Часов
Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий, отраженная
в учебном плане
Часов
СРС по учебному плану,
Часов
Виды текущего контроля
5.2. Виды занятий и их содержание:
5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий
Часть 1 (4 семестр)
Лекционное занятие № 1
Тема:Методика обучения литературе как научная дисциплина.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Предмет методики обучения литературе – исследование закономерностей процесса обучения литературе в образовательном учреждении.
2). Основные методы исследования в области методики обучения литературе.
3). Взаимосвязь методики литературы со смежными науками.
Лекционное занятие № 2
Тема:Литература как учебный предмет в образовательном учреждении.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Своеобразие литературы как учебного предмета.
2). Цель литературного образования.
3). Построение программ по литературе.
4). Программы по литературе, созданные в соответствии с новыми ФГОС.
Лекционное занятие № 3
Тема:Основные этапы развития методики преподавания литературы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Предтечи методической науки. Первые руководства по чтению текста.
2). М.В. Ломоносов как основоположник методического учения.
3). Методические системы, представленные в трудах В.П. Острогорского, В.Я. Стоюнина, В.П. Шереметевского, Г.И. Беленького, В.Ф. Саводника, В.В. Данилова и других.
4). Развитие методической науки в советское время.
5). Современный этап в развитии методики, методисты-составители программ по литературе.
Лекционное занятие № 4
Тема:Совершенствование программ и учебно-методического комплекса.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Урок литературы, требования к уроку.
2). Урок литературы на современном этапе.
3). Программы по литературе в рамках школьного процесса.
4). Учебно-методический комплекс, его составляющие.
5). Авторизация программ.
Лекционное занятие № 5
Тема:Анализ школьных программ по литературе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Школьные программы по литературе различных редакций.
2). Составители и авторы программ: В.Г. Маранцман, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, Ю.В. Лебедев, В.Ф. Чертов и другие.
3). Программа по зарубежной литературе под редакцией Н.П. Михальской.
4). Авторы-составители программ, соответствующих новым ФГОС: В.Я. Коровина, Р.Н., Е.В. Бунеевы, И.Н. Сухих, Б.А. Ланин, их отличительные особенности.
5). Построение программ, основные принципы построения.
6). Содержание программ.
7). Программа и Государственный стандарт образования. Новый ФГОС.
Лекционное занятие № 6
Тема:Содержание курса литературы в школе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Разделы, составляющие содержание литературного школьного курса.
2). Курсы литературы основной, углубленный, факультативный.
3). Федеральный и региональный компонент литературного образования.
4). Внеклассные и внешкольные занятия.
Лекционное занятие № 7
Тема:Формирование дидактической цели урока литературы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Понятие целевого компонента.
2). Развивающие, обучающие, воспитывающие цели.
3). Цель отдельного урока (темы), макротемы, ступени обучения, литературного образования в целом.
4). Взаимосвязанность тем.
5). Зависимость содержания урока от поставленной цели.
6). Цели и задачи на уроке.
7). Специфика постановки цели в соответствии и с новыми ФГОС.
Лекционное занятие № 8
Тема:Общедидактические и специфические принципы, формы, методы и приемы обучения литературе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Различные принципы классификации методов.
2). Общедидактические методы и методы обучения литературе.
3). Взаимосвязь методов обучения.
4). Выбор методов и приемов обучения на занятиях по литературе.
Часть 2 (5 семестр)
Лекционное занятие № 1
Тема:Методика составления технологической карты урока.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Структура технологической карты.
2). Отражение основных элементов процесса обучения.
3). Деятельность учащихся.
4). УУД и результаты (личностные, предметные, метапредметные), получаемые при работе над темой.
5). Тип и подтип урока.
Лекционное занятие № 2
Тема:Формирование КТП с учетом требований новых ФГОС.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Структура КТП в соответствии с традиционным стандартов. Обязательные и факультативные составляющие таблицы.
2). Структура КТП в соответствии с новыми ФГОС.
3). Отражение достигаемых результатов с КТП.
4). Проектная деятельность и ее отражение в КТП.
Лекционное занятие № 3
Тема:Этапы изучения литературного произведения в школе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Вступительные занятия.
2). Разбор произведения.
3). Ступени анализа произведения.
4). Заключительные занятия.
Лекционное занятие № 4
Тема:Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Своеобразие школьного анализа литературного произведения.
2). Цели и задачи школьного анализа. Его сходство и отличие от литературоведческого анализа.
3). Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе.
Лекционное занятие № 5
Тема:Заключительные занятия по изучению литературных произведений.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Итоговый характер занятий.
2). Воссоздание целостности восприятия текста, «собирание» произведения.
3). Характер и система вопросов на заключительном занятии.
Лекционное занятие № 6
Тема:Изучение эпических произведений.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Пути анализа эпического произведения.
2). Сложности в анализе больших эпических форм.
3). Проблемные задания учащимся.
4). Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий ученикам.
5). Диалоги, круглый стол, «деловые игры» в классе.
Часть 2 (6 семестр)
Лекционное занятие № 1
Тема:Особенность изучения лирики в школе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Развитие творческого воображения школьников.
2). Особенность восприятия лирики учащимися разных классов.
3). Анализ стихотворения на уроке литературы.
4). Место и роль обучения выразительному чтению на уроках литературы.
5). Обогащение эмоционального мира учащихся.
Лекционное занятие № 2
Тема:Изучение драмы на уроках литературы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Двуединство художественной природы драмы.
2). Сложность изучения драматического произведения на уроке литературы.
3). Специфические приемы работы над драмой.
4). Воспитание ученика как читателя пьесы и как зрителя спектакля.
Лекционное занятие № 3
Тема:Этапы изучения монографической темы в старших классах.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Содержание монографических тем.
2). Изучение биографии и творческого пути писателя.
3). Отбор материала.
4). Активизация деятельности школьников.
5). Использование мультимедийных средств обучения и наглядных пособий.
Лекционное занятие № 4
Тема:Методика изучения обзорных тем на уроке литературы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Методика изучения систематического курса литературы в старших классах.
2). Роль обзорных тем в системе историко-литературного курса в старших классах.
3). Структура темы и методика работы над ней.
4). Организация деятельности учащихся.
5). Использование мультимедийных средств обучения и наглядных пособий.
Часть (7 семестр)
Лекционное занятие № 1
Тема:Формирование теоретико-литературных понятий.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Важность знакомства учащихся с теоретико-литературными понятиями.
2). Основные этапы работы над теоретико-литературными понятиями в школе.
3). Система и системность изучения теории литературы в школе.
Лекционное занятие № 2
Тема:Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Задачи и содержание изучения.
2). Подбор статей для школьного изучения, принцип подбора.
3). Методика работы над литературно-критической статьей.
Лекционное занятие № 3
Тема:Библия как историко-литературный памятник на уроках литературы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Структура и содержание Библии как историко-литературного памятника.
2). Библейские и евангельские сюжеты и образы в русской литературе.
3). Методика обращение к библейскому и евангельскому тексту на уроках литературы.
Лекционное занятие № 4
Тема:Внеклассная и внешкольная работа по литературе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Межпредметные связи на уроках литературы.
2). Связь внеклассной и внешкольной работы с основным курсом.
3). Факультативные занятия.
4). Литературно-краеведческая работа.
5). Кабинет литературы в школе.
Лекционное занятие № 5
Тема:Проектная деятельность на уроке литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Понятие проектной деятельности.
2). Классификации проектов.
3). Продолжительность проекта.
4). Содержание проекта.
5). Пути реализации проекта.
6). Индивидуальный подход к учащемуся при подготовке и реализации проекта.
Лекционное занятие № 6
Тема:Нравственное воспитание на уроках литературы.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Проблема нравственного воспитания учащихся.
2). Пути и приемы решения проблемы нравственного воспитания на уроке литературы.
3). Роль учителя литературы в процессе развития духовно-нравственного потенциала школьника.
4). Направления духовно-нравственного воспитания средствами литературы.
Лекционное занятие № 7
Тема:Актуальные проблемы обучения литературе на современном этапе.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Изменение целей и задач обучения литературе на современном этапе.
2). Изменение условий преподавания литературы.
3). Сложность работы учителя по формированию гармонично развитой личности в условиях современного общества.
4).Обращение к духовному потенциалу отечественной и зарубежной классики на уроке литературы и в процессе внеклассной и внешкольной работы по предмету.
5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий
Ч асть 3 (7 семестр)
Практическое занятие № 1
Тема:Разработка путей освоения школьниками теоретико-литературных понятий
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Теоретико-литературные понятия, изучаемые в школе на разных ступенях
литературного образования.
2) Методика изучения теории литературы в школе.
3) Система и системность в изучении теоретико-литературных понятий.
4) Понятия, вводимые в старших классах.
5) Нравственное воспитание учащихся при изучении теории литературы.
6) Приемы использования знаний по теории литературы при анализе произведения.
Практическое занятие № 2
Тема:Изучение литературной критики
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Каковы образовательные и воспитательные задачи изучения литературно-критических статей?
2) Каковы цели составления плана, написания конспекта и тезисов критической статьи?
3) Какова логика включения в программу школьного изучения литературы литературно-критических статей?
4) Каков необходимый минимум сведений о жизни и творчестве критика, которые необходимо предложить детям при изучении критической статьи?
Практическое занятие № 3
Тема:Евангельские мотивы в художественном тексте
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Евангельские мотивы в отечественной словесности.
2) Пути и приемы обращения к евангельским образам.
3) Работа с художественным текстом, содержащим евангельские аллюзии и реминисценции.
4) Сопоставление текста художественного произведения с текстом Евангелия как методическим прием, направленный на постижение авторской идеи.
Практическое занятие № 4
Тема:Формы и методы внеклассной и внешкольной работы по литературе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) В чем проявляется взаимодействие уроков, факультативных занятий и внеклассной работы по литературе?
2) Перечислите виды и формы внеклассной работы по литературе.
3) Какова роль литературного краеведения в преподавании литературы?
4) Укажите формы внешкольной работы по предмету. В чем заключается ее специфика?
5) Охарактеризуете значимость внеклассной работы для повышения интереса к предмету.
Практическое занятие № 5
Тема:Проектная деятельность на уроке литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Понятие проектной деятельности.
2). Классификации проектов.
3). Продолжительность проекта.
4). Содержание проекта.
5). Пути реализации проекта.
6). Индивидуальный подход к учащемуся при подготовке и реализации проекта.
Практическое занятие № 6
Тема:Нравственное воспитание на уроках литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1).В чем особенность школьных уроков по литературе в отличие от других предметов?
2).Определите содержание воспитательного компонента уроков по литературе.
3).Что обусловливает эффективность воспитания уроков по литературе?
Практическое занятие № 6
Тема:Актуальные проблемы обучения литературе на современном этапе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Разграничьте проблемы, обусловливающие реализацию литературного образования, по сферам.
2) Охарактеризуйте социальные проблемы.
3) Дайте оценку методическим проблемам и путям их купирования.
4) Определить значимость идеологических проблем.
ЗФО
Семестр
Практическое занятие № 1
Тема:Совершенствование программ и учебно-методического комплекса
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Характеристика школьных программ по литературе (структура программы, понятие УМК, авторский подход, логика курса, принцип преемственности, принцип построения, хронологический принцип, концентрический принцип, монографические и обзорные темы, уровень литературного образования).
2) Охарактеризовать программу под редакцией В.Г. Маранцмана, выявить особенность ее структуры и содержания.
3) Оценить подбор и порядок изучения русской литературы в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
4) Охарактеризовать специфику содержания программы по литературе Ю.В. Лебедева.
5) Дать оценку программам, составленным в соответствии с новыми ФГОС (В.Я. Коровина, Р.Н., Е.В. Бунеевы, И.Н. Сухих).
6) Сопоставить содержания отдельных монографических и обзорных тем в разных программах.
7) Оценить объем и характер подбора произведений отечественной литературы в программах, тематические подборы.
8) Оценить объем и характер подбора произведений зарубежной литературы в программах.
