Тема 5. Административная ответственность за нарушения прав граждан при получении медицинской помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии.

б) частные цели – уяснить систему организации власти в РФ; понятия федеративное устройство и как это реализуется в РФ; местное самоуправление на примерах российских регионов; систему избирательного права в РФ.

Формируемые компетенции:

ОК-3 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

ОК-4 - способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-3 - способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности;

ПК-7 - готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека.

Учебные вопросы занятия:

1. Отказ в предоставлении информации

2. Административная ответственность за нарушение лицензионных требований

3. Ответственность за оказание медицинской услуги без оформления информированного добровольного согласия

4. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

5. Разглашение информации с ограниченным доступом

Материально – техническое обеспечение занятия: учебная аудитория оборудованная мультимедийными средствами для демонстрации презентаций сообщений, индивидуальных заданий.

Теоретическая часть

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) Граждане имеют право в доступной форме получить информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения:

- о результатах обследования;

      - о наличии заболевания,

- о диагнозе и прогнозе течения заболевания;

- о методах лечения;

- о связанных с болезнью рисках;

- о  возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях;

- о результатах проведенного лечения.

Право гражданина на информацию о своем состоянии здоровья следует рассматривать как один из важных элементов права на здоровье.

Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. При осуществлении медицинской деятельности наиболее часто встречаются нарушения лицензионных требований и условий, связанные с невыполнением регламента технического обслуживания имеющегося медицинского оборудования, некачественным ведением первичной медицинской документации, отсутствием документов о профессиональном (медицинском) образовании сотрудников.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены различные санкции за нарушения в области законодательства о лицензировании медицинской деятельности. Так, п. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правовых нарушениях (КоАП) РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа (возможно, с конфискацией произведенных медицинских товаров, орудий производства и сырья) в размере:

- 2000 - 2500 рублей  - на граждан;

- 4000 - 5000 рублей - на должностных лиц;

- 40 - 50 тыс. рублей -  на юридических лиц.

Информированное добровольное согласие - добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также о возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске. Со стороны медицинской организации, предоставляющей услугу в рамках действующего законодательства, оформление информированного добровольного согласия осуществляется лечащим врачом. При необходимости к процедуре оформления информированного добровольного согласия могут дополнительно привлекаться другие сотрудники медицинской организации (заведующий отделением, представители администрации, сотрудники юридической службы).

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения по данной статье связана с реализацией правовой защиты информационных ресурсов, отнесенных законодательством к категории ограниченного доступа. Статья распространяется на категории информации конфиденциального характера и не касается информации, относимой к государственной тайне. Опираясь на нормы Конституции РФ (ст. ст. 23, 24, 29 и др.), а также Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 о перечне сведений конфиденциального характера (с изм. и доп.), можно определить, какие виды информации с ограниченным доступом защищаются данной статьей.

Это, прежде всего сведения, касающиеся тайны следствия и судопроизводства; служебная тайна (сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами); профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений и т.д.); коммерческая тайна (сведения, связанные с коммерческой деятельностью); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Имеется в виду также банковская тайна (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ряд других источников). Порядок получения и использования информации ограниченного доступа устанавливается законом, подзаконными актами, договором.
       Практическая часть

Задание 1. Дайте определение понятию и сущности «организационных» административно-правовых отношений, раскройте их характерные особенности и отличия от имущественных и личных неимущественных гражданско-правовых, трудовых, финансово-правовых и других правоотношений.

Задание 2. Решите задачу.

1. Ректор вуза утвердил ведомости на выплату стипендий и зарплаты и одновременно получил у кассира свою заработную плату, расписавшись в ведомости. Затем им были подписаны платежное поручение о перечислениях в Пенсионный фонд, договор аренды здания для размещения там филиала вуза и распоряжение о закреплении за бухгалтерией выделенного ей помещения. Затем вызвал проректора по административно-хозяйственной работе и дал ему задание в течение недели разработать план мероприятий по ужесточению пропускного режима в вузе.

