1. Принципы средневековой традиции познания: авторитет, предание (схоластическая традиция); ритуал (герметическая традиция); личный опыт (эмпирическая традиция).
Проблемы схоластической традиции: соотношение вещей и общих понятий; отношение знания и веры.
Принципы герметической традиции: взаимосвязь всего со всем; неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения; тождество, взаимопревращение макрокосма и микрокосма; биологизация мира; безграничные возможности влияния на события посюстороннего мира со стороны не только Бога, но и некоторых избранных людей; убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое; сущность вещи усматривалась в ее производстве, как сущность земного мира в его творении Богом; познать вещь означало прежде всего ее создать.
Философское обоснование опытно-эмпирической традиции: постулирование в качестве единственной реальности единичные, индивидуальные вещи; признание чувственного познания в качестве верного пути к истине; познание природы должно трактоваться как субъективно-психологическая деятельность («чувственная интуиция»)
Положения средневековой механистической картины мира: допущение существования пустоты, пронизанной божественностью; бесконечность природы; возникает представление о бесконечном прямолинейном движении как следствие образа бесконечного пространства; возникновение идеи о возможности существования бесконечно большого тела.
Положения идеи алхимиков о первоматерии: первичная материя хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, все минералы и металлы; порожденные первоматерией тела уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга; между первоматерией и отдельными порожденными ею материальными телами есть два промежуточных «звена»; первое звено — всеобщие качественные начала — мужское («сера») и женское («ртуть» или «меркурий»); второе звено — это состояния первоэлементов: земля (твердое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
2. Теория «двух истин» содержит положения: как наука (философия), так и религия (теология) размышляют прежде всего о Боге; Бог – первая и высшая причина всего существующего и познаваемого; более совершенный способ познания дает наука (и философия), опирающаяся на логику и доказательства; религия (и теология) дает образное, чувственное познание, представление Бога, содержащее множество логических противоречий.
3. Положения антропоцентризма: человек - не только природное существо, но творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ; человек подобен Богу, т.к. он сам свой собственный творец и владыка природы; символическое значение получает фигура художника - в ней наиболее адекватно выражается идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.
Положения идеи гелеоцентризма: Земля не центр мира, она — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам; совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба; движение - естественное свойство небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики.
4. Черты натурфилософии эпохи возрождения: принцип единства микро- и макрокосма, позволяющий непротиворечиво вписать человека в природное целое; дедуктивизм натурфилософских концепций природного целого, в контексте которого любые отклонения от унифицированной нормы рассматривались как нарушения природного закона и преступление перед универсальной гармонией; умозрительный объективизм в истолковании природы, вытекающий из презумпции самодостаточности природного мира, органично обнимающего практически все сферы бытия, включая и человека как часть природного целого; гилозоизм, предполагающий рассмотрение природы в качестве живого саморазвивающегося организма, и отказ от каких бы то ни было форм гилеморфизма ; своего рода романтизм натурфилософской трактовки природы, основанный на ее аксиологической идеализации, т.е. видение природы как не просто упорядоченного целого, но как воплощения всеохватной гармонии; пантеистическая интерпретация природы, равно позволяющие видеть в ней целостное единство, развивающееся по имманентным законам.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы черты научного и философского мировоззрения в Средние века?
2. Какое отношение к научному знанию было в Европе в Средние века?
3. Каковы научные достижения средневекового арабского Востока?
4. Что такое концепция двойственной истины?
5. Как поменялось мировоззрение в эпоху Возрождения?
6. Какие научные открытия были совершены в эпоху Возрождения?
Тексты для анализа
Вопросы и задания к текстам
1. Как соотносил философское знание с религиозным мировоззрением Фома Аквинский?
2. Определите сходства и различия в отношении к научному знанию в средние века на Западе и Востоке.
3. Дайте оценку идеи гелиоцентризма, которую она имеет в плане становления научного знания.
4. Каково было отношение в эпоху Возрождения к понятию «природа»?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.