Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Основными направлениями внешней политики стали:
– преодоление разногласий и развитие отношений со странами СНГ и «ближнего зарубежья»;
– продолжение начатого при М. С. Горбачеве процесса налаживания отношений со странами «дальнего зарубежья», согласованного сокращения вооружений, установления партнерских отношений с НАТО.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими союзными республиками. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные отношения с бывшими республиками СССР в рамках СНГ. Между шестью государствами (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном) был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество не представляло собой единой оформленной организации. На периодически проводимых встречах президентов государств-участников СНГ решались вопросы экономического и политического сотрудничества.
Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызвала дискриминация проживающего там русского населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Россия столкнулась с необходимостью проведения миротворческих операций в Таджикистане, Южной Осетии, Приднестровье.
Во второй половине 1990-х гг. СНГ фактически стало превращаться в содружество «разных дистанций». Внутри СНГ формировались союзы отдельных государств. Сложился ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдавия, которых объединяли опасения, что Россия будет играть слишком большую роль в Содружестве. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В 1997 г. между ними был подписан договор о союзе.
В 2000-2008 гг. в соответствии с двухсторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономического обмена со странами-участниками Содружества, росли поставки туда российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. Осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Граждане этого союза могут свободно передвигаться, учиться в вузах союзных государств и т. д.
Переход к рыночной экономике подразумевал необходимость встраивания России в систему международных хозяйственных связей. В качестве приоритета в первые постсоветские годы рассматривалось сближение России со странами Запада и преодоление наследия «холодной войны». Россия стала членом Международного валютного фонда, шли переговоры о предоставлении ей кредитов на десятки миллионов долларов.
О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского сообщества (ЕС). В 1994 г. правительство Российской Федерации присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы мирового развития. В итоге «Большая семерка» стала «Большой восьмеркой». Особенно успешно развивались отношения с Германией и Францией.
Однако в отношениях со странами Запада возникли и серьезные проблемы, нашедшие выражение в расширении НАТО в сторону границы с Россией (в состав НАТО были приняты Венгрия, Польша, Чехия, страны Балтии, Румыния, Болгария, Словакия). Как агрессию восприняло российское общественное мнение предпринятую против Югославии без санкции ООН операцию НАТО по бомбардировке Белграда и других городов и объектов страны (1999 г.). Такие действия подорвали доверие к заявлениям руководителей Северо-Атлантического альянса о чисто оборонительном характере ее деятельности.
С 1996 г., когда главой российского дипломатического ведомства был назначен Е. М. Примаков (в 1998 г. его на этом посту сменил И. С. Иванов), Россия стала уделять значительно большее внимание отношениям с Китаем, Индией, Ираном, Египтом, а также с бывшими союзниками по соцлагерю – Кубой, Северной Кореей, Вьетнамом.
В начале XXI в. внешняя политика России активизировалась. На встречах Президента РФ В. В. Путина с главами ведущих стран мира обсуждались конкретные вопросы экономического, политического, культурного сотрудничества. После нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. Однако в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на наращивание военной мощи и продолжение строительства военных баз на приграничных с Россией территориях. В настоящее время Российская Федерация исходