каждой затронутой выше теме можно легко написать несколько книг, и много уже написано и пишется. Но, что бы использовать те блага, о которых было сказано выше, Вам необходимы знания о Ваших предках.
Несколько цитат, приведенных далее, дадут Вам дополнительную пищу для дальнейшего размышления и, надеюсь, помогут самостоятельно найти для себя еще много ответов на поставленный в начале этой главы вопрос.
* * *
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Александр Сергеевич Пушкин
Обратное дерево
Обратное (нисходящее) дерево включает в себя всех людей, происходящих от какого то одного, отдельно взятого предка. Т.е. включает всех его потомков имеющих кровь этого предка в том или ином количестве и являющимися соответственно родственниками через этого предка.
Обратное дерево выглядит не симметрично и может представлять из себя и раскидистый куст и тонкую нить, т.е. имеет произвольную форму и редко по форме похоже одно на другое.
Программа-максимум для исследователя включает построение максимально большого прямого дерева и построение от каждого последнего обнаруженного предка его обратного дерева до сегодняшнего дня.
Два дерева одного человека
Если поместить прямое генеалогическое дерево какого-то человека вершиной в верх, а обратное вершиной в низ, соединив эти два дерева этого человека через него самого, то мы увидим откуда взялось выражение Генеалогическое дерево. Этот рисунок дает много почвы для размышлений.
Вот что написал об этом Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) в своей книге Письма к ближним. СПб. 1913. -"Нам же простым гражданам несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная - Родина - принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы - всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть - в земле, третья на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени".
III. Время собирать камни
Всему свое время...Время разбрасывать камни, и время собирать камни... Екк 3:1,5
Если время вычитать и делить для Вас прошло, то пора начинать учиться складывать и умножать. Это относится не только к материальным вещам, но, прежде всего к духовным, ибо дух первичен и без него любая материя есть всего лишь прах и ни какие богатства радости не принесут.
Но! и дух без материи не жилец в нашем мире. Идеи воплощаются в картинах, домах, межпланетных станциях. Без холста кирпича, стали - чего бы стоили эти идеи.
Так и информацию о роде необходимо сохранять на материальных носителях. Именно в тех случаях, когда сведения о предках записывались на камнях, пергаменте, глине, бумаге она сохранялась и дошла до потомков. Если этого не делалось, память в конце концов утрачивалась.
Как бы не была высока культура народа, как бы глубоко не хранила память деяния предков, мозг человека как носитель информации имеет конечный период существования и несопоставимо более короткий, чем срок жизни глиняной дощечки, пергамента, бумаги и т.д. и к тому же не сравнимо меньшее количество информации может помещать на себе. Тем более теперь, в век информационного шквала захлестывающего человека.
Таким образом, необходимо обретать культуру работы с информацией о себе и о своем роде, отсутствовавшую у нас до сих пор.
1. Учится сохранять информацию о себе и своем роде.
2. Учится отыскивать информацию о своих предках и родственниках в архивах и многих других источниках.
3. Учится анализировать эту информацию и делать из нее выводы.
Учится, учится и еще раз учится, товарищи.
Сохранение и поиск генеалогических сведений можно разделить на следующие проблемные группы.
V. Что, Где, Когда
У многих начинающих исследователей просто опускаются руки, когда они наталкиваются на стену непонимания окружающих при их попытках что-либо узнать о своих предках. Такое ощущение, что весь мир сговорился против них. Окружающие не просто не хотят отвечать и помогать им, а даже относятся к ним с еле скрываемым раздражением. Дело в том, что они просто не правильно задают вопрос и не корректно ставят задачу. На неправильно поставленный вопрос не возможно даже при желании ответить. Невозможно помогать человеку, который сам не понимает, чего он хочет. Что бы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос.
Самое главное в исследовании - умение задать вопрос. Даже если у Вас очень много денег формулирование задачи и постановка вопроса лежит на Вас, это никто за Вас сделать просто не может. Если у Вас нет избытка денег, тем более важно уметь формулировать вопрос. Это сэкономит Вам массу сил и времени.
О искусстве целепостановки написано много книг. Напомню тут один принцип. Если цель слишком трудна, попробуйте разбить ее на более мелкие цели и решайте каждую по отдельности. Т.е. если вопрос, на который Вы ищите ответ, слишком труден, попробуйте его разбить на более мелкие вопросы.
ЧТО
Что же мы хотим узнать о каком-то конкретно взятом человеке. Какие сведения мы хотим и можем найти о человеке. Как было сказано выше, генеалогию интересует ЧЕЛОВЕК во всех его проявлениях. С чего начать.
Самыми главными генеалогическими событиями являются рождение, брак и смерь. В эти моменты своей жизни человек, иногда не отдавая себе отчет в этом, вступает в сложные отношения с обществом, и государство старается учитывать эти события. Эти события ныне строго фиксируются специальными учреждениями, называемыми ЗАГС. До 1920-х годов функции учета этих событий лежали на приходских церквях. Соответственно, есть возможность получения официального документа о регистрации этих событий в соответствующем государственном учреждении.
Данные о времени рождения, смерти и брака являются важными критериями персонализации. Например, в деревне, где жил мой прадед, в соседнем доме жил его полный (!) тезка сходного возраста и состава семьи. В таких случаях требуется не мало усилий, что бы разобраться, кто есть кто. Проблема однофамильцев - одна из больших проблем генеалогии. Чем больше нам известно о человеке, тем легче нам персонифицировать его.
Если мы обнаружили сведения о рождении, браке и смерти, да еще и подкрепленные документами, это хорошо. Пытливый исследователь, конечно, хочет знать как можно больше о предмете своего исследования и идет дальше. Если у вас пока нет сведений о рождении, браке и смерти необходимо отыскивать сведения о любых других событиях жизни, которые помогут персонифицировать исследуемого человека.
Это могут быть самые разные события. Например:
Существует масса источников, где могут быть обнаружены сведения о человеке. Везде где человек вступает в юридические, экономические и другие отношения с официальными структурами могут быть обнаружены документальные следы этих отношений. Многие из этих документов несут массу персональной информации о человеке.
Например:
Любое событие на графике жизни имеет две координаты - МЕСТО и ВРЕМЯ.
Если у нас есть свидетельство о рождении, то в нем будет указано, когда рождение произошло и где и когда и каким учреждением оно было зарегистрировано.
Если же у нас имеется только устное свидетельство или косвенное указание о том или ином событии, то необходимо по возможности выяснить точную дату события и определить место, где оно произошло. Любое событие существует во времени и происходит в каком-то месте, и Вам важно максимально точно знать обе координаты. Это особенно важно, если мы хотим найти в архивах документальное свидетельство об этом событии. Для осуществления поиска Вам необходимо максимально точно знать дату и место события.
