1. Шаги от мифа к логосу: отказ от логики мифа (установление универсального детерминизма); разделение субъекта и объекта в процессе познания (замена духовно-личностного отношения к действительности объективно-субстанциональным).
Демократические принципы греческого полиса: секуляризация общественной жизни (выход ее из-под власти мистических представлений); потребность в развитии искусства убеждения и аргументации; трактовка истины как результата рационального доказательства; примат умственного труда над физическим.
Специфика способа воспроизводства субъекта знания в греческой науке: Логическая обоснованность знания, самостоятельность, свобода и критичность суждения.
Формы познавательной деятельности античной науки: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация.
Периодизация античной науки: натурфилософский период ранней греческой науки; эллинистический период дифференциации греческой науки; период роста иррационализма в греческой науке и философии.
2. Положения космоцентризма античного мировоззрения: мир - это упорядоченный Космос, его порядок тождественен порядку внутри человеческого разума; упорядоченность Космоса является следствием существования всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью; Космос доступен непосредственному восприятию человека.
Учение Фалеса - вода вечная, бесконечная, движущаяся, вещественная первооснова, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь.
Учение Анаксимена - материальным первоначалом всего сущего является воздух, различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ.
Учение Гераклита Эфесского - в основе всего существующего лежит огонь, он же представляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса.
Учение Эмпедокла - элементами материи («корнями всего сущего») являются четыре первовещества – земля, вода, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания).
Основные тезисы Элейской школы: бытие есть, а небытия нет; бытие не возникает и не исчезает; бытие неподвижно и неизменно; бытие — это замкнутый шар (сфера); знания о бытии мы получаем с помощью разума.
3. Правила общежития и поведения в пифагорейской школе: самоуглубление; таинственность учения; аскетический образ жизни; научное творчество.
Два направления пифогорейской школы: «акусматики» - желали придерживаться в союзе орфического духа и примыкали к его мистическим и сакральным направлениям; «математики», не нарушая связей и веры акусматиков, желали, однако, быть прежде всего людьми науки и в этой сфере деятельности служить союзу.
Принципы школы пифагорейцев: теория числа, понятого как начало мира; убеждение в гармоничности мира; единство математики и философии; числа имеют статус самостоятельного предмета исследования; обретение философией нового поворота мысли к чистому и совершенному идеальному.
Идея космоса как порядка: если мир подобен числу, а число есть порядок (согласование предельных элементов с беспредельными), то все - это порядок.
4. Родоначальники идей атомизма: Левкипп, Демокрит.
Идейная установка атомистов: атомарность материи; гармония чувственного и рационального познания; детерменизм.
Атомы: материальны, неделимы; интеллигибельны (умозримы); обладают исключительно количественными характеристиками, по которым они отличаются друг от друга (форма, порядок, положение); бесконечны по количеству; вечны; постоянно находятся в движении.
Атомизм содержит принципы: разнокачественности (множественности) в бытии; единства бытия; существования небытия (пустоты); движения в бытии; вечности бытия.
Роль атомистов в философии: создана рационально-эмпирическая программа в рамках теории причинности; создана первая в науке теория атомов; сформулирована теория субъективности чувственных качеств; создана полная во всей античности система материалистической философии.
5. Бытие по Аристотелю обладает рядом причин: материальной (любая вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима); формальной (каждая вещь чем-то отличается от другой вещи, имеет свою сущность, свое качество); действующей (указывает на того, кто изготовил эту вещь или благодаря чему она появилась); финальной (к чему стремится этот предмет, какова цель его существования, каков, для примера, смысл жизни человека).
Понятийный язык науки по Аристотелю выражается во всеобщих понятиях: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой.
Аристотель выделяет формы движения: изменение в субстанции (возникновение или разрушение); изменение в качестве (превращение); изменение в количестве (возрастание или убывание); изменение по месту (перемещение).
Познание по Аристотелю: начинается с чувственного восприятия; вторая ступень - ступень опыта; следующая ступень восхождения к знанию - ступень «искусства» (технэ).
Черты научного познания по Аристотелю: доказательность - всеобщность и необходимость; способность объяснения; сочетание единства со степенями подчинения.
Задача научного знания заключается по Аристотелю: фиксирование некоего обстоятельства, или факта; выяснение причины; исследование сущности факта; исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.
Логика согласно Аристотелю должна: формулировать основные законы мышления; определять, что есть истина и что есть ложь; давать определение суждению и устанавливать виды суждений, определять силлогизм, устанавливать фигуры силлогизма и их модусы, исследовать виды доказательства, описывать типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы).
Вопросы для самоконтроля
1. Каково значение мифа для формирования науки?
2. Какую роль сыграл для становления науки вопрос о первоначале?
3. Как происходило развитие математического, астрономического и медицинского знаний?
4. Какие идеи древнегреческих ученых нашли свое отражение в современной науке?
5. Каково историческое, культурное и научное значение античной логики и античной математики?
Тексты для анализа
Вопросы и задания к текстам
1. Что объединяет мифологическое представление человека о мире с философским и научным?
2. На основе изученных материалов опишите генезис идеи первоначала в античной философии.
3. Определите роль учения Пифагора в развитии научного знания.
4. Опишите первую научную картину мира в античной философии (на примере учения атомистов).
5. На основе каких принципов складывался первый научный понятийный аппарат в античной философии?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.