Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индивидуально - социально-психологическими особенностями.
Субъект - человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
Индивидуальность - не есть что-то над- или сверх- личностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
ИНДИВИД |
СУБЪЕКТ |
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования её психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности
Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые её качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая её действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обуславливаемые её индивидуально - социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.
Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
Психологическая структура личности
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ |
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ |
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ |
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПРИРОДНАЯ СРЕДА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ЛИЧНОСТЬ |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИСЧЕСКАЯ СТОРОНА |
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СТОРОНА |
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА |
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ |
МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК |
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ |
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА |
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ |
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ |
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ |
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК |
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА |
Направленность личности
Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.
Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируются основной смыл ее действий и поведения.
Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.
Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность.
Их основные функции:
1) определять устойчивый характер протекания деятельности;
2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.
Цели - это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо её жизни и деятельности.
Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
Ц Е Л И |
ЛИЧНОСТИ |
П О Т Р Е Б Н О С Т И |
М О Т И В Ы |
М И Р О В О З З Р Е Н И Е |
У С Т А Н О В К И |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 534.