Курсовая работа – это один из видов самостоятельной работы студентов (СРС), которая выполняется студентом самостоятельно во внеаудиторное время под руководством научного руководителя – преподавателя из числа сотрудников кафедры маркетинга.
Согласно действующему учебному плану студенты, обучающиеся на профиле «Маркетинг и управление брендами» (направление «Менеджмент») выполняют курсовую работу по дисциплине «Количественные методы исследований в маркетинге» в седьмом семестре.
Курсовая работа как самостоятельное учебно-научное исследование отражает уровень общенаучной и профессиональной подготовки студента, уровень его компетенций в области выявления и формулирования проблем, разработки целей, задач и дизайна исследования, сбора и анализа вторичной и первичной информации, а также самостоятельного обобщения материала по теме исследования и его представления в виде отчета (текста) и презентации.
Процесс выполнения курсовой работы направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
– умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
– владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
- умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
Выполнение курсовой работы имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по дисциплине «Количественные методы исследований в маркетинге» для решения конкретных практических задач и обосновывать принимаемые решения.
Написание курсовой работы по дисциплине «Количественные методы исследований в маркетинге» является вторым опытом студентов в самостоятельном исследовании по осваиваемому профилю «Маркетинг и управление брендами». На этом этапе студент может формулировать тему курсовой работы, ориентируясь на тематику курсовой работы по дисциплине «Поведение потребителей» (6-й семестр), а также на тематику будущей выпускной бакалаврской работы (ВКР) – 9-й семестр. Однако, это не является обязательным и темы курсовых работ и последующей ВКР могут не совпадать.
Учебными задачами написания курсовой работы являются:
· закрепление и приращение теоретических и практических знаний, полученных студентами в ходе обучения, особенно в рамках курса «Количественные методы исследований в маркетинге»;
· приобретение навыков по идентификации проблемы, обоснованию темы исследования, формулированию цели и задач, разработке дизайна курсовой работы;
· развитие способностей поиска, систематизации и обобщения первичной и вторичной маркетинговой информации, включая работу с учебной и научной литературой, базами данных, данными и отчетами консалтинговых компаний и т.п.;
· овладение методологией и практическими навыками разработки дизайна курсовой работы, эмпирического маркетингового исследования, обоснования применяемых методов сбора и обработки информации;
· демонстрация способностей в организации и проведении исследования, оформлении отчета по его результатам в виде текста курсовой работы и презентации ее результатов.
Студенты должны выполнить и защитить курсовую работу до экзамена по дисциплине «Количественные методы исследований в маркетинге».
Без защиты курсовой работы студент не допускается к экзамену по указанному курсу.
План написания курсовой работы
Работа осуществляется студентами в течение всего 7 семестра и включает в себя 5 этапов.
1 этап – Предварительный выбор темы, идентификация и обоснование проблемы, формулирование гипотез, определение цели и задач, объекта и предмета курсовой работы, окончательная постановка (уточнение) темы курсовой работы.
2 этап – Выбор метода исследования, методов статистической обработки данных, разработка структуры курсовой работы.
3 этап – Разработка методологии эмпирического исследования и проведение полевого исследования, обработка первичных данных с применением методов математической статистики, анализ полученных результатов, выводы по итогам маркетингового исследования.
4 этап - Написание и оформление курсовой работы в рамках прохождения контрольных точек по дисциплине «Количественные методы исследований в маркетинге» (см. п.1.3.).
5 этап - Предварительная защита и (при наличие допуска) защита курсовой работы (см. п.1.3.).
Этап – Предварительный выбор темы, идентификация и обоснование проблемы, формулирование гипотез, определение цели и задач курсовой работы, окончательная постановка (уточнение) темы курсовой работы.
Для предварительного выбора и формулирования темы (направления) следует воспользоваться Приложением 5, уточнив в теме конкретный рынок и товар.
Предполагается, что студент возьмет в качестве объекта исследования тот же товар (рынок), который рассматривался в рамках курсовой работы по дисциплине «Поведение потребителей» в 6 семестре, а также будет пользоваться результатами, полученными в курсовой работе по указанной дисциплине. Однако, данное требование не является обязательным.
Проблематика исследования в рамках курсовой работы «Количественные методы исследований в маркетинге» должна быть связана с анализом потребителей и товаров (рынков), то есть решать следующие типы задач:
- анализ спроса на товар и факторов, на него влияющих;
- обоснование цены на товар;
- исследование товарного предложения на рынке и классификация товаров;
- оценка восприятия потребителями различных характеристик товара/услуги и анализ отношения потребителей к товарам/услугам;
- сегментация потребителей;
- прогнозирование поведения потребителей.