ГДЕ
В процессе исследования Вам придется постоянно сталкиваться с этим вопросом. Для начала необходимо определить то, что мы знаем, т.е. то пространство внутри которого мы будем искать. Это может быть континент или страна, но лучше, если это пространство будет определено рамками определенного города (на поиске в городах мы остановимся ниже) или области (губернии). Хорошо, если у нас будет название деревни или села.
Если Вам не известно название населенного пункта, то можно попытаться его установить по косвенным указаниям - наличие там, каких то предприятий, организаций, торговых точек или дат торгов, и т.д. и т.п.
Также важным является указание на наличие рядом рек, озер, дорог, лесов, указаниям на отдаленность от известных пунктов или любых других особенностей. В этом Вам помогут кроме справочников различные карты, лучше, если они будут наиболее соответствовать интересующему Вас времени. К примеру, имеется Военно-топографическая карта Европейской России (западного пограничного пространства). Стрельбицкого, 3 версты в английском дюйме, изготовленная в середине 19 века. Обязательно изучите, как минимум современную, карту интересующей Вас местности, эта карта может дать Вам не мало подсказок для Вашего исследования. Например, в последнее время выпущена серия двухкилометровых карт почти по всем областям России.
Если нам известно название небольшого населенного пункта, но зона предположительного его нахождения достаточно велика, то мы столкнемся опять с проблемой его выявления среди одноименных населенных пунктов. Эта проблема сходна с проблемой однофамильных родов. Тут нам потребуется хоть какая-то дополнительная информация или если ее все-таки нет, а количество этих пунктов незначительно можно проводить исследование по каждому из этих населенных пунктов, пока не выяснится который из них "Ваш".
Если Вы, наконец, знаете название населенного пункта, то очень желательно выяснить его административно-территориальную принадлежность, или, говоря проще выяснить его адрес (деревня, сельсовет, район, область) или (деревня, волость, уезд, губерния соответственно до 1920-х годов). Причем этот адрес должен быть установлен на интересующий нас момент времени. Т.к. границы административных образований могли перемещаться, изменяя административно-территориальную принадлежность населенных пунктов, т.е. адрес. Город, расширяясь, захватывал деревни, и они из района переходили в город. Образовывались новые области, районы могли переходить из области в область и т.д. Соответственно все делопроизводство после изменения административной принадлежности шло в рамках нового территориального деления, и откладывалась уже в соответствующих этому делению архивах и учреждениях.
Знание адреса необходимо чтобы Вы могли квалифицировано и успешно продолжить поиск в архиве или правильно составить заявку на проведение дальнейшего исследования. Т.е. что бы Вы могли правильно задать вопрос, что значительно увеличит шансы на "правильный" ответ или результат Ваших исследований.
В установлении адреса населенного пункта, в первую очередь, Вам помогут следующие справочные издания. По современному состоянию Вы можете обратится к справочнику почтовых отделений России от А до Я, находящиеся в свободном доступе в каждом почтовом отделении. В советский период выпускались справочники по административно-территориальному делению. Например: Орловская область. Административно - территориальное деление на 1 января 1976 года. Орел 1976. И другие подобные издания, а также смотрите постановления правительства по образованию или переносу административных образований.
Административно-территориальное деление до 1917-1920 гг отражено, например, в изданиях Центрального статистического комитета МВД: Списки населенных мест Российской империи. СПб 1861-1865. и Список населенных мест по сведениям 1866 г. Такой-то губернии. СПб. 1871.
Неопубликованные справочники по административно-территориальному делению могут быть в областных архивах в фонде канцелярии губернатора, губернского правления, казенной палаты, архивной ученой комиссии.
В фонде 1290, РГИА имеются по ряду губерний подробные Сведения о населенных местах на 1897 год.
Если Вам, по причине недостатка информации не удалось установить точное место события, постарайтесь максимально сузить район его вероятного нахождения и составьте себе ясное представление, где находятся границы этой зоны поиска.
Попытка проследить все перипетии перехода деревни Любощь, находящейся в Орловской области, из одного административно-территориального образования в другое на протяжении всей обозримой истории было предпринято мной на моем сайте diderix.petergen.com см. статью История места.
Когда
Как было сказано выше, для точной привязки события нужно знать место и ВРЕМЯ.
В случае, когда нам не известна точная дата того, когда произошло событие, мы также определяем некий временной коридор, стараясь соотнести интересующее событие с другими известными датами. Например, до 1917 года или после, до такой то войны или после, до свадьбы дяди Пети или после и т.д. Далее собирая информацию в различных источниках необходимо сужать коридор до точной даты. Для поиска в архивах приемлем "коридор" в один-два года. Возможно проводить исследование и с более широким "коридором", но надо понимать, что это будет требовать соответствующих затрат сил и времени.
Для определения дат, правильного соотношения с другими датами и (при желании) для пересчета дат старого стиля на новый Вы можете обратиться к следующим изданиям: Хронологический справочник 19-20 века. Составитель Перпер, М.И. Л.,1984; Черепнин, Л.В. Русская хронология. М.,1944; Пронштейн, А.П. Хронология. Ростов-на-Дону, 1973.
VI. Архивы
Введение.
Архив представляет из себя некое помещение, в котором стоят шкафы, в которых находятся папки с различными документами. Архивы являются государственными или ведомственными учреждениями. Для хранения и учета хранящихся документов нанимается по возможности квалифицированный персонал. В более крупных архивохранилищах имеется так называемый читальный зал, представляющий из себя комнату со столами. Там исследователи могут ознакомиться с делами, хранящимися в архиве выдаваемыми им заведующим читальным залом на оснований Российского законодательства, подкорректированного правилами, установленными в этом архиве. Архивы выдают справки на запросы граждан, так же работники архивов могут проводить исследования, но все это обычно длится долго и не всегда отвечает ожиданиям исследований. Проблема тут заключается в уровне общей культуры и развитости всего общества, в уровне подавляющего большинства его членов на всех уровнях и вытекающему из этого отношения к истории, а вытекает из этого нищенское финансирование архивного дела с одной стороны и традиционно пренебрежительное отношение к человеку с другой. А из этой смеси соответственно вытекает масса препятствий на пути исследователя к знаниям. Подобное состояние дел требует от исследователя высокого личного уровня знаний и культуры для успешного прохождения как многих естественных, так и не менее многочисленных искусственных препятствий.
