Тема 3. Основы семейного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии.

б) частные цели – уяснить систему российского семейного права и процедуру усыновления (удочерения), опеки и попечительства.

Формируемые компетенции:

ОК-3 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

ОК-4 - способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-3 - способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности;

ПК-7 - готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека.

Учебные вопросы:

1. Правовая основа брачно-семейных отношений.

2. Личные права и обязанности супругов. Имущество супругов. Ответственность супругов по обязательствам.

3. Права и обязанности несовершеннолетних детей и родителей. Алиментные обязательства родителей и детей.

4. Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение), опека и попечительство.

Материально – техническое обеспечение занятия: учебная аудитория оборудованная мультимедийными средствами для демонстрации презентаций сообщений, индивидуальных заданий.

Теоретическая часть

Правовой основой брачно-семейных отношений является Конституция и принятый в соответствии с ней СК.

Согласно ст. 38 Конституции материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Кроме того, ст. 72 (п. «к» ч. 1) Конституции относит семейное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, что означает возможность принятия субъектами РФ своих актов в области брачно-семейных отношений по вопросам, допускаемым СК.

Статья 1 СК «идет дальше» Конституции и устанавливает, что не только материнство, детство и семья, но и отцовство находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В соответствии со ст. 31 СК РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

В ст. 32 СК РФ определено, что супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Нормы семейного права детально регулируют имущественные отношения супругов. В СК РФ установлены два правовых режима имущества супругов: законный и договорный режим имущества супругов.

Законный режим имущества супругов. Согласно ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Алиментные обязательства могут возникать на основании добровольного соглашения между алиментоплательщиком и их получателем или решения суда.

На практике обязанности по уплате алиментов часто осуществляются добровольно без решения суда или алиментного соглашения. Родители, в равной степени – как отец, так и мать, обязаны содержать своих несовершеннолетних (нетрудоспособных совершеннолетних) детей, нуждающихся в помощи.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в них, также обязаны уплачивать алименты. Родители обязаны содержать своих детей, даже если последние находятся под опекой (попечительством), в приемной семье. Фактические родители освобождаются от уплаты алиментов только в случае, если ребенок усыновлен. Алиментные обязательства родителей и детей являются взаимными. Достигнув совершеннолетия, трудоспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей независимо от своего дохода и заботиться о них.

Взыскание алиментов производится до достижения ребенком 18 лет.

Родители вправе сами определить порядок и форму предоставления содержания путем составления соглашения об уплате алиментов. Если родители уклоняются от добровольной уплаты алиментов, то они могут быть взысканы в судебном порядке.

Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: 1. усыновление (удочерение), 2. опека (попечительство), 3. передача в приемную семью, 4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

Условия и порядок усыновления в настоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. Усыновление братьев и сестер разными лицами, как правило, не допускается.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

Практическая часть

Задание 1. Составьте проект брачного контракта (договора).

Задание 2. Составьте проект искового заявления о расторжении брака.

Задание 3. Составьте проект искового заявления о взыскании алиментов в пользу детей, родителей, супругов и т.д.

Примеры ситуационных задач

Задача № 1

Студенты одного из ставропольского вуза Антонов и Комелькова, находясь на каникулах у родственников в г. Сочи, решили зарегистрировать брак. Они обратились в орган ЗАГС Центрального района г. Сочи, однако заявление о регистрации брака у них не приняли. Сотрудник ЗАГС пояснил им, что они являются жителями г. Ставрополя и должны регистрировать брак по месту жительства.

Правильное ли разъяснение дал сотрудник органа ЗАГС?

Задача № 2

Через 8 месяцев после заключения брака с Федоровым Петрова узнала, что он ВИЧ-инфицирован и обратилась в суд с требованием признать их брак недействительным. В суде Федоров пояснил, что ему самому не было известно о его болезни, недомогание он почувствовал всего три месяца назад и сначала связывал его с переутомлением на работе. По настоянию жены он обратился в поликлинику, где при обследовании у него и была обнаружена ВИЧ-инфекция.

