Структура деятельности                                     
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы де­ятельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, что­бы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, за­дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­тво его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельнос­ти.Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат - это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Ре­зультаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонть­ева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия форми­руются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план на­зывается интериоризацией.

Рассмотрим это на примере:

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненуж­ными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования ста­новятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, пре­жде чем приступить к внешней деятельности, направленной на дости­жение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.       Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельнос­ти. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предме­тами называется экстериоризацией.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОТИВЫ
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ (ДЕЙСТВИЯ)
   ЦЕЛИ
Близкие, дальние
Личные, общественные
Близкие, дальние
Личные, общественные
2
3,4,5….
1
                                          

          интериоризация
ВНЕШНИЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
          ЭКСТЕРИОРИАЦИЯ
1

 

 


внешние, предметные Интериоризация экстериоризация               внутренние,             умственные

ОПЕРАЦИИ

 

 Структура и функции действия.

Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие - структурная единица деятельности, которая определяет­ся направлением на достижение цели. Действие осуществляется челове­ком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с кон­кретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осущес­твляется. Эти способы и приемы - неосознаваемые или малоосознаваемые операции - представляют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий - лишь один из этапов определенной актив­ности человека. Ее исходный момент - начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями.

Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации при этом выполняется более или менее ав­томатически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктив­ного поведения. При сложных процессах научения и, особенно при со­знательном принятии решений в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре дей­ствие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализу­ется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные зна­ки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает дей­ствием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), ум­ственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает моти­ву его деятельности, тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  
                          ДЕЙСТВИЕ
ДЕЙСТВИЕ
КОМПОНЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (МОТОРНЫЕ)
УМСТВЕННЫЕ (ВНУТРЕННИЕ)
ЧУВСТВЕННЫЕ (СЕНСОРНЫЕ )
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
ИСПОЛНЕНИЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
КОНТРОЛЬ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕЙСТВИЕ

 

 




Социальная перцепция

Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объек­тов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной перцепции являются:

1. активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевлен­ных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздей­ствуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;

2. целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъ­екта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на момен­тах порождения образа как результата отражения воспринимаемой ре­альности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта вос­приятия;

3. мотивированность субъекта социальной перцепции, которая сви­детельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональны­ми отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности восприни­мающего.

 

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1. восприятие членами группы: а) друг друга;  б) членов другой группы;

2. восприятие человеком: а) самого себя;  б) своей группы;  в) «чужой группы»

3. восприятие группой: а) своего человека;  б) членов другой группы;

Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.