В архивы попадают документы, имеющие историческое, культурное, хозяйственное или иное значение для государства или организации и поэтому они финансируют хранение соответствующих документов. Различные документы имеют различный срок хранения. Например, медицинские карты проходивших стационарное лечение хранятся в архиве клиники двадцать лет, личные дела в архиве отдела кадров предприятий и учреждений - 75 лет и т.д. после чего они подлежат уничтожению. Некоторые виды документов по истечении определенного срока передаются из ведомственных архивов в государственные для дальнейшего хранения. Имеются документы, определенные на бессрочное хранение. Различные документы имеют разные степени допуска к ознакомлению с ними. Например, метрические книги церквей выдаются исследователям для ознакомления через сто лет от даты заполнения.
Это связано с существующими у нас нормами защиты персональной информации о человеке. Существующие у нас нормы далеко не бесспорны, как и их исполнение, но это отдельный разговор. Вам необходимо быть готовым к тому, что при запросе материалов, содержащих персональную информацию, у Вас могут затребовать подтверждение родства. Это одна из причин, по которой важно начинать сбор документов с себя. Хорошо, когда у Вас наготове есть Ваше свидетельство о рождении, свидетельства Ваших родителей и дедов-бабок и т.д., для подтверждения Вашего родства с исследуемым человеком. Согласно Закону об архивах каждый гражданин имеет право ознакомится с делами, хранящимися в архиве на основании личного заявления или отношения от организации, если это не ограничено другими подзаконными актами. Кроме того, по факту это право может быть произвольно ограничено работниками архива. Известен случай, когда в Карелии исследователь вынужден был посещать читальный зал архива с судебным исполнителем, обеспечивавшим его законное право работы в архиве. Так же это право может быть ограничено количеством выдаваемых дел и сроками их выдачи. Это ограничение может иметь как объективный характер (недостаток государственного финансирования) так и субъективный (личные представления работников архива, недостаток личного финансирования и т.д.). Маленькие читальные залы не всегда могут вмещать всех желающих, что создает очереди. Вам могут отказать выдать дела на основании их плохого состояния, на основании того, что с этим делом работает другой исследователь и вообще архив просто может быть закрыт из-за отсутствия финансирования. Есть архивы, в которых читальные залы отсутствуют, и они отвечают только на письменные запросы. Работа с архивами посредством письменных запросов, при правильной формулировке запросов, может быть весьма эффективной. Недостаток государственного финансирования толкает работников архивов к попыткам коммерциализировать работу архивов. Все большое распространение получает взымание платы за выдачу справочной информации, копирование, за проведение поиска и т.д.
И все-таки не смотря на эти и многие другие препятствия, подкарауливающие Вас, самым главным препятствием остается собственная неосведомленность исследователя, отсутствие необходимых знаний, опыта и что греха таить, подчас элементарной культуры. Преодоление этого препятствия находится полностью в Ваших руках и зависит только от Вашего желания.
Крестьянское сословие
Подавляющее большинство населения России было крестьянами. Соответственно от сюда, простое арифметическое предположение, что, в любом случае, весьма не малая часть Ваших предков были крестьянами.
Крестьяне - наиболее благородный класс Российского общества. Не смотря на то, что крестьяне являлись низшим податным сословием, за ними в России всегда была высшая моральная и историческая правота, которую они прекрасно осознавали. Крестьяне в основном жили на земле, которую лично их предки завоевали и отстояли и которую лично их предки веками обрабатывали, кормя столь незначительные в процентном отношении другие классы. Выплатив все налоги и отработав все повинности, они могли действительно спать спокойно, и чувствовать полное удовлетворение от исполненного долга. Общаясь с природой, будучи хранителями вековых культурных традиций, они были наиболее органичной частью общества. Это был самодостаточный класс, который несопоставимо больше давал, чем получал. Крестьянам были присущи и все общие для всех людей пороки - лень, пьянство, зависть и т.д. и наверное по этому они позволили, небольшой группе своих соотечественников, загнать себя в дикое рабство.
Основной ячейкой организации крестьянского сословия являлась община. В понимании феномена русской сельскохозяйственной общины лежит ключ к пониманию всей истории России. Будучи живой структурой, община несла в себе древние традиции и глубокое языческое мироощущение, например о том, что воздух, вода и земля как творения Бога не могут принадлежать одному человеку, каждый должен иметь равные с другим надел имеющейся земли, но не больше, чем он мог обработать своими руками. Каждый член общины имеет право на надел общинной земли, и даже если он уезжал, его дети и даже внуки, вернувшись, могли получить от общины надел. С другой стороны, обретение полных прав в общине пришлым родом могло длиться не одно поколение. Отсутствовало какое-либо ясное понятие о частной и даже личной собственности. Это была весьма не простая организация, которая действовала, руководствуясь Понятиями. Крепостничество наложило глубокий отпечаток на общину, привнеся в нее и закрепив в ней много от себя. Даже после отмены крепостного права в 1861 году, фактически, община продолжала выполнять роль крепостника для крестьянина, держа его в своих крепких объятиях. С одной стороны общество страховало своего члена, гарантированно оказывая ему помощь в случае пожара, неурожая или потери кормильца, а с другой стороны полностью подавляла всякую инициативу, не давало ни какого шанса для предприимчивости, проявлению талантов, буквально била по рукам. Именно по этому Россия пахала деревянной сохой, как в каменном веке аж до образования колхозов в первой половине 20 века. В советское время тема общины была, можно сказать, засекречена и сегодня мало кто представляет, что это такое и на сколько, вся наша сегодняшняя жизнь пронизана общинным наследием. Это очень большая тема.
Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги, в которых крестьяне записывались полуименами, без прозвания. Основной их комплекс хранится в РГАДА, фонд 1209. Поместный приказ. Запись лица в них в качестве крестьянина считалось достаточным основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения.
Петр 1 в место поземельной и подворной подати ввел подушную подать, объединив крестьянство и холопство в один податной и зависимый от землевладельца класс. Имелось несколько разновидностей крестьян.
-Владельческие крестьяне, закрепленные за помещиком. Среди них различались пашенные, барщинные, оброчные и дворовые крестьяне. Переход из одной группы в другую зависел от владельца. Владелец имел право телесного наказания, без права смертной казни. К концу 18 века крепостничество достигло своего наивысшего расцвета и начало отцветать. В 1797 году был издан рекомендательный закон о трехдневной барщине, в первой половине 19 века были введены ограничения на продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.д.
-Черносошенные или черные крестьяне жили на землях принадлежавших государству. На ряду с подушной податью, они платили особый, приравненный к владельческим повинностям сбор. Эти крестьяне имели право (при наличии увольнительного свидетельства) переселяться при малоземелье, переходить в мещанское и купеческое сословие.
-Монастырские крестьяне при Петре 1 были изъяты и переданы в казенное управление, а потом в ведение Синода, в коллегию Экономии, поэтому стали называться экономическими. Мало чем отличались от государственных.
