Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная:

1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст] : учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб.- СПб. : Питер, 2014.- 464 с.

2. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы "Здравоохранение" / В. В. Сергеев [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с. – Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970430156.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

Дополнительная:

1. Радько Т.Н. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Н. Радько. - Москва: Проспект, 2014. - 208 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392134038.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

2. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст] : учеб. для вузов / С.В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2011. - 560 с.

3. Трудовое право Российской Федерации [Текст] : учеб. / М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 491 с.

4. Леонтьев, О.В. Правоведение[Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 1. - 2010. - 176 с.

5. Леонтьев, О.В. Правоведение[Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 2. - 2012. - 176 с.

6. Ю.Д. Сергеев, И.Ю.Григорьев, Ю.И. Григорьев «Юридические основы деятельности врача. Медицинское право» (учебное пособие в схемах и определениях). ГОЭТАР-МЕД, 283 с. Стр.103-135.

7. Козлова Т.В. Основы права. Учебно-методическое пособие – М.: АНМИ, 200. Стр.77-121.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова). - "Юрайт-Издат", 2010 г. Комментарии к статьям 3; 8; 17-30;48-53;120 ГК РФ.

9. Правоведение: учебник М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков; под ред. М.Б. Смоленского.                           10-е изд., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 413с. – (Высшее образование) МОРФ.

10. Правоведение (конспект лекций). Гришаева Д.С. М.: А-Приор, 2010. – 144с. ЭБС.

11. Правоведение. Учебный комплекс. Закревская О.В.«Корпорация Диоголь», 2011. – 329с. ЭБС

12. Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, пациентов и юристов. – Москва: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2004.Стр.215-219.

Тема 8. Правовой статус медицинских работников, их права и обязанности.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии.

б) частные цели – уяснить систему российского медицинского права, сформировать целостное представление о понятии и содержании прав и обязанностей граждан в области охраны здоровья.

Формируемые компетенции:

ОК-3 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

ОК-4 - способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-3 - способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности;

ПК-7 - готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека.

Учебные вопросы занятия:

1. Правовой статус участников правоотношений в сфере здравоохранения.

2. Порядок допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.

3. Права и обязанности медицинских работников.

4. Страхование ответственности медицинских работников.

Материально – техническое обеспечение занятия: учебная аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для демонстрации презентаций сообщений, индивидуальных заданий.

Теоретическая часть

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Закреплено в главном законе России - Конституции Российской Федерации. В развитие конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации принят важный законодательный акт – Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), в ст. 1 которого отмечено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Можно выделить три субъекта медицинского права: медицинскую организацию (учреждение), медицинского работника и пациента. При этом медицинская организация, обеспечивая процесс оказания медицинской помощи, предоставляет для этой цели помещение, оборудование, аппаратуру, инструментарий, расходные материалы, медикаменты- все то, без чего невозможно оказание квалифицированной медицинской помощи и что поэтому является неотъемлемой частью существа этой услуги. Таким образом, медицинская организация является субъектом предоставления медицинской помощи. Субъектом оказания помощи является медицинский работник высшего или среднего звена, обладающий профессиональными знаниями. Вместе с тем, нужно отметить, что функции медицинской организации и собственно врача может совмещать одно лицо, например, частнопрактикующий врач. Пациент же является субъектом получения медицинской помощи.

Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 64 ФЗ от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ч. 3 ст. 96 данного Федерального закона.

Ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

5) осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Практическая часть

Примеры ситуационных задач

Ситуационная задача № 1

В крупной городской больнице прооперирован больной Н., 60 лет, по поводу аденомы предстательной железы II стадии. Последние годы гражданин Н. страдал также ИБС II стадии, фиброзом левого легкого, церебральным склерозом, глаукомой. После операции он был помещен в реанимацию. Через 2 дня, когда его состояние резко ухудшилось, его жена обратилась к лечащему врачу, а затем к заведующему отделением с просьбой отменить ряд сильнодействующих препаратов, которые, как показал многолетний опыт лечения, плохо переносит больной. В связи с категорическим отказом и угрозой перевести больного из реанимации, она пыталась рассказать врачам, какие из лекарств обычно помогают мужу, просила проинформировать о состоянии его здоровья и методах лечения. Во всем этом ей было грубо отказано.

