Развитие социогуманитарного знания Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

           Опорный конспект теоретического материала

1. Методы (правила) познания Декарта: «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен;. включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению»; «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения»; «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.»; «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры настолько всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». «Правила философского рассуждения» Ньютона: «Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений»; «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами»; «Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные»; «В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, – до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям.»Классификация ученых по Бекону: «Эмпирики, как муравьи, собирают и потребляют.»; «Рационалисты, как пауки, ткут паутину из самих себя.»; «Средний путь – это путь пчелы, которые добывают пыльцу с садовых и полевых цветов и превращают ее в мед, насколько достает способностей. В работе истинного философа важна не только сила разума; сырье, извлекаемое из естественной истории и механических экспериментов, – не самоцель и должно перерабатываться интеллектом. Так наша надежда базируется на все более тесном и прочном союзе опыта и ума».2. Принципы идеологи эпохи Просвещения: в подлинно цивилизованном обществе "естественный" человек становится одновременно цивилизованным; господство в будущем "царство разума", когда рухнут все препятствия на пути развития культуры; исходный пункт - допущение себялюбивого автономного индивида, вырванного из социальных связей, и выведение из его эмоций, в частности из общительности, форм общества; прежние формы общественной жизни – результат заблуждений и предрассудков народов, и как следствие их обмана священнослужителями; воспитание образцового человека имеет решающую роль в преобразовании общественных условий; проповедь идей гражданского служения, борьбы за воплощение идеалов свободы и разумного общества; замена провиденциалистских схем исторического процесса рационалистическим,      абстрактным объяснением исторических явлений.3. Принципы механистического способа мысли эпохи Просвещения: трактовка Вселенной и ее компонентов как механизма; необходимость выявления всеобщих законов движения, и сведение их числа к наименьшему, а сами эти принципы - к наиболее простым; математическое выражение законов природы; понимание природы как некоей системы, независящей от исследователя, созданная Богом и нуждающаяся лишь в первотолчке для своего существования; постижение внутренней структуры мира возможно потому, что он создан высшим умом по законам геометрии и механики; научное знание должно быть направлено на опытное исследование фактов, из которых должны быть выведены общие принципы; понимание человека в качестве особого механизма; идеология господства человека над внешней природой. Методология науки эпохи Просвещения: введение законов жесткой детерминации; строго однозначный характер всех зависимостей и связей; допущение сколь-угодно точного предсказания будущих процессов и событий; трактовку причинности как линейной цепи причин и следствий, уходящей в бесконечность; отождествление закона, необходимости и каузальности; отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений; асимметричность причинной связи, обусловленной однонаправленностью течения времени от прошлого к будущему.4. Ж.Ж. Руссо об обществе: социальный мир – это нелепый, безумный, противоречивый мир, где господствуют мнимый интерес, антагонизм людей, конфликт между разумом отдельной личности и общим разумом общества в целом; прогресс наук разрушителен для нравственности; «Первый источник зла - неравенство; из неравенства возникли богатства, они породили роскошь и праздность, роскошь породила искусства, и праздность – науки»; идеализация «естественного» состояния человека.Ф.А. Вольтер об обществе: развитие человечества – переход от бессознательной, естественной жизни к жизни сознательной, цивилизованной, история оказывается в таком случае историей человеческого самосознания; всеобщие принципы общественной жизни являются "естественными законами" и соответствуют природе; в разуме находится единственное средство против чудовища фанатизма, а просвещение - единственное средство помешать людям быть безрассудными; "просвещенная монархия" - средство утверждения «разумного» политического режима; «равенство есть нечто наиболее естественное и в то же время наиболее химерическое"

Вопросы для самоконтроля

Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.