Далее он подписал представленные проректором счета на предоплату ремонта автомобилей и оплату выполненных в общежитии ремонтных работ, а также проекты приказов о выдаче премии и о приеме на работу. Затем ректор принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд, а также доверенность на ведение им (юрисконсультом) в суде этого дела.

Какие из названных актов (действий) ректора являются предметом административно-правового регулирования?

Задание 3. Дайте определение внутриорганизационным отношениям, являющимся предметом административного права (административно-правового регулирования).

Назовите их характерные признаки и отличительные особенности.

Приведите несколько примеров внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.

Задание 4. Уяснив, что вкладывается в понятие внутриорганизационных отношений как части предмета административного права, приведите примеры таких отношений применительно к деятельности Счетной палаты Федерального Собрания, Главного контрольного управления Президента РФ, Совета Безопасности РФ.

Задание 5. Министр образования и науки РФ в течение своего рабочего дня:

1) провел заседание коллегии Министерства;

2) дал указание своему референту подготовить сравнительные материалы по динамике обеспеченности вузов системы Министерства преподавательскими кадрами высшей квалификации (доктора наук, профессора) за последние 3 года;

3) утвердил порядок прохождения службы в аппарате Министерства, персональный состав научно-технического совета Министерства, правила внутреннего трудового распорядка работников;

4) подписал ряд приказов о направлении нескольких работников в служебные командировки;

5) подписал приказы о распределении обязанностей по руководству Министерством между своими заместителями и членами коллегии, а также несколько приказов о назначении на должности в аппарате Министерства.

Какие из указанных действий министра порождают внутриорганизационные отношения, являющиеся объектом административно-правового регулирования?

Задание 6. Прокурором области в рамках служебной деятельности в течение рабочего дня были осуществлены следующие действия:

1) подписание счета на оплату выполненных работ по строительству гаража прокуратуры и платежного поручения на перечисление в Пенсионный фонд некоторой суммы денег;

2) поручение секретарю проинформировать начальников отделов прокуратуры и заместителей прокурора о назначенном на следующий день аппаратном совещании;

3) подписание приказа о назначении двух следователей районных прокуратур и об объявлении выговора одному из зональных прокуроров следственного управления;

4) выступление государственным обвинителем в областном суде;

5) продление срока проведения предварительного расследования по уголовному делу;

6) направление представления губернатору области по фактам грубого нарушения законодательства при приватизации ряда предприятий в нескольких городах и районах области;

7) проведение личного приема граждан.

Какие из указанных действий прокурора области являются предметом административно-правового регулирования?

Задание 7. Какие из перечисленных общественных отношений входят в предмет административного права:

1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти;

2) имущественные отношения, т. е. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

3) деятельность судов по рассмотрению споров о праве.

Задание 8. Смоделируйте жизненные ситуации, в которых председатель какого-либо комитета Государственной Думы РФ, Председатель Счетной палаты РФ и декан факультета выступали бы субъектами организационных, внутриорганизационных и контрольно-организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.

Задание 9. Из Конституции РФ или других источников приведите не менее трех примеров норм, регулирующих соответственно:

1) организационные отношения в сфере исполнительной власти;

2) внутриорганизационные отношения во всех ветвях власти;

3) организационно-контрольные отношения;

4) административно-юстиционные отношения.

Задание 10. Приведите не менее трех примеров отношений, урегулированных нормами административного права, с вашим участием, с участием ваших знакомых либо прочитанных вами в периодической печати и т. д.

Свой ответ обоснуйте.

Задание 11. Приведите примеры органов, осуществляющих общегосударственный контроль. В чем состоит различие общегосударственных контрольных отношений и организационных управленческих отношений в сфере реализации исполнительной власти?

Задание 12. На практическом занятии студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод – метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Прав ли Семин?

Задание 13. Проанализируйте и определите, какие отношения составляют предмет административного права в средней школе; в высшем учебном заведении; на производственном предприятии?