-Дворцовые крестьяне находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его семьи, они были обязаны различными повинностями ведомству двора. После 1797 года они стали называться удельными.
-Крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам. Этот разряд был создан указом 1721 года, которым разрешалось владельцам фабрик, дворянам и не дворянам, покупать крепостных крестьян к фабрикам.
В 1718-1722 годах произведена была перепись податного населения и ее "ревизия" т.е. проверка. Переписанные души стали носить название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность за исправное поступление подати возлагалась на землевладельца. Таким образом, все крестьяне платили подушную подать, отправляли натуральные повинности, рекрутскую повинность, подлежали телесному наказанию и были прикреплены к своему месту жительства и своей общине.
С введением переписей основным учетным документом стали ревизские сказки. В них вносили все податные сословия, самым многочисленным из которых были крестьяне. Ревизские сказки имели журнальную форму, в которой последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на описываемой территории. Их имя, возраст, сословная принадлежность, постоянное место жительства, нахождения на месте, проживание в семье родственников или работников. Всего было проведено десять ревизий 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1858. Их можно частично найти в федеральных архивах в фондах ревизских сказок и ландратких книг, Коллегии экономии (РГАДА, ф. 350); что-то может быть в фонде Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА). В региональных архивах в фондах наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий, а так же могут быть обнаружены и в других фондах). Ревизские сказки являются весьма ценным источником генеалогических сведений. Подробнее см. Подъяпольская Е.П. Ревизские сказки как исторический источник // Академику Б.Д.Грекову ко дню 70-летия. Сборник статей. 1952. с. 311-321; Ступников А.А. Родословная. Киров. 1990.
Дополнительным важным источником являются посемейные списки, которые сходны по форме с ревизскими сказками. Для крестьян они велись казенными палатами и волостными правлениями с 1858 года. Составлялись списки каждый год, но использовались обычно для местных нужд. Посемейные списки могут быть обнаружены в региональных архивах в фондах переселенческих управлений, волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казенных палат, мещанских старост, участковых земских начальников.
Не уничтоженные остатки опросных переписных листов Первой всеобщей переписи населения 1897 года могут быть обнаружены, на удачу, в фонда губернских статистических комитетов или в фондах переписных комиссий по переписи 1897 г. Незначительная их часть попала в фонд Центрального статистического комитета.
В областных архивах Вы можете почерпнуть сведения в документах уездного рекрутского присутствия. Многие мужчины служили в армии. С 1705 по 1855 год служили по 20-25 лет, т.е. армия была профессиональной. До 1874 года служба длилась 10 лет, а после была сокращена до 4-х лет служить должны были все годные мужчины достигшие 21 года. Очередность выделения рекрутов определялась волостным сходом домохозяев, на котором составлялся список призывников. Манифестом 1868 года предписывалось предоставлять по 4 рекрута на 1000 душ. Члены семьи старше 31 года в армию не призывались.
См.: М.Б.Петриченко. Методические рекомендации по составлению крестьянских родословных. СПб. 2001.
Однодворцы
Однодворцы представляли из себя не многочисленный класс служилых землевладельцев, которые были по преимуществу поселены по южным границам для защиты Московского государства, многие из них происходили из обедневших дворянских родов. Они получали землю как плату за службу. При Петре 1 они были приписаны к государственным крестьянам, внесены в ревизские сказки и стали платить подушную подать, но сохранили право личного землевладения и владения крестьянами. То есть к ним в основе своей применимы все те же источники, что и к крестьянам.
Горожане
Городское сословие в 17 веке состояло из купечества и городских податных обывателей (посадских). В начале 1720 года в Санкт Петербурге был учрежден Главный Магистрат который ведал городским сословием повсеместно. Города разделялись на пять классов по числу жителей. Горожане разделялись на граждан регулярных и нерегулярных. Регулярные граждане делились на две гильдии. К первой принадлежали - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы, художники, ювелиры, ученые. Они платили налоги, но были освобождены от рекрутской повинности, а в 1722 году с них была снята и обязанность служить по казенным надобностям. Горожане получили право владеть крепостными и землей наравне с дворянством, если имели фабрику или завод. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. К нерегулярным гражданам относились "подлые" т.е. чернорабочие, наемники, поденщики. Лица духовного, дворянского и крестьянского сословия, живущие постоянно в городе, в число городских граждан не входили и только числились в гражданстве.
Городом управлял магистрат, избираемый регулярными гражданами из своей среды. Подлые люди избирали старост, которые представляли их интересы.
В 1721 году был утвержден Устав Главного Магистрата или Устав. Он предписывал вести "подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет". По городовому положению в городовую обывательскую книгу записывалось: "имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом, или строение, или землю имеющего, или в гильдию и в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего".
В первую часть вносились имеющие недвижимость или место. Во вторую вносились гильдейские купцы. В третью цеховые мастера, подмастерья и ученики. В четвертую вносились иногородние и иностранные гости. В пятую именитые горожане. В шестую вносили "посадских" т.е. постоянно проживающих и не внесенных в другие части кормящиеся промыслом, рукоделием или работаю в этом городе. Городовая обывательская книга была отменена в 1870 году. Заведование делами отдельных сословий было передано в соответствующие сословные управления: купеческое, мещанское и ремесленное.
Обывательские книги хранятся в региональных архивах см. фонды шестигласных дум, управ благочиния. Податное городское население вносилось соответственно в ревизские сказки.
См. дополнительно. Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Российское законодательство 10-20 вв. М. 1987. Т. 5. с. 67-136; Семенова Л.Н. К истории генеалогии мастеровых Петербурга в 18 - начале 19 в. История и генеалогия. М. 1977. с. 237-265; Сметанин С.И. Маклерские и обывательские книги городов как источник по социально-экономической истории России (по материалам городов Урала 1800-1861 гг.) // Археографический ежегодник за 1967. М. 1969. с. 149-177.
Источником "первой очереди" в исследовании городского населения являются "Желтые страницы", адресные справочники городов, в которых указывалось ФИО, адрес, телефон. Справочник содержал рекламный блок, в котором публиковалась реклама и информация о городских службах, списки врачей нотариусов и т.п. В Санкт Петербурге подобный справочник под названием "Весь Петербург" публиковался ежегодно с 1894 по 1917 год и затем по инерции с перерывами до 1936 года. "Вся Москва" с 1875 по 1917 и затем с перерывами до 1937 года. Соответственно подобные справочники публиковались и по другим городам, правда, менее регулярно, сведения о них можно найти в Справочники по истории дореволюционной России: Библиография. Редактор П.А.Зайончковский. М. 1978.