Если студенты могут использовать данные конкретных предприятий, то проблематика может быть привязана к решению проблем конкретных предприятий, но в области исследования потребителей и товарного предложения компании.
Если же студенты пишут курсовую работу без привязки к конкретным фирмам, то проблематика выбирается на основе желания студента, его интересов в обозначенной области, а также в процессе консультации с научным руководителем.
В рамках курсовой работы студенту необходимо обосновать актуальность рассматриваемой проблемы.
Рекомендуемые проблемы, которые могут стать основой для выбора темы и метода исследования, включают:
- непонимание того, как технические и эксплуатационные характеристики товара влияют на его цену;
- непонимание того, как восприятие различных характеристик товара влияет на спрос на товар или ценность бренда для потребителя;
- отсутствие понимания того, на основании каких характеристик товара (услуги) потребитель осуществляет выбор;
- невозможность предсказания выбора потребителя среди конкурирующих марок;
- отсутствие данных о том, какие целевые сегменты можно выделить на рынке на основании значимости для потребителей различных групп факторов;
- незнание оптимального набора характеристик, составляющих продукт или услугу;
- отсутствие данных относительно влияния упаковки на предпочтения потребителей при выборе продукта;
- незнание факторов, влияющих на потребителя при покупке определенного товара (услуги);
- отсутствие понимания потребительской ценности товаров и услуг.
Как видно, предложенные проблемы связаны с непониманием фирмами-продавцами (поставщиками товаров и услуг) отдельных аспектов, контекста или в целом поведения потребителей, восприятия ими различных характеристик товара, условий выбора товаров и услуг, совокупности влияющих на них факторов, процесса оценки потребителями ценности предложений компаний и т.п.
Стоит отметить, что предложенная проблематика не исчерпывает весь спектр возможных проблем, которые могут исследовать студенты. Наоборот, будет приветствоваться формулирование нестандартных и неочевидных проблем, которые могут лечь в основу исследования.
Выявление проблемы и обоснование актуальности курсовой работы происходит путем использования первичных данных, полученных студентом в ходе исследования в рамках курсовой работы по дисциплине «Поведение потребителей». Если студент выбирает другой объект исследования (товар или рынок), то для обоснования актуальности проблемы исследования необходимо провести первичный анализ рынка, а также минимум 2 глубинных интервью.
Четкая формулировка проблемы позволит определить цель и задачи курсовой работы, которые будут отражать решение проблемы. Например, если проблема состоит в отсутствии понимания того, на основании каких характеристик потребитель выбирает товар, то цель – исследование характеристик товара (услуги) и степени их влияния на выбор потребителя (на конкретном рынке или для конкретного товара).
Если основная (главная) цель исследования, как правило, одна, то задач, представляющих собой средство и план достижения цели, должно быть несколько.
Общими для любого исследования являются следующие задачи:
- изучение тенденций развития рынка выбранного товара или услуги и специфики поведения потребителей на этом рынке (результаты качественного исследования или кабинетное исследование);
- изучение поведения потребителей (здесь можно указать конкретный метод, который будет применен);
- разработка рекомендаций по решению исследуемой проблематики.
Предложенные задачи являются общими, каждый студент должен конкретизировать и расширить список этих задач в привязке к содержанию курсовой работы.
Исходя из цели и задач исследования формулируются его гипотезы, представляющие собой предположения о связи переменных, должны быть сформулированы и обоснованы студентом исключительно на основе проведенного в 6 семестре качественного исследования (либо анализа рынка и 2-3 качественных интервью, если тематики курсовых работ не совпадают).
Тема курсовой работы должна отражать ее общее содержание и наиболее важные результаты, которые будет презентовать студент на защите. Поэтому при окончательном формулировании (уточнении) темы необходимо четко продумать какие результаты будут получены в ходе проведения теоретического и эмпирического исследований. Тема может отражать в более обобщенной формулировке цель курсовой работы. Список рекомендуемых тем представлен в Приложении 5.
Выше продемонстрирован подход «от частного к общему», когда сначала четко определяются цель и задачи (содержание) курсовой работы и только потом ее окончательная тема.
Очевидно, что подход может быть и другим – «от общего к частному», когда сначала формулируется тема как решение какой-то общей проблемы или цели, а потом под тему формулируются проблема, цели и задачи исследования с выбором конкретных методов ее решения. Часто этот цикл повторяется несколько раз, пока исследователь не осознает главную цель работы, ее содержание и планируемые результаты.
Какой подход будет выбран студентом, решает сам студент в процессе консультаций со своим научным руководителем. Однако соблюдение связки «проблема – цель и задачи исследования – тема курсовой работы» должны соблюдаться в обязательном порядке и быть продемонстрированы как в работе, так и в презентации по ее результатам.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.