Структура и особенности потребностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в опре­деленных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Че­ловек, как и другие живые существа, также нуждается для своего сущес­твования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он до­лжен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т.д.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее ста­бильный характер и ограниченных в основном биологическими нужда­ми, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые пот­ребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с ка­кой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлет­ворение (например, определенная работа, игра и т. п.);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровож­даемое характерными эмоциональными состояниями (привлекатель­ность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутству­ющего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск нахождению возможных путей удовлетворения потребностей;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состоя­ния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состояний пресыщения);

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе её, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на ма­териальные - потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духов­ные, связанные с общественным существованием человека: потребнос­ти в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приоб­ретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

 

ПОТРЕБНОСТИ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
   ДУХОВНЫЕ
    СОЦИАЛЬНЫЕ
             Особенности потребностей
1. 1. Конкретно содержательный характер 2. 2. Осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием. 3. 3. Эмоционально – волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей 4. 5. 4. Ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения

 


                                                                                                                                                                

 

 2.7.6   Психологическая характеристика мотивов

Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностя­ми личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потреб­ности.

 

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (би­ологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы - это вле­чения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации.

Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

 

Мотивация создает особое состояние функциональной системы - предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организ­ма к выполнению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса сим­патической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетатив­ные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее моти­вационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к оп­ределенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

К осознанным мотивам относятся интересы, желания, убеждения, их победительная сила велика, особенно у убеждений- они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Наряду с агрессивностью у человека есть тенденции к ее торможению (мотив торможения агрессивных действий) связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызение совести. 

 

 

Биологические
ПО СИЛЕ                                              ПО СОДЕРЖАНИЮ
- СИЛЬНЫЕ - СЛАБЫЕ
НИЗШИЕ                  ВЫСШИЕ
Социальные
МОТИВЫ
Предпусковая интеграция
Возбуждение симпатической системы
Повышение эмоциональных переживаний
Доминирующее мотивационное возбуждение
Нейронные механизмы мотивации

 




ВИДЫ

 

                                                 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ    ОСНОВЫ

 

  

 

Вопросы для самопроверки по теме 7:

 1. Проблема личности в психологии.

 2. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

 3. Личность как социокультурная реальность.

 4.  Теория личности.

 5. Мотивационная сфера личности.

 6. Потребности как источник активности. Виды потребностей.

 7.  Основные свойства потребностей. Структура потребностей по А. Маслоу.

 8. Понятие мотива.

 9.  Виды мотивов и уровни их осознания.

 10.Мотивация. Развитость мотивационной сферы.

 11.Мотивационные диспозиции: интересы, намерения, желания.

 12.Направленность как стержневая характеристика личности.

 13.Особенности направленности личности (целеустремленность, цельность, социальная значимость отношений личности).

 14.Убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы.

Литература.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 c.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.

3.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.,2009.

4.Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1 - Общие основы психологии: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.

5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.

5. Практическая психология и педагогика в схемах и таблицах. Библиотека практической психологии. - Учебно-методическое пособие. Минск, ХАРВЕСТ, 1999.-376с.

 

 Тема 2.8   Темперамент. Характер. Способности.

План

1. Понятие о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента.

2.  Характер и индивидуальность человека. Понятие о характере.

3. Способности и задатки.

4.  Поня­тие одаренности, таланта.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.