9) Проанализировать указанные программы, выбрать макротему – 3-4 часа в средних классах, 7-10 часов в старших классах, составить фрагмент КТП по образцу:
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Теория литературы | Развитие речи | Повторение | Словарная работа | Корр. |
10) | 11) |
Практическое занятие № 2
Тема:Анализ школьных программ по литературе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Анализ школьных программ по литературе (структура программы, понятие УМК, авторский подход, логика курса, принцип преемственности, принцип построения, хронологический принцип, концентрический принцип, монографические и обзорные темы, уровень литературного образования, особенности новых ФГОС).
2) Охарактеризовать программу под редакцией В.Я. Коровиной, соответствующей новым ФГОС, сопоставить с программой этого автора предшествующего периода.
3) Охарактеризовать программу под редакцией Р.Н., Е.В. Бунеевых, соответствующей новым ФГОС
4) Охарактеризовать программу под редакцией И.Н. Сухих, соответствующей новым ФГОС.
5) Рассмотреть, опираясь на содержание программ, пути формирования метапредметных, предметных, личностных качеству учащегося.
Семестр
Практическое занятие № 1
Тема:Построение конспекта урока по изучению лирического произведения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Построение конспекта урока по изучению лирического произведения: методика обучения, методы, принципы и приемы, лирика, выразительное чтение.
2) Обозначить, в чем отличие конспекта урока в соответствии с новыми ФГОС?
3) Указать пути анализа произведения могут быть использованы на уроке?
4) Указать методы и приемы анализа лирического произведения?
5) Выявить суть проблемы выразительного чтения и пути ее решения?
6) Исследовать возможности использования мультимедийных средств на уроке изучения лирики?
Практическое занятие № 2
Тема:Анализ драматических произведений
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Анализ драматических произведений: методика обучения, методы, принципы и приемы, организация, драматические произведения, постановка на сцене, сложность выявления авторской позиции.
2) Охарактеризовать двуединство художественной природы драмы.
3) Обозначить, в чем сложность изучения драматического произведения на уроке литературы.
4) Рассмотреть специфические приемы работы над драмой.
Семестр
Практическое занятие № 1
Тема:Разработка путей освоения школьниками теоретико-литературных понятий
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Пути освоения школьниками теоретико-литературных понятий: методика обучения, методы, принципы и приемы, теория литературы, системность.
2) Обосновать важность знакомства учащихся с теоретико-литературными понятиями.
3) Обозначить основные этапы работы над теоретико-литературными понятиями в школе.
4) Обозначить принципы системы и системности изучения теории литературы в школе.
5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий
Ч асть 1 (4 семестр)
Лабораторное занятие № 1
Тема:Совершенствование программ и учебно-методического комплекса
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
12) Характеристика школьных программ по литературе (структура программы, понятие УМК, авторский подход, логика курса, принцип преемственности, принцип построения, хронологический принцип, концентрический принцип, монографические и обзорные темы, уровень литературного образования).
13) Охарактеризовать программу под редакцией В.Г. Маранцмана, выявить особенность ее структуры и содержания.
14) Оценить подбор и порядок изучения русской литературы в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
15) Охарактеризовать специфику содержания программы по литературе Ю.В. Лебедева.
16) Дать оценку программам, составленным в соответствии с новыми ФГОС (В.Я. Коровина, Р.Н., Е.В. Бунеевы, И.Н. Сухих).
17) Сопоставить содержания отдельных монографических и обзорных тем в разных программах.
18) Оценить объем и характер подбора произведений отечественной литературы в программах, тематические подборы.
19) Оценить объем и характер подбора произведений зарубежной литературы в программах.
20) Проанализировать указанные программы, выбрать макротему – 3-4 часа в средних классах, 7-10 часов в старших классах, составить фрагмент КТП по образцу:
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Теория литературы | Развитие речи | Повторение | Словарная работа | Корр. |
21) | 22) |
Лабораторное занятие № 2
Тема:Анализ школьных программ по литературе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
6) Анализ школьных программ по литературе (структура программы, понятие УМК, авторский подход, логика курса, принцип преемственности, принцип построения, хронологический принцип, концентрический принцип, монографические и обзорные темы, уровень литературного образования, особенности новых ФГОС).
7) Охарактеризовать программу под редакцией В.Я. Коровиной, соответствующей новым ФГОС, сопоставить с программой этого автора предшествующего периода.
