Тема 9. Права и обязанности граждан, отдельных групп населения и пациентов в области охраны здоровья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии.

б) частные цели – уяснить принципы реализации правовых гарантий прав граждан в сфере здравоохранения и способы и варианты осуществления законодательно-гарантированных прав пациентов.

Формируемые компетенции:

ОК-3 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

ОК-4 - способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-3 - способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности;

ПК-7 - готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека.

Учебные вопросы занятия:

1. Права пациентов.

2. Обязанности пациентов.

3. Правовые гарантии обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения.

4. Государственно-правовые основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в РФ.

Материально – техническое обеспечение занятия: учебная аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для демонстрации презентаций сообщений, индивидуальных заданий.

Теоретическая часть

В ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ перечислены основные права пациента, согласно которой пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Обязанности пациента сформулированы в ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ. В соответствии с положениями данной статьи граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации. Конституция регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Социальное равенство, равноправие, закрепленное в Конституции, еще не есть фактически полное равенство людей в силу естественных различий между индивидами. Так, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые на основе конституции законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. В основе данного положения лежит идея социальной справедливости.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

«О социальной защите инвалидов»;

«Об образовании»;

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

«Об основных гарантиях прав ребенка»;

Семейный кодекс Российской Федерации.

Перечисленные законы Российской Федерации имеют основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционной направленности. Знание нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в развитии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы социальных педагогов. С расширением масштабов социально-педагогической деятельности в современном обществе развивается и ее законодательная база.

Практическая часть

Ситуационная задача № 1

В частной клинике, получившей лицензию на осуществление медицинской деятельности проводили экспресс - диагностику анализов, полагая, что это не является диагностическими мероприятиями. Следовательно, получения лицензии на выполнение работ и услуг по лабораторной диагностике получать не требуется.

Вопросы к задаче:

1. Есть ли необходимость в получении дополнительной лицензии на занятие указанной деятельностью?

2. В каком нормативно-правовом акте перечислены работы и услуги, подлежащих лицензированию?

3. Есть ли основания для наступления того или иного вида юридической ответственности?

Ситуационная задача № 2

В частной стоматологической клинике закончился срок лицензии на оказание соответствующих медицинских услуг. Вместе с тем документы на получение лицензии направлены в лицензионные органы. Клиника продолжала работать и оказывать стоматологическую помощь в прежнем объеме.

Вопросы к задаче:

1. Могла ли клиника оказывать стоматологические услуги в данной ситуации?

2. Каков порядок переоформления лицензии по истечении срока ее действия?

Ситуационная задача № 3

Многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, год назад продлило лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Должностные лица лицензирующих органов пришли в данное ЛПУ с проверкой и, обнаружив некоторые недостатки организационного характера, составили акт, отразив данные нарушения.

Руководитель медицинского учреждения знал, что проверка соблюдения всех лицензионных требований проводиться лицензирующими органами не чаще одного раза в 2 года. Исходя из этого, он счел действия должностных лиц незаконными и отказался выполнять их предписания по устранению данных нарушений.

Вопросы к задаче:

1. Правомерны ли действия должностных лиц лицензирующих органов?

2. Могут ли проводиться внеплановые проверки соблюдения лицензионных требований и условий?

3. Как должны быть оформлены результаты проверки?

Ситуационная задача № 4

Поздно вечером в городскую клиническую больницу поступил мужчина 35 лет с тяжелой черепно-мозговой травмой, полученной в результате дорожно-транспортного происшествия. После безуспешного проведения реанимационных мероприятий врач-реаниматолог вызвал бригаду трансплантологов, с которыми им была констатирована смерть головного мозга. После этого врачи-трансплантологи, не дождавшись судебно-медицинского эксперта, изъяли сердце, почки и печень. На следующий день, узнав о случившемся, жена и родители потерпевшего обратились с жалобой на то, что больницей не было получено их согласие на изъятие органов у их родственника, к главному врачу больницы.

Вопросы к задаче

1. Какие положения Закона о трансплантации органов и тканей человека были нарушены?

2. Что является основанием для изъятия органов и тканей у человека?

3. В каком составе должна была быть проведена констатация смерти потенциального донора?

4. Кого должен был уведомить врач-реаниматолог о возможности изъятия органов?

5. Какова роль судебно-медицинского эксперта в процессе изъятия органа или ткани для трансплантации?

6. К каким видам ответственности можно привлечь врача-реаниматолога?

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Структура и содержание основных нормативно-правовых источников, регулирующих сферу законодательного обеспечения прав пациентов.

2. Основные принципы реализации правовых гарантий прав граждан в сфере здравоохранения.

3. Основные способы и варианты осуществления законодательно-гарантированных прав пациентов.

4. Права пациентов.

5. Обязанности пациентов.

6. Правовые гарантии обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения.

7. Государственно-правовые основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в РФ.

 

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г. № 392-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Основная:

1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст] : учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб.- СПб. : Питер, 2014.- 464 с.

2. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы "Здравоохранение" / В. В. Сергеев [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785970430156.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

Дополнительная:

1. Радько Т.Н. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Н. Радько. - Москва: Проспект, 2014. - 208 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392134038. html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

2. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст] : учеб. для вузов / С.В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2011. - 560 с.

3. Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, пациентов и юристов. – Москва:ИКЦ МарТ;Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2004.Стр.215-219.

 4. Леонтьев, О.В. Правоведение [Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 2. - 2012. - 176 с.

5. Ю.Д. Сергеев, И.Ю.Григорьев, Ю.И. Григорьев «Юридические основы деятельности врача. Медицинское право» (учебное пособие в схемах и определениях). ГОЭТАР-МЕД, 283 с. Стр.103-135.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.