Купцы
В 1724 году были сформулированы принципы разделения купцов на гильдии. В зависимости от гильдии купцы имели права и привилегии. Было возможно записаться в гильдии из других сословий на временных основаниях, оплатив гильдейские повинности, оставаясь в своем сословии. После 1807 года в Министерстве коммерции была заведена "Бархатная книга", для занесения туда родов первостатейного купечества. В 1863 году было введено новое гильдейское устройство, которое позволяло лицам всех сословий заниматься торговлей и промыслами, с условием оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но без сословных гильдейских прав. К первой гильдии была отнесена оптовая торговля, ко второй розничная. Принадлежность к купеческому сословию определялась величиной объявленного капитала. Переход из гильдию в гильдию и в мещане был свободный.
См. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества 18 в. М. 1988; Бурышкин П.А. Москва купеческая. М. 1990.
Почетные граждане
В 1832 году был выпущен манифест "Об установлении нового сословия под названием "Почетных граждан". Это сословие устанавливалось в среде городских обывателей. Почетным гражданам давались преимущества: они освобождались от подушного оклада, от рекрутской повинности, телесного наказания, им предоставлялось право участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться на городские общественные должности не ниже тех на которые избираются купцы первых двух гильдий. Права Почетного гражданства приобретались пожизненно или потомственно. Почетных граждан не вносили в ревизские сказки.
Духовенство
Сословие священнослужителей, как и остальные сословия, в основе своей было наследственным. На протяжении десятков лет представители одного рода служили в церквях одного уезда или одной губернии. Исследование священнических родов лучше начать с ознакомления с журналом "Епархиальные ведомости", который издавался почти во всех епархиях с начала 1860-х годов. В журнале печатались данные о назначениях, перемещениях и увольнениях всех служащих епархии, списки награжденных и учеников всех духовно-учебных заведений, биографии и некрологи некоторых священников, исторические описания приходов. Основными архивными документами по истории священнических родов являются клировые ведомости. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах в фондах Синода, синодальных учреждений. В региональных архивах в фондах духовных консисторий, епархиальных управлений. Духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей можно обнаружить большой массив документов. Например: ведомость заштатных священнослужителей, вдов и сирот духовного ведомства; ведомость о выплате пособия вдовам и сиротам духовного звания; ведомость о священнослужителе и церкви; ведомость о священнослужителе уволенном от должности, и их семьях; ведомость о состоянии и поведении священнослужителей и т.д.
См. так же Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской православной церкви (1861-1915). Сводный каталог и указатель содержания. СПб, 2002.
Дворяне
Дворянское сословие в массовом сознании окутано некой романтикой, и даже каким-то преклонением. Действительно, среди дворян было много достойных и талантливых людей, но у них для этого были и уникальные возможности, и особенные условия. Дворянство, имея в своих руках все экономические, политические и во многом духовные рычаги управления обществом, не справилось со своими задачами, и на крутом вираже истории было устранено с исторической сцены как класс. Дворянство сменила новая элита, в последствии сформировавшаяся в номенклатуру, которая, имея твердую историческую преемственность, все-таки не унаследовала от дворянства его романтический флер.
Для многих начинающих интересоваться историей семьи принадлежность кого-либо из их предков к дворянскому сословию или подозрение на это являлось сильным мотивом для начала исследований. Поэтому можно сказать, что дворянская генеалогия является неким лидером, увлекающим за собой интерес широких масс к генеалогии.
Генеалогия дворянского сословия наиболее изучена. Это вызвано наличием в архивах большого массива документов, сформировавшегося в следствие необходимости доказательства претендентами на дворянские привилегии своего происхождения, и предоставлять доказательства своих заслуг перед государством. А с другой стороны необходимостью строгого учета тех, кому предоставлялся этот статус. Информация о получивших дворянское достоинство хранится в фонде Департамента герольдии РГИА, и в фондах губернских (уездных) дворянских депутатских собраний (местные архивы бывших губернских центров). Дворянство малонаселенных губерний могло не иметь губернских и уездных дворянских собраний и родословных книг, и были причислены к столичным обществам или к обществам ближайшей губернии, где таковые были.
Важным этапом в ведении дворянских родословий и учете дворянского сословия стала "Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства", утвержденная 21 апреля 1785 года. В каждой губернии вводились родословные книги, которые составлялись на основе уездных списков дворян и делились на шесть частей.
См. так же Елпатьевский А.В. Законодательные источники по истории документирования сословной принадлежности в царской России (18 - начала 20 в.) // Источниковедение отечественной истории. 1984. Сборник статей. М. 1986. с. 34-35.
Сведения о служащих на достаточно высоких должностях можно найти в "Памятных книжках" выходивших в каждой губернии. См. Балацкая Н.М., Раздорский А.И. Памятные книжки губерний и областей Российской Империи (1836-1917). Предварительный список. СПб. 1994.
Значительная часть дворянских родословных опубликована, и этот процесс продолжается. В интернете Вы можете получить массу информации о дворянской генеалогии и обширную информацию по библиографии изучения дворянских родословий, там же можно приобрести массу книг по этой тематике. См. в частности petergen.com
Военнослужащие
Сведения о служивших в армии и участвовавших в боевых действиях могут быть в РГВИА и РГА ВМФ.
Списки погибших в Первую мировую войну солдатах печатались в приложении к газете "Русский инвалид" Петроград 1914-1920.
Казачество
В 16 и 17 вв. стремительно расширяющееся Московское государство, не имея достаточных сил чтобы подчинить себе вольное казачество, стремилось переманить его к себе на службу и использовать его для защиты южных и юго-восточных границ. Для этого казакам посылались деньги "за службу", боеприпасы, продовольствие им гарантировалось владение их землей. Таким образом, казачество пошедшее на службу к Московскому государству стало его привилегированным военным сословием. В 17 веке казачество продолжало пользоваться полной автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все дела обсуждал, как и прежде, общий сход "рада", "круг", "коло".
С начала 18 века усилилась борьба центрального правительства за уничтожение автономии в казачьих областях, протекавшая с применением силы, казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1709 году ликвидирована Запорожская Сечь. До 1719 казачьи общины находились в ведении приказов (Разрядного, Посольского, Малороссийского, Сибирского, Казанского и др.), затем некоторое время в ведении Коллегии иностранных дел, а с 1721 казачество перешло в ведение Военной коллегии, была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые постепенно превратились в военных чиновников. В 1770-х окончательно подчинены Донское и Яицкое (Уральское), Гребенское и др. войска. Расформировано образованное в 1733 Волгское казачье войско. В 1817 году были ликвидированы последние остатки украинского казачества.
