Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат.
Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.
Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.
Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.
Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Результат - это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.
Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Рассмотрим это на примере:
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
МОТИВЫ |
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ (ДЕЙСТВИЯ) |
ЦЕЛИ |
Близкие, дальние |
Личные, общественные |
Близкие, дальние |
Личные, общественные |
2 |
3,4,5…. |
1 |
интериоризация |
ВНЕШНИЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ |
ЭКСТЕРИОРИАЦИЯ |
1 |
внешние, предметные | Интериоризация экстериоризация | внутренние, умственные |
ОПЕРАЦИИ
Структура и функции действия.
Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы - неосознаваемые или малоосознаваемые операции - представляют самый низший уровень деятельности.
Инициация действий - лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент - начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями.
Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.
Обработка информации при этом выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и, особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют память и мышление человека.
Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.
В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.
По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.
Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности, тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ |
ДЕЙСТВИЕ |
ДЕЙСТВИЕ |
КОМПОНЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ |
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (МОТОРНЫЕ) |
УМСТВЕННЫЕ (ВНУТРЕННИЕ) |
ЧУВСТВЕННЫЕ (СЕНСОРНЫЕ ) |
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ |
ИСПОЛНЕНИЕ |
РЕГУЛИРОВАНИЕ |
КОНТРОЛЬ |
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
ДЕЙСТВИЕ |
Социальная перцепция
Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Особенностями социальной перцепции являются:
1. активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
2. целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
3. мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Социальная перцепция обычно проявляется как:
1. восприятие членами группы: а) друг друга; б) членов другой группы;
2. восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы»
3. восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы;
Дата: 2019-02-02, просмотров: 375.