8) Охарактеризовать программу под редакцией Р.Н., Е.В. Бунеевых, соответствующей новым ФГОС
9) Охарактеризовать программу под редакцией И.Н. Сухих, соответствующей новым ФГОС.
10) Рассмотреть, опираясь на содержание программ, пути формирования метапредметных, предметных, личностных качеству учащегося.
Лабораторное занятие № 3
Тема:Содержание курса литературы в школе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Исследование школьного курса по литературе: структура предмет, урок, курс литературы основной, курс литературы углубленный, курс литературы факультативный, федеральный компонент, региональный компонент литературного образования, внеклассные и внешкольные занятия, особенности новых ФГОС.
2) Обозначить содержание школьного курса литературы.
3) Охарактеризовать основной курс литературы.
4) Охарактеризовать углубленный курс литературы.
5) Охарактеризовать факультативный курс литературы.
6) Дать понятие содержания и разновидности внеклассных занятий по предмету.
7) Дать понятие содержания и разновидности внешкольных занятий по предмету.
Лабораторное занятие № 4
Тема:Формирование дидактической цели урока литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Формирование дидактической цели урока по литературе: цель, задачи урока, оформление, методы, приемы, средства обучения, достигнутость и достижимость цели, критерии оценки цели урока особенности новых ФГОС.
2) Дать понятие урока литературы.
3) Дать понятие целевого компонента.
4) Охарактеризовать составляющие целевого компонента.
5) Обосновать соотнесение целевого компонента с содержанием урока.
Лабораторное занятие № 5
Тема:Системный анализ урока литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Анализ урока по литературе: урок, анализ урока, компоненты анализа, деятельность, виды деятельности, достигнутость и достижимость цели, критерии оценки цели урока, особенности новых ФГОС.
2) Обозначить основные требования к современному уроку литературы.
3) Обозначить необходимые критерии оценки деятельности учителя на уроке литературы.
4) Обозначить необходимые критерии оценки деятельности учащихся на уроке литературы.
Лабораторное занятие № 6
Тема:Проверка, учет и оценка знаний учащихся по литературе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Проверка, учет и оценка знаний учащихся по литературе: оценка, уровень знаний, дифференцированная оценка, принципы выставления оценок по предмету, устный ответ, письменный ответ, итоговая оценка, оценивание знаний, УУД, сформированность.
2) Охарактеризовать специфику оценки по литературе.
3) Обозначить критерии оценивания устного и письменного ответа по литературе.
4) Обозначить сущность дифференцирования оценок.
5) Обозначить принципы выставления итоговых оценок по предмету.
Лабораторное занятие № 7
Тема:Организация самостоятельной работы учащихся на уроке литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Организации самостоятельной работы учащихся на уроке литературы: групповая работа, индивидуальная работа, задания, система заданий, индивидуальный маршрут.
2) Охарактеризовать значимость самостоятельной работы учащихся на уроке литературе.
3) Охарактеризовать задания для организации самостоятельной работы учеников.
4) Охарактеризовать задания для групповой и индивидуальной работы.
5) Обозначить критерии выстраивания образовательного маршрута.
Лабораторное занятие № 8
Тема:Формы, методы и приемы обучения, используемые на уроке литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Формы, методы и приемы обучения, используемые на уроке литературы: индивидуальный подход, обусловленность темой, задачи.
2) Охарактеризовать формы, методы и приемы обучения, используемые на уроке литературы.
3) Обозначить критерии выбора форм, методов и приемов обучения.
Часть 2 (5 семестр)
Лабораторное занятие № 1
Тема:Составление фрагмента КТП с учетом новых ФГОС
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) КТП по литературе с учетом новых ФГОС: деятельность учителя, деятельность учащихся, вид и подвиды урока, метапредметные, предметные, личностные результаты.
2) Охарактеризовать КТП по литературе, составленное с учетом новых ФГОС.
3) Обосновать подбор граф КТП.
4) Соотнести КТП с содержанием программ по литературе.
Лабораторное занятие № 2
Тема:Составление технологической картыурока
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Составление технологической карты урока по литературе: деятельность учителя, деятельность учащихся, этапы урока, виды и подвиды урока.
2) Охарактеризовать отличие технологической карты от конспекта урока.