Во второй половине 18 века первой половине 19 века вместо некоторых потерявших свое значение казачьих войск создавались на основе полного подчинения правительству новые. Так были образованы Астраханское войско, а в 1755 Оренбургское. В 1765 упразднено Слободское. В 1783 украинские казачьи полки преобразованы в карабинерные. В 1787 из бывших запорожцев образованно Черноморское казачье войско, переселенное в 1792-93 на Кубань. В 1828 из задунайских запорожцев, принявших русское подданство, создано Азовское казачье войско, ликвидированное в 1865, казаки которого были переселены на Кубань и влились в состав Черноморского войска. Казаки, оборонявшие Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 образованно Забайкальское войско, из состава которого в 1858 выделено Амурское войско. В 1867 создано Семиреченское, а в 1889 Уссурийское войско. В 1833 образованно Кавказское линейное казачье войско, в состав которого вошли все казачьи войска, расположенные на Кавказской линии (кроме Черноморского). В 1860 вместо Черноморского и Кавказского линейного образованны Кубанское и Терское казачьи войска.
Все казачьи войска и области, населенные казаками были подчинены в военном и административном отношении с 1815 Главному штабу военного министерства, с 1875 Главному управлению казачьих войск, с 1910 казачьему отделу Главного штаба, во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 года стал являться наследник царя.
В 1835 были изданы положения и штаты Донского казачьего войска, которые закрепили его обособление в замкнутое военное сословие. Все мужское население с 18 летнего возраста должно было нести службу 25 лет. Селится на территории проживания казаков лицам других сословий запрещалось как и выходить из казацкого сословия. Из общинных земель производилось наделение казаков паем в размере 30 гектар (на практике от 10 до 50). Остальные земли составляли войсковой запас. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Положения и штаты, принятые для Донского войска после 1875 года, были распространены и на другие казачьи войска, срок службы был сокращен до 20 лет. В 1909 срок службы сокращен до 18 лет.
В основе привлечения казаков к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в 19 веке система землевладения в казачьих областях. Положение о поземельном устройстве станиц казачьих войск от 19 апреля 1869 закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями. Земли казачьего дворянства в 1870 были объявлены потомственной собственностью.
К началу 20 века в России существовало 11 казачьих войск - Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Усурийское. Кроме того было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское войско и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел.
Декретом Совета народных комиссаров от 31 мая 1918 года казачьи области объявлялись самостоятельными административными единицами. В марте - мае 1918 года были образованны Донская, Кубано-Черноморская, Терская советская республики, входившие в состав РСФСР. Основная часть казачества не приняла советскую власть. Были созданы отдельные белоказачьи армии Донская, Кавказская, (Кубано-Терская), Оренбургская, Уральская. Часть казачества воевала в Красной армии.
25 марта 1920 в РСФСР был проведен Первый всероссийский съезд трудовых казаков, на основании решений которого Советское правительство издало 25 марта 1920 декрет, согласно которому в казачьих областях учреждались местные органы власти, предусмотренные конституцией нового государства. В этом же году постановлением ВЦИК на казачьи области были распространены "все действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании". Эти законодательные акты положили конец существованию казачества. СИЭ, Т.6., М. 1965 и СВЭ, Т.4., М. 1965
См. в частности Абрамов М.Ю., Корягин С.В., Марченко С.А. Серия "Генеалогия и история донского казачества"; Борисенко С.Н., Шумков А.А. Алфавит донских дворянских родов. Литеры А,Б и В. СПб 2001; Алфавитный список донских дворянских фамилий. СПб 2000. petergen.com/библиотека.
ЗАГСы
18 декабря 1917 года был принят декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" согласно которому регистрация актов гражданского состояния переходила от церкви к государству. Согласно циркуляру НКВД и Главархива всем окружным отделениям ЗАГС предписывалось "взять в свое ведение дела и метрические книги о рождениях, браках и разводах за время с 1863 года и позднее, все остальные метрические книги передать в ведение губернских уполномоченных Главархива". В 1929 году был определен 75 летний срок хранения, для метрических книг после которого они должны передаваться в государственные архивы. С 1917 года по 1920 годы в этом вопросе еще не было полного порядка, но с окончательным разгромом Православной церкви система заработала повсеместно.
ЗАГСы являются ведомственными архивами Министерства Юстиции и они руководствуются своими внутренними правилами. На основании установленных документов работниками ЗАГС оставляется Актовая запись о перемене гражданского состояния, т.е. рождении, браке, разводе, усыновлении, установления факта отцовства, перемены имени, фамилии, отчества, смерти. Актовая запись, по сути дела является секретной, и информация о ее содержании может быть предоставлена только по запросу суда или по запросу следственных органов. Исследователи в архив ЗАГС не допускаются. На основании актовой записи в соответствии с правилами работы ЗАГС выдается краткая выписка из нее называемая "Свидетельство о ...". Свидетельство может выдаваться неограниченное количество раз, за каждое свидетельство взимается установленная сумма, например пол-МРОТа.
Свидетельство выдается непосредственно после составления актовой записи, а так же может выдаваться повторно по требованию тех, кто указан в свидетельстве или их прямых родственников. Свидетельства выдаются повторно только при указании в запросе точных сведений о дате, месте и участниках события. Т.е. если Вы ошибетесь в своем запросе в одной букве или цифре работники ЗАГС сообщат Вам что такой записи, какую Вы запрашиваете у них нет, соответственно в системе ЗАГС не проводится поиск информации. Т.е. тут работает принцип - если Вы это не знаете точно, то значит, Вам это знать не надо. Конечно, человеческий фактор имеет место быть, и теоретически работники ЗАГС могут войти в положение и помочь Вам, но это будет нарушением инструкции с их стороны.
Для получения Свидетельства о перемене гражданского состояния произошедшего в районе находящемся далеко от места Вашего проживания Вы можете, уточнив административно-территориальное деление той местности на момент события по справочникам или при помощи знакомых уточнить адрес ЗАГСа этого района и послать туда письменный запрос. Функции ЗАГС могут выполнять и замещающие органы, например, Сельсовет. Указывайте четко Ваш обратный адрес, а лучше сообщите адрес ЗАГСа района, где Вы проживаете для исключения ошибок. Работники ЗАГС вышлют Свидетельство на Ваш районный ЗАГС, от куда уже Вам придет повестка. Оплатив, необходимую сумму в сберкассе, и предъявив необходимые документы, Вы сможете получить запрошенное Свидетельство, в своем районном ЗАГСе.
Попытка опубликовать адреса ЗАГСов по районам, предпринята в Известиях Русского генеалогического общества, начиная с № 9 за 1998 год и в Генеалогическом вестнике с первого по двенадцатый номер. Адреса ЗАГСов можно найти и в интернете на генеалогических сайтах.
