Конспект внеклассного мероприятия по литературе выполняется индивидуально каждым обучающимся, тема выбирается самостоятельно и конкретизируется. При создании конспекта мероприятия необходимо указать предполагаемый возраст учащихся, которые будут задействованы в реализации мероприятия, его продолжительность, структуру и содержание, уровень подготовленности учащихся по предмету, обоснованность исследовательской работы учащихся в данном направлении. Предполагается, что учитель опирается на командную работу учащихся, оговаривается количество участников и степень соотнесение индивидуальной и групповой работы. Указываются личностные, метапредметные и предметные результаты, которых возможно достичь в ходе проведения мероприятия. Обосновывается актуальность исследовательской деятельности учащихся. Рассматривается использование мероприятия в качестве элемента культурно-просветительской программы.
6.2. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации
Часть 1
Зачет по курсу носит накопительный характер, учитываются результаты работы студента на лекционных и практических занятиях. Студент должен отработать все темы практических занятий, написать рецензии на программу и рецензию на методическую статью.
Часть 2
1) Методика обучения литературе как научная дисциплина
2) Литература как учебный предмет в образовательном учреждении
3) Основные этапы развития методики преподавания литературы
4) Совершенствование программ и учебно-методического комплекса
5) Анализ школьных программ по литературе
6) Содержание курса литературы в школе
7) Формирование дидактической цели урока литературы
8) Общедидактические и специфические принципы, формы, методы и приемы обучения литературе
9) Системный анализ урока литературы
10) Проверка, учет и оценка знаний учащихся по литературе
11) Организация самостоятельной работы учащихся на уроке литературы
12) Формы, методы и приемы обучения, используемые на уроке литературы
13) Методика составления технологической карты урока
14) Формирование КТП с учетом требований новых ФГОС
15) Составление фрагмента КТП с учетом новых ФГОС
16) Составление технологической карты урока
17) Этапы изучения литературного произведения в школе
18) Чтение художественных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема
19) Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения
20) Заключительные занятия по изучению литературных произведений
21) Варианты планирования работы над темой
22) Организация преподавания литературы в школе
23) Оформление кабинета литературы
24) Изучение эпических произведений
25) Анализ эпических произведений
26) Изучение эпического произведения с учетом разных его аспектов
27) Использование наглядности и мультимедийных средств на уроке литературы
28) Особенность изучения лирики в школе
29) Анализ лирического произведения с учетом его изучения на уроке литературы в школе
30) Построение конспекта урока по изучению лирического произведения
31) Изучение драмы на уроках литературы
32) Анализ драматических произведений
33) Этапы изучения монографической темы в старших классах
34) Изучение монографической темы в старших классах
35) Методика изучения обзорных тем на уроке литературы
36) Изучение обзорных тем в старших классах
37) Развитие речи учащихся в системе литературного образования
Часть 3
1. Теория и методика преподавания литературы как научная дисциплина. Предмет, содержание, структура курса.
2. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Характеристика одной из методических систем (В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова) – по выбору студента.
3. Литература как учебный предмет в общеобразовательном учреждении. Принципы построения, содержание, структура программ по литературе, специфика их изменения (на примере 1-2 программ).
4. Национальный и региональный компонент литературного образования.
5. Цели и задачи литературного развития школьников. Возрастные этапы и типология литературного развития школьников. Читательское восприятие текста, проблемы его интерпретации в рамках учебного процесса.
6. Словесник как педагог-исследователь. Роль самообразования в совершенствовании профессиональной подготовки учителя литературы. Индивидуальный стиль и метод учителя литературы.
7. Метод преподавания литературы, его дидактическая основа и предметная специфика. Общедидактические методы и методы обучения литературе.
8. Зависимость выбора методов и приемов обучения на уроках литературы от содержания материала, состава класса, педагогических задач, поставленных учителем.
9. Урок литературы, его своеобразие и структура. Различные классификации уроков литературы.
10. Требования к современному уроку литературы – целостность урока, его научность, воспитательная направленность.
11. Цель урока, значение грамотной постановки цели для успешного конструирования урока литературы.
12. Планирование как основа и необходимое условие творческого преподавания. Подготовка учителя к уроку: содержание и этапы. Импровизация на уроке.
13. Чтение произведения как необходимое условие его дальнейшего анализа. Работа по усвоению текста художественного произведения.
