Классификация базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индиви­дуально - социально-психологическими особенностями.

Субъект - человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность - не есть что-то над- или сверх- личностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

 

ИНДИВИД
  СУБЪЕКТ
2.7.4  Психологическая структура личности                                                                 

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования её психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следую­щие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности

Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые её качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая её действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взгля­дов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодей­ствие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основ­ные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивиду­ально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности - типичные способы поведения личнос­ти, обуславливаемые её индивидуально - социально-психологически­ми особенностями, позволяющими завоевывать определенный автори­тет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

                                             Психологическая структура личности

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
ПРИРОДНАЯ СРЕДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИСЧЕСКАЯ СТОРОНА
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СТОРОНА
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
                                                           Факторы формирования

 


  



Направленность личности

Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с соци­альной средой, в которой он живет и без которой не может существо­вать. Все необходимое он получает от общества в результате своей це­ленаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенны­ми целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­ной социальной среде, в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде мно­гие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируются основной смыл ее действий и поведения.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в ко­тором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.

Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с пот­ребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осущес­твление той или иной деятельности или торможение собственной ак­тивности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность.

 Их основные функции:

1) оп­ределять устойчивый характер протекания деятельности;

 2) освобож­дать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Цели - это наиболее значимые для личности предметы, явления, за­дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­тво её жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве об­разов конечного результата деятельности.

  Ц Е Л И
         ЛИЧНОСТИ    
П О Т Р Е Б Н О С Т И  
    М О Т И В Ы
М И Р О В О  З З Р Е Н И Е    
  У С Т А Н О В К И

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 534.