Далее приводятся бланки написания запроса в архив ЗАГС для выдачи Свидетельства. В графе, где спрашивается для чего Вам требуется Свидетельство, Вы можете написать - в замен утраченного.
В .......... ЗАГС
от гражданина ..........
проживающего ..........
Паспорт № .......... выдан ............ о/м ...........
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу выдать свидетельство о рождении на (ФИО) ..........
Родился(лась) в .......... году .......... дня .......... месяца, записан(а) в
ЗАГСе города .......... с/совета .......... района ........... области .......... деревни .......... (гражданам, родившимся до 1927 года, дополнительно указать место рождения и регистрации: губерния, уезд, волость. Крещение произведено в церкви ..........)
Родители: отец .......... мать ..........
Свидетельство требуется для ...........
Дата .......... Подпись заявителя ..........
* * *
В .......... ЗАГС
от гражданина ..........
проживающего ..........
Паспорт № .......... выдан ............ о/м ...........
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу выдать свидетельство о браке, заключенном между:
Он (ФИО до брака) ..........
Место и год рождения ..........
Она (ФИО до брака) ..........
Место и год рождения ..........
В брак вступили в .......... году .......... месяца ........... числа ...........
Брак зарегистрирован в (указать ЗАГС, с/совет, район, область) ............
Свидетельство требуется для ...........
Дата .......... Подпись заявителя ..........
* * *
В .......... ЗАГС
от гражданина ..........
проживающего ..........
Паспорт № .......... выдан ............ о/м ...........
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу выдать свидетельство о смерти на гр. .......... с .......... рождения,
умер(ла) в городе ...... районе .......... с/совете ..........
В ............ году ........... числа ............ месяца.
Смерть зарегистрирована в .......... ЗАГСе ........... с/с.
Свидетельство требуется для ...........
Дата .......... Подпись заявителя ..........
Городское население
Ценным генеалогическим источником являются домовые книги паспортных столов жилищных контор. Они могут быть даже сохранены с дореволюционных времен, чаще с начала 30-х годов, когда был введен институт прописки.
В домовых книгах имеется информация о персоне, месте и дате рождения, адрес с которого он прибыл и дата прибытия. Если он временно покидал адрес, указывалось, когда куда и куда он убывал и когда возвращался. Могла быть указанна национальность, место работы, семейное положение и даже могли быть указания на родственные связи и прочая информация. Указывалась дата убытия, и адрес, куда убыл жилец. Если жилец умер, то могла быть даже указана причина смерти. Ценным является и то, что в домовой книге мы получаем сразу информацию о всех членах семьи и лицах проживающих с ними в одной квартире.
Вы имеете право бесплатно получить в архиве паспортного стола жилищной конторы архивную справку о проживании Ваших предков по указанному адресу. Она будет представлять из себя краткую выписку из домовой книги с указанием ФИО, даты прибытия и убытия с адреса, адреса, от куда прибыл жилец и куда убыл. Просмотр непосредственно домовой книгой может дать более подробные сведения о человеке и его окружении. Работа исследователей в архивах жилконтор не предусмотрена правилами хранения, так что это остается на откуп "человеческого фактора".
X. Источниковедение
Источниковедение является основополагающей исторической наукой. Вам необходимо иметь представление о простейших фундаментальных принципах источниковедения.
Как событие стоит на двух ногах - времени и месте, так и информация базируется на основании источника. Порой сведения об источнике являются более значимыми, чем сама информация.
Любая информация имеет изначальный источник своего происхождения и источник попадания ее в частности к Вам.
Когда Вы записываете, какую либо информацию, или получаете фотографию, памятную вещь и т.д. необходимо аккуратно записать сведения об источнике, возможно, будет нелишне даже записать, когда и при каких обстоятельствах Вы получили информацию или носитель информации.
Например, записав рассказ вашего родственника, в конце обязательно укажите, что эти сведения Вы получили, например, от Александры Александровны Александровой, такого то числа, в ее квартире по такому-то адресу. Или почерпнув сведения, из какой то книги, укажите исходные данные книги, ее автора и страницу, на которой Вы обнаружили заинтересовавшую Вас информацию. Выписка из архивного дела будет иметь "адрес", в котором будет указано название архива, номер фонда, описи, дела, название дела, и страница т.к. в деле может быть не одна сотня страниц. Делайте это сами и требуйте, чтобы исследователи, которым Вы заказываете исследования, давали четкую ссылку на источник по каждому приведенному ими в отчете факту.
Эти вроде бы очевидные вещи, на практике оказываются совсем не очевидными. У нас в стране вообще, какое-то историческое пренебрежение к источникам. Даже опытные исследователи, увлекшись находкой, случается, упускают записать подробно сведения об источнике, что в последствии вызывает массу трудностей.
Оглавление
I. Вступление
1. Генеалогия, что это такое
2. Этический и эмоциональный аспекты генеалогии
II. Великое учение о дереве
1. Прямое дерево
2. Обратное дерево
3. Два дерева одного человека
4. Способы записания и составления генеалогических деревьев
III. Время собирать камни
1. Сохранение и отыскание материальных носителей информации о человеке
2. Записание устных преданий и воспоминаний
3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках
IV. Принцип генеалогического исследования
V. Что, Где, Когда
1. Что
2. Где
3. Когда
VI. Архивы
1. Введение
2. Чем отличается архив от библиотеки, как в него попасть и как в нем работать
3. Какие архивы бывают и где их искать
VII. Краткая прикладная история России до 1917 года
1. Метрические книги и исповедные ведомости
2. Крестьянское сословие
3. Однодворцы
4. Горожане
5. Купцы
6. Почетные граждане
7. Духовенство
8. Дворяне
9. Военнослужащие
10. Казачество
IIX. Краткая прикладная история России после 1917 года
1. ЗАГСы
2. Генеалогические источники советского периода и до наших дней
2.1. Генеалогические источники сельского населения
2.2. Городское население
IX. Интернет в генеалогических разысканиях
X. Источниковедение
XI. Кому заказать проведение исследования
XII. О некоторых книгах, не упомянутых в тексте
XIII. А нафига все это нужно
I. Вступление
Дайте мне точку опоры, и я переверну мир.
Здравствуйте, дорогой читатель. Если Вы читаете сейчас эти строки, значит, Вы дошли в своем духовном развитии до того уровня, когда у Вас возникла потребность узнать больше о своих предках, о своем роде. Я дам Вам точку опоры, более того целый фундамент, на котором Вы сможете уверено стоять и строить собственное здание знания о своем роде, своих предках. Вы сможете окунуться, в увлекательный и волнующий мир исследования истории своего рода, узнаете много нового и подчас совершенно неожиданного, познакомитесь с удивительным незнакомцем - самим собой.