3) Оценить взаимоотношение материала урока и содержания технологической карты.
4) Обозначить необходимое содержание технологической карты урока.
Лабораторное занятие № 3
Тема:Чтение художественных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Чтение художественных произведений школьниками: индивидуальный подход, методика обучения, методические принципы, приемы и методы, методические направления и школы, чтение, свернутый анализ, осмысление.
2) В чем заключается проблема организации чтения?
3) Какие виды чтения на уроке предлагаются методистами?
4) Как организовать процесс чтения в классе (среднее звено, старшее звено)?
Лабораторное занятие № 4
Тема:Организация преподавания литературы в школе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Организация преподавания литературы в школе: методика обучения, методы, принципы и приемы, организация, формы работы.
2) Обозначить пути и принципы организации преподавания литературы в школе.
3) Обозначить структуру организации преподавания литературы в школе.
4) Дать оценку структурным элементам школьного преподавания литературы.
Лабораторное занятие № 5
Тема:Анализ эпических произведений
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Методика анализа эпических произведений в школе: методика обучения, методы, принципы и приемы, организация, эпические произведения.
2) Обозначить специфику эпоса как рода литературы.
3) Назвать эпические жанры, которые изучаются в школе.
4) Выявить, в чем заключается своеобразие их восприятия и изучения?
5) Назвать наиболее эффективные приемы анализа эпического произведения.
6) Обозначить пути эстетического воспитания учащихся в процессе анализа эпических произведений.
7) Назвать пути анализа эпического произведения.
8) Сформулировать проблемные задания учащимся
9) Осмыслить, в чем сложность изучения в школе крупных по объему эпических произведений?
10) Назвать пути изучения объемных эпических произведений, которые наиболее целесообразны?
Часть 2 (6 семестр)
Лабораторное занятие № 1
Тема:Построение конспекта урока по изучению лирического произведения
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
7) Построение конспекта урока по изучению лирического произведения: методика обучения, методы, принципы и приемы, лирика, выразительное чтение.
8) Обозначить, в чем отличие конспекта урока в соответствии с новыми ФГОС?
9) Указать пути анализа произведения могут быть использованы на уроке?
10) Указать методы и приемы анализа лирического произведения?
11) Выявить суть проблемы выразительного чтения и пути ее решения?
12) Исследовать возможности использования мультимедийных средств на уроке изучения лирики?
Лабораторное занятие № 2
Тема:Анализ драматических произведений
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
5) Анализ драматических произведений: методика обучения, методы, принципы и приемы, организация, драматические произведения, постановка на сцене, сложность выявления авторской позиции.
6) Охарактеризовать двуединство художественной природы драмы.
7) Обозначить, в чем сложность изучения драматического произведения на уроке литературы.
8) Рассмотреть специфические приемы работы над драмой.
Лабораторное занятие № 3
Тема:Изучение монографической темы в старших классах
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Изучение монографической темы в старших классах: методика обучения, методы, методические принципы и приемы, монографическая тема, урок-биография, подбор материала.
2) Обозначить пути изучения монографической темы в старших классах.
3) Охарактеризовать методы и приемы построения урока по изучению биографии писателя.
4) Указать отличительные особенности урока по изучению монографической темы.
Лабораторное занятие № 4
Тема:Изучение обзорных тем в старших классах
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Изучение обзорных тем в старших классах: методика обучения, методы, принципы и приемы, обзорные темы, содержание обзорных тем, специфика обзорных тем.
2) Рассмотреть методику изучения систематического курса литературы в старших классах.
3) Охарактеризовать роль обзорных тем в системе историко-литературного курса в старших классах.
4) Охарактеризовать структуру темы и методику работы над ней.
5) Обозначить пути и приемы организации деятельности учащихся на уроке.
6) Рассмотреть пути использования мультимедийных средств обучения и наглядных пособий.
Часть 3 (7 семестр)
Лабораторное занятие № 1
Тема:Разработка путей освоения школьниками теоретико-литературных понятий
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
5) Пути освоения школьниками теоретико-литературных понятий: методика обучения, методы, принципы и приемы, теория литературы, системность.
6) Обосновать важность знакомства учащихся с теоретико-литературными понятиями.