Подлежит ли удовлетворению требование Петровой?

Задача № 3

 Ивановы расторгли брак в 2012 г. после 5 лет брачных отношений. В 2014 г. Иванова обратилась в суд с требованием признать этот брак недействительным в связи с тем, что в момент заключения брака Иванов состоял в другом зарегистрированном браке, который прекратился смертью первой супруги Иванова только в 2010 г. Как добросовестная супруга, она требовала также взыскать с Иванова компенсацию материального и морального ущерба.

Какое решение должен принять суд?

Задача № 4

Самсонов был признан судом безвестно отсутствующим. Через год после этого его супруга расторгла брак в административном порядке (через орган ЗАГС) и вступила в новый брак. Однако этот брак вскоре распался. Вскоре после этого явился Самсонов (как выяснилось, в период своего отсутствия он отбывал наказание в местах лишения свободы). Самсонов и его супруга решили восстановить семью и обратились в орган ЗАГС с заявлением о восстановлении брака.

Какой ответ они получат в органе ЗАГС?

Задача № 5

Алексеевы, проживавшие в г. Самаре, усыновили ребенка – мальчика Сашу 7 лет. С целью сохранения тайны усыновления переехали в другой город. Через 2 года в класс, где учился Саша, пришла новая учительница, которая ранее работала в органах опеки и попечительства г. Самары. В беседе с родителями одноклассника Саши она случайно обмолвилась, что Саша – усыновленный ребенок. Вскоре об этом узнал весь класс.

Алексеевы обратились в прокуратуру с просьбой привлечь учительницу к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления. Вызванная в прокуратуру учительница пояснила, что тайну усыновления она разгласила случайно, а кроме того, она не может быть привлечена к ответственности, поскольку самому Саше было хорошо известно, что он не родной ребенок Алексеевых, а тайна усыновления установлена законом для защиты психики ребенка.

Права ли учительница?

Задача № 6

Матвеева обратилась в суд с иском о взыскании алиментов на содержание 10-летнего сына с бывшего мужа. В судебном заседании Матвеев попросил освободить его от уплаты алиментов, поскольку он является инвалидом, размер его пенсии составляет 2 тыс. рублей. Матвеев пояснил, что он сам обеспечен ниже уровня прожиточного минимума, а мать ребенка хорошо зарабатывает и сама в состоянии содержать сына.

Какое решение должен принять суд?

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Понятие брака по семейному праву.

2. Условия и порядок заключения брака.

3. Брачный договор: понятие, правовая природа, порядок заключения, содержание, форма.

4. Недействительность брака.

5. Назовите порядок усыновления детей.

6. Назовите права и обязанности опекуна.

7. Каковы правовые последствия лишения родительских прав.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г..

2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

3. Федеральный закон от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Основная:

1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст] : учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб.- СПб. : Питер, 2014.- 464 с. (200 экз.)

2. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы "Здравоохранение" / В. В. Сергеев [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с. – Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785970430156.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

Дополнительная:

1. Радько Т.Н. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Н. Радько. - Москва : Проспект, 2014. - 208 с. – Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392134038. html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

2. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст] : учеб. для вузов / С.В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2011. - 560 с. (10 экз.)

3. Трудовое право Российской Федерации [Текст] : учеб. / М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 491 с. (10 экз.)

4. Леонтьев, О.В. Правоведение[Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 1. - 2010. - 176 с. (100 экз.)

5. Леонтьев, О.В. Правоведение[Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 2. - 2012. - 176 с. (35 экз.)

6. Ю.Д. Сергеев, И.Ю.Григорьев, Ю.И. Григорьев «Юридические основы деятельности врача. Медицинское право» (учебное пособие в схемах и определениях). ГОЭТАР-МЕД, 283 с. Стр.103-135.

7. Козлова Т.В. Основы права. Учебно-методическое пособие – М.: АНМИ, 200. Стр.77-121.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова). - "Юрайт-Издат", 2010 г. Комментарии к статьям 3; 8; 17-30;48-53;120 ГК РФ.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 301.