Задание 14. В контрольной работе по административному праву студент Краснов ответил положительно на следующие вопросы:

1) совпадают ли понятия «административное право» и «административное законодательство»?

2) совпадают ли понятия «предмет административного права» и «предмет науки административного права»?

3) методы административного права и методы регулирования административно-правовых отношений – это одно и то же?

Правильно ли ответил Краснов?

Задание 15. В ст. 5 Конституции РФ говорится о «единстве системы государственной власти», а ст. 10 устанавливает, что «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

В чем именно выражаются единство и взаимосвязь исполнительной с другими ветвями государственной власти, и в каких статьях Конституции РФ это нашло свое отражение?

Укажите статьи Конституции РФ, закрепляющие разделение государственной исполнительной власти с двумя другими ветвями государственной власти – законодательной и судебной.

Задание 16. Дайте определение видам (формам реализации государственной власти) государственной деятельности различных государственных органов по Конституции РФ. Назовите данные виды и кратко охарактеризуйте их со ссылками на конкретные конституционные нормы.

Задание 17. Раскройте различия, взаимосвязь и соотношение понятий административного права:

1) как отрасли права;

2) как науки;

3) как специальной учебной дисциплины;

4) как науки управления.

Задание 18. Дайте общую характеристику понятий «отрасль», «сфера», «область» как объектов государственного управления, иллюстрируя свои рассуждения примерами. Раскройте различие и соотношение понятий «отрасль государственного управления» и «сфера государственного управления».

Ответ проиллюстрируйте примерами.

Задание 19. Президент РФ совершил следующие действия:

1) назначил с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) по предложению Председателя Правительства РФ назначил на должность федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ;

3) утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти;

4) подписал международный договор об экономическом сотрудничестве с президентом Армении;

5) назначил полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

6) назначил дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

Задание 20. Какие методы правового регулирования характерны для административного права? Определите, схожи ли с административным правом по методу правового регулирования следующие отрасли права:

1) гражданское право;

2) конституционное право;

3) уголовное право?

Ответ обоснуйте.

Задание 21. В курсовой работе студентка Львова изложила суть методов административного права:

1) установление определенного порядка действий;

2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

3) предоставление выбора варианта должного поведения;

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

При этом она не смогла привести практические примеры по каждому из направлений. Попробуйте это сделать вы.

Задание 22. Председатель Правительства РФ совершил следующие действия:

1) представил Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

2) утвердил план заседаний Правительства на очередной период;

3) провел совещание с членами Правительства РФ о ходе выполнения поручения Президента РФ;

4) провел заседание Правительства РФ об образовании Президиума Правительства РФ;

5) подписал доклад о результатах исполнения данного Президентом РФ Правительству РФ поручения;

6) представил в налоговый орган сведения о полученных им и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности;

7) подписал постановление Правительства РФ.

Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

Примеры ситуационных задач

1. Федоренко, управляя автомобилем «Мерседес», двигался в пределах населенного пункта со скоростью 140 км/ч. Сотрудник ГИБДД, зафиксировав это нарушение, наложил на Федоренко штраф в размере 400 рублей и направил протокол в ГИБДД.

Начальник ГИБДД вынес постановление о лишении Федоренко права управления транспортными средствами сроком на 1 год.

Были ли допущены нарушения закона указанными должностными лицами?

2. Директор сельхозпредприятия «Павловский» Овсянников обратился в районный суд с жалобой на действия государственных органов, наложивших на него административные штрафы. Из жалобы Овсянникова следовало, что по его вине произошло загрязнение реки, повлекшее гибель рыбы. За допущенное нарушение районной инспекцией рыбоохраны на него был наложен штраф в размере 20 МРОТ, а главным инспектором по контролю за использованием и охраной водных объектов – штраф в размере 10 МРОТ. Таким образом, по мнению Овсянникова, за одно и то же нарушение он был дважды подвергнут административному штрафу.

Оцените доводы Овсянникова.

3. Марков был лишен права управления транспортными средствами за управление автомобилем в состоянии опьянения. Марков обратился к начальнику ГИБДД с просьбой об изменении вида административного наказания, указав, что он впервые был привлечен к административной ответственности, работа водителя является для него основной, и лишение права управления всеми видами транспорта лишает его возможности работать по специальности.

Дайте правовую оценку аргументам Маркова. Какое решение должен принять начальник ГИБДД?

4. Мирошниченко обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Правительство N-ской области принять меры по реализации ст. 20 ФЗ «О ветеранах», ссылаясь на то, что этим Законом ему как лицу, награжденному медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», предоставлена 50 %-ная скидка со стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, однако воспользоваться ей он не может из-за отсутствия соответствующего постановления Правительства N-ской области.

Судья отказал в принятии жалобы, мотивируя это тем, что в суд могут быть обжалованы акты Правительства области, а не их отсутствие.

Правильно ли поступил судья?

5. Ивашов в июле 2009 г. после расторжения брака переехал жить в квартиру свой матери. При этом он не был снят с регистрационного учета по месту жительства бывшей жены и не зарегистрирован в квартире матери. Постановлением начальника паспортно-визовой службы УВД Центрального района 10.11.2009 г. на него был наложен штраф.

Ивашов обратился в суд с просьбой снять с него административное взыскание, ссылаясь на нарушение начальником ПВС сроков привлечения к административной ответственности.

В течении какого срока лицо может быть привлечено к административной ответственности? Какое решение примет суд по этому делу?

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Предмет, метод и источники административного права РФ.

2. Основания административной ответственности.

3. Состав административного правонарушения. Общие правила назначения наказания.

4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

5. Отказ в предоставлении информации

6. Административная ответственность за нарушение лицензионных требований

7. Ответственность за оказание медицинской услуги без оформления информированного добровольного согласия

8. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

9. Разглашение информации с ограниченным доступом

Рекомендуемая литература:


Нормативно-правовые акты

Конституция РФ. М., 2013

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Основная:

1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст] : учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб.- СПб. : Питер, 2014.- 464 с. (200 экз.)

2. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы "Здравоохранение" / В. В. Сергеев [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с. – Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970430156.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

Дополнительная:

1. Радько Т.Н. Правоведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Н. Радько. - Москва: Проспект, 2014. - 208 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392134038.html?SSr=5401337b4d141406950157828011959

2. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст] : учеб. для вузов / С.В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп.- М. : Эксмо, 2011. - 560 с. (10 экз.)

3. Трудовое право Российской Федерации [Текст] : учеб. / М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 491 с. (10 экз.)

4. Леонтьев, О.В. Правоведение[Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 1. - 2010. - 176 с. (100 экз.)

5. Леонтьев, О.В. Правоведение[Текст] : учеб. для мед. вузов. : в 2 ч. / О. В. Леонтьев. - СПб. : СпецЛит. - Ч. 2. - 2012. - 176 с. (35 экз.)

6. Ю.Д. Сергеев, И.Ю.Григорьев, Ю.И. Григорьев «Юридические основы деятельности врача. Медицинское право» (учебное пособие в схемах и определениях). ГОЭТАР-МЕД, 283 с. Стр.103-135.

7. Козлова Т.В. Основы права. Учебно-методическое пособие – М.: АНМИ, 200. Стр.77-121.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова). - "Юрайт-Издат", 2010 г. Комментарии к статьям 3; 8; 17-30;48-53;120 ГК РФ.

9. Правоведение: учебник      М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков; под ред. М.Б. Смоленского.       10-е изд., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 413с. – (Высшее образование) МОРФ.

10. Правоведение (конспект лекций). Гришаева Д.С. М.: А-Приор, 2010. – 144с. ЭБС.

11. Правоведение. Учебный комплекс. Закревская О.В.     «Корпорация Диоголь», 2011. – 329с. ЭБС

12. Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, пациентов и юристов. – Москва: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр Март, 2004.Стр.215-219.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 491.