7) Обозначить основные этапы работы над теоретико-литературными понятиями в школе.
8) Обозначить принципы системы и системности изучения теории литературы в школе.
Лабораторное занятие № 2
Тема:Изучение литературно-критических статей
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Изучение литературно-критических статей: методика обучения, методы, принципы и приемы, традиции, новаторство, персоналии, литературная критика.
2) Обозначить задачи изучения литературно-критических статей.
3) Охарактеризовать содержания изучения литературно-критических статей.
4) Охарактеризовать подбор статей для школьного изучения, принцип подбора.
5) Обозначить методику работы над литературно-критической статьей.
Лабораторное занятие № 3
Тема:Библия на уроках литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Библейский текст на уроке литературы: методика знакомства, введение в школьное изучение литературы, наличие в программе.
2) Рассмотреть пути обращения к библейскому тексту при изучении литературного произведения.
3) Охарактеризовать характер работы с художественным текстом, содержащим евангельские и библейские аллюзии.
4) Оценить значимость темы при составлении метода проекта.
Лабораторное занятие № 5
Тема:Разработка внеклассного мероприятия по предмету
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Разработка внеклассного мероприятия по литературе: внеклассная и внешкольная работа, целеполагание, воспитательный компонент.
2) Рассмотреть методику разработки конспекта внеклассного мероприятия.
3) Охарактеризовать пути построения целеполагания.
4) Охарактеризовать воспитательную направленность мероприятия.
5) Охарактеризовать соотнесенность внеклассной работы с проектной деятельностью.
Лабораторное занятие № 6
Тема:Проектная деятельность на уроке литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1). Понятие проектной деятельности.
2). Классификации проектов.
3). Продолжительность проекта.
4). Содержание проекта.
5). Пути реализации проекта.
6). Индивидуальный подход к учащемуся при подготовке и реализации проекта.
Лабораторное занятие № 7
Тема:Нравственное воспитание на уроках литературы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Нравственное воспитание учащихся на уроке литературе: духовный компонент литературного образования, цели и задачи литературного образования, проблемные вопросы, риторические вопросы в построении конспекта по литературе.
2) Рассмотреть цели и задачи нравственного воспитания учащихся на уроке литературы.
3) Охарактеризовать пути нравственного воспитания учащихся в процессе изучения литературы.
4) Охарактеризовать приемы освещения проблематики духовности на уроке литературы.
Лабораторное занятие № 8
Тема:Актуальные проблемы обучения литературе на современном этапе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Актуальные проблемы современного изучения литературы: место литературы в системе школьного преподавания как учебного предмета, проблема чтения, социальные проблемы, неоднозначность Интернет-влияния, трансформация программ.
2) Охарактеризовать актуальные проблемы современного преподавания литературы.
3) Разграничить влияние различных факторов на процесс преподавания литературы.
4) Рассмотреть пути преодоления отрицательных факторов, влияющих на процесс преподавания литературы.
5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
1. Метапредметный подход к преподаванию литературы в условиях новых ФГОС в средних классах.
2. Метапредметный подход к преподаванию литературы в условиях новых ФГОС в старших классах.
3. Составление и заполнение технологической карты урока в соответствии с новыми ФГОС.
4. Проектная деятельность и ее методическое обоснование в условиях новых ФГОС.
5. Проектная деятельность в средних классах (в соответствии с новыми ФГОС).
6. Проектная деятельность в старших классах (в соответствии с новыми ФГОС).
7. Понятие личностных результатов в рамках требований новых ФГОС.
8. Понятие предметных результатов в рамках требований новых ФГОС.
9. Формирование метапредметных умений на уроке литературы.
10. Понятие проектной деятельности и создание проекта на литературном материале.
11. Понятие проектной деятельности и создание проекта на историко-культурном материале.
12. Проектная деятельность, связанная с изучением жизни и творчества писателя.
13. Проектная деятельность, связанная с изучением теоретико-литературных понятий.
14. Групповая и самостоятельная работа учащихся в рамках проектной деятельности.
15. Формирование индивидуального маршрута при изучении литературы в средних классах.
16. Формирование индивидуального маршрута при изучении литературы в старших классах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.