Эта работа представляет собой методическое пособие по разысканию сведений о своих предках в различных источниках. Расскажет о том, как искать сведения о Ваших предках в архивах. Ее цель просто и емко рассказать о сложных, очень сложных и обширных понятиях. Заложить фундамент генеалогической культуры. А нафига все это нужно?
Этот вопрос поставленный жестко "глаза в глаза" или дипломатично, как бы между прочим, возникает почти на каждой моей лекции. И надо сказать, что чем выше уровень развития и образованности аудитории, тем прямее и вопросительнее он звучит.
Люди вопрошают: "Что мне от того, как звали моего давно умершего прадеда или прапрадеда? Что изменится в моей жизни, мне что, зарплату прибавят, или отпуск удлинят? А может, к нему интернет проведут, и мы будем с ним чатиться? Эти люди давно умерли и даже кости их уже давно превратились в прах, поэтому ни они не знания о них теперь не имеет никакого значения".
Для человека, для которого уважение к своим предкам, к своему роду, истории рода, желание больше знать обо всем вышеперечисленном является естественным состоянием вопрос "Зачем?" не возникает. Есть такая форма знания, когда мы не знаем, что мы знаем. Это происходит тогда, когда какое-то знание является для Вас настолько естественным и органичным, Вы им пользуетесь настолько автоматично, что перестаем осознавать сам факт наличия этого знания или умения. Когда Вы дышите, ходите или пишите, Вы не думаете, что сейчас надо вздохнуть, а потом обязательно выдохнуть, Вы просто это делаете. Я как-то попросил старого высококлассного водителя рассказать, как он переключает передачи в машине. Эта просьба ввела его в полный ступор до такой степени, что он начал путаться даже в том, какая где педаль. Кончилось тем, что ему пришлось сесть на стул, закрыть глаза, представить, что он в машине и тогда он стал рассказывать, что делают его руки и ноги. И хоть и по сей день, ежедневно задаваемый мне вопрос "А нафига это все нужно?" приводит меня по прежнему в совершенный ступор, я все-таки попытаюсь на него как-то ответить, вспоминая самоотверженные усилия знакомого водителя. Конечно, тема эта огромна и многогранна, поэтому тут мы сможем только очень поверхностно коснуться некоторых тем.
Начнем с самых простых, понятных и для многих приятных вещей. Например, наследство. В настоящее время в нашей стране возникла какая ни какая частная собственность и так или иначе почти все стали собственниками квартир, дач, машин, денежных вкладов и т.д. Изменилось законодательство о наследовании, теперь имеется возможность вступать в наследство очень дальним родственникам, чего раньше в Советском Союзе не было. Говоря еще проще, если умер Ваш троюродный дедушка, или пятиюродный брат и не оставил прямых наследников и конкретного завещания, Вы можете наследовать его собственность, доказав родственные отношения с ним.
Отдельная большая тема планирование брака. Чем большей исходной информацией Вы обладаете, тем более правильные решения Вы сможете принимать. Ведь брак является не союзом двух людей, а союзом двух родов.
Профилактика заболеваний, начиная с самого раннего возраста возможна при знании о родовой предрасположенности. Ведь это так просто понять, что если причиной смерти пяти поколений Ваших предков явилась сердечная недостаточность, то знание о предрасположенности позволит правильно спланировать профилактику и не делать по досадному незнанию глупых ошибок. Всегда легче предупреждать проблему.
Большая часть молодых людей проходит мучительный период выбора жизненного пути, избрания профессии, области приложения своих сил. Это огромная проблема во все времена. Чаще всего, когда они обращаются к родителям, то родители сами чувствуют себя еще более беспомощными перед необходимостью выбора. Обычно, люди основывают свой выбор на самых случайных и под час курьезных мотивах, а потом, в лучшем случае не достигают в жизни того чего могли бы, не говоря уже о худшем случае. Анализ опыта рода, повторяемости удач или не удач его представителей на том или ином поприще, может вооружить человека дополнительной информацией столь необходимой в момент важного жизненного выбора.
Изучение истории рода, родовых связей выводит внутрисемейные отношения на новый уровень. Придает отношениям внутри семьи глубину, открывая новые смыслы внутрисемейной и внутриродовой общности, создает основу для семейной культуры, является сильным объединяющим и фактором. Конечно, жизнь не превратится в розовый кисель, уже существующие проблемы не исчезнут, но, может быть они перестанут казаться столь неразрешимыми, какие-то постепенно уйдут и многих будущих Вы наверняка сможете избежать.
Только по каждой затронутой выше теме можно легко написать несколько книг, и много уже написано и пишется. Но, что бы использовать те блага, о которых было сказано выше, Вам необходимы знания о Ваших предках.
Несколько цитат, приведенных далее, дадут Вам дополнительную пищу для дальнейшего размышления и, надеюсь, помогут самостоятельно найти для себя еще много ответов на поставленный в начале этой главы вопрос.
* * *
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Александр Сергеевич Пушкин
Генеалогия, что это такое. Два вида связи.
Генеалогия, представляет собой обширное знание, затрагивающее почти все сферы человеческого бытия, от самых высших духовных сфер до простейших утилитарных аспектов повседневной жизни. Поэтому трудно дать краткое определение того, что такое генеалогия. Если объяснять совсем просто, то это знание о том кто от кого произошел. Еще проще, на самом первичном уровне это изучение связи родитель - ребенок. Точнее двух родителей, и какого-то одного ребенка. Из этих первичных звеньев строятся бесконечные цепочки родственных связей.
Через эти связи идет передача. Во-первых, родители передают ребенку свои гены, через которые, как мы знаем теперь, предаются наследственные признаки. Во-вторых, ребенок воспринимает культурные и духовные ценности окружающих его людей, в первую очередь наиболее близких к нему, их шкалу ценностей их модели поведения и реакций, воспринимает знания этих людей, знания, которые эти люди получили от других или приобрели сами. В 19 веке обеспеченные естествоиспытатели проводили эксперименты, когда из какого-то совершенно дикого племени брался ребенок, которому давали самое наилучшее образование. В результате этого из этого ребенка получался высоко образованный и культурный человек. Поэтому мы можем различить две линии связи или наследования - духовную и физическую.
Обе эти линии заслуживают изучения, единственно хотелось бы знать, в каком случае какая связь имеет место и в каких соотношениях. С этими вопросами нам приходится сталкиваться постоянно т.к. существует усыновление, удочерение, рождение ребенка вне брака или рождение не от законного супруга. Все это является предметом нашего изучения.
Связь существует только при наличии как минимум двух субъектов этой связи. Поэтому предметом генеалогии является не только связь, но и те, кого эти связи соединяют. Генеалогию интересует ЧЕЛОВЕК самым подробным образом во всех его проявлениях.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 526.