Вопросы к задаче:

1. Какие права пациента, гарантированные законодательством Российской Федерации были нарушены?

2. К какому должностному лицу имеет право обратиться пациент или его родственники в случае нарушения данных прав?

Ситуационная задача № 2

В связи с юбилеем одной из больниц районного центра готовился сюжет об успехах данной клиники для местной печати и телевидения. Журналистами проводились беседы с медицинским персоналом, больными. Фиксировались на видеопленку отдельные медицинские манипуляции и оборудование. Через месяц вышла газета, а также сюжет на местном телевидении, где рассказывалось о достижениях, проблемах и перспективах клиники, в том числе информация о здоровье подростка, страдавшего тяжелым недугом с неблагоприятным прогнозом для излечения. Возникшие случаи психологического давления со стороны сверстников, которым стала известна данная информации, привели подростка к попытке самоубийства.

Вопросы к задаче:

1. Можно ли расценивать данный случай как пример нарушения прав пациента?

2. Есть ли основания для возникновения юридической ответственности в связи с разглашением врачебной тайны?

3. К кому могут быть применены меры юридической ответственности?

Ситуационная задача № 3

Студент медицинского института К., работающий по срочному трудовому договору в фармацевтической компании, не смог договориться с администрацией фирмы о предоставлении ему досрочного отпуска. Тогда он обратился к своему сокурснику Н., работающему фельдшером на станции скорой помощи с просьбой помочь ему оформить больничный лист на это время. Товарищи заполнили бланк листка нетрудоспособности, фельдшеру удалось поставить на нем печать станции скорой помощи.

Вопросы к задаче:

1. Имел ли право фельдшер скорой помощи выдать листок нетрудоспособности?

2. Сотрудники каких медицинских учреждений имеют право выдавать листки нетрудоспособности?

3. В каких случаях выдается больничный лист?

Ситуационная задача № 4

В районном военкомате при первоначальной постановке на воинский учет будущие призывники проходили медицинское освидетельствование у следующих специалистов: хирурга, терапевта, невропатолога, окулиста, отоларинголога, стоматолога и уролога. Врачи специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан давали заключения о годности к военной службе.

Вопросы к задаче:

1. Имел ли право данный состав специалистов, осуществляющий медицинское освидетельствование граждан выдавать заключения о годности к военной службе?

2. Какие специалисты должны участвовать в медицинском освидетельствование граждан в данном случае?

3. Кто утверждает персональный состав врачей – специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет?

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Предмет, метод, источники медицинского права.

2. Структура и система нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере здравоохранения.

3. Организация здравоохранения в Ставропольском крае.

4. Правовой статус участников правоотношений в сфере здравоохранения.

5. Порядок допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.

6. Права и обязанности медицинских работников.

7. Страхование ответственности медицинских работников.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г. № 392-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Основная:

1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст] : учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб.- СПб. : Питер, 2014.- 464 с.

2. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы "Здравоохранение" / В. В. Сергеев [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785970430156.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

Дополнительная:

1. Радько Т.Н. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Н. Радько. - Москва: Проспект, 2014. - 208 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392134038. html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

2. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст] : учеб. для вузов / С.В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2011. - 560 с.

3. Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, пациентов и юристов. – Москва:ИКЦ МарТ;Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2004.Стр.215-219.

 4. Леонтьев, О.В. Правоведение [Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 2. - 2012. - 176 с.

5. Ю.Д. Сергеев, И.Ю.Григорьев, Ю.И. Григорьев «Юридические основы деятельности врача. Медицинское право» (учебное пособие в схемах и определениях). ГОЭТАР-МЕД, 283 с. Стр.103-135.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.