14. Вступительные занятия к изучению литературного произведения, их значение для дальнейшего анализа произведения. Условия эффективности вступительных занятий.
15. Изучение биографии писателя как самостоятельный вид вступительных занятий.
16. Изучение жизни и творчества писателей на уроках литературы как фактор гражданского и нравственного воспитания школьников.
17. Литературоведческая концепция как основа анализа художественного произведения в школе. Отличие школьного анализа произведения от литературоведческого по целям, объему и средствам изучения художественного текста.
18. Пути анализа художественного произведения в школе. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения учащимися.
19. Использование в школьном анализе различных литературоведческих приемов: сравнение разных редакций и вариантов одного произведения; сопоставление образа с прототипом и др.
20. Заключительные занятия по изучению литературного произведения, их значение и место в системе занятий по анализу художественного текста. Формирование общего взгляда на произведение как основная задача заключительных занятий.
21. Лирика как особый род литературы. Изучение лирических произведений в школе.
22. Характер изучения лирики в средних классах. Воспитание культуры чтения и слушания стихов при изучении лирики. Декламация на уроке литературы.
23. Анализ лирического произведения в старших классах. Использование произведений других видов искусства при изучении лирики.
24. Осмысление образа автора и лирического героя, зависимость характера разбора стихотворения от его жанра и интонационно-ритмического строя.
25. Изучение лиро-эпических жанров в школе (баллада, поэма).
26. Необходимость вовлечения учеников в процесс активного сопереживания и сотворчества как важнейшее условие работы над лирикой.
27. Эпические жанры, предлагаемые для школьного изучения. Особенность их восприятия и изучения.
28. Способы выявления авторской позиции и авторского мировоззрения в процессе изучения эпического произведения.
29. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле целостной концепции эпического произведения.
30. Произведения большой эпической формы, трудности их прочтения и анализа. Организация уроков по изучению романа.
31. Специфика художественной природы драмы. Основные этапы изучения произведения.
32. Трудности при изучении драмы и пути их преодоления. Использование сценической истории спектакля, наглядности и мультимедийных средств на уроке.
33. Специфические приемы работы над драмой: чтение по ролям; разработка мизансцен и режиссерских комментариев; работа над ремарками; создание воображаемых декораций и др.
34. Методика изучения литературы как неотъемлемой части историко-культурного процесса в старших классах. Различные типы обзорных тем.
35. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении обзорных тем.
36. Произведения зарубежной литературы в школьных программах (на примере 2-3 программ). Принципы отбора авторов и произведений.
37. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Принцип подбора и логика введения в школьные программы литературоведческих терминов (на примере 1-2 программ). Последовательность формирования теоретико-литературных знаний у учащихся.
38. Вопросы теории литературы, формирующие мировоззренческие взгляды учащихся старших классов.
39. Литературно-критические статьи в школьных программах (на примере 1-2 программ). Характер их подбора. Методика изучения.
40. Методика работы над критической статьей как специфическим литературным жанром.
41. Межпредметные связи на уроках литературы.
42. Наглядность на уроках литературы. Ее роль в формировании образного видения учащихся. Возможности и приемы включения мульмедийных средств в урок литературы.
43. Особая роль и педагогическое значение оценки по литературе. Сложность ее критериев в связи со специфичностью предмета и неравномерностью литературного развития школьников.
44. Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Психолого-педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию речи.
45. Развитие письменной речи школьников. Роль и место сочинения в системе школьного курса литературы. Возможные типы классификации сочинений. Обучение школьников написанию сочинения на уроке литературы.
46. Выразительное чтение – важнейшая форма обогащения речи школьников.
47. Взаимосвязь речевого развития учащихся со всем комплексом учебной работы по литературе. Лексико-фразеологическая работа на уроках литературы.
48. Взаимосвязь литературы с другими видами искусства. Музыка и живопись на уроках литературы.
49. Библейские сюжеты и образы на уроках литературы.
50. Кабинет литературы в школе: оборудование, роль и функция в учебном процессе.
51. Факультативные занятия по литературе. Своеобразие методики. Взаимосвязь уроков, факультативных занятий и внеклассной работы по предмету.
52. Внеклассная работа по литературе. Ее значение в литературном обучении и развитии учащихся. Виды и формы внеклассной работы.
53. Внешкольная работа по литературе, ее значение для нравственного воспитания школьников.
54. Актуальные проблемы теории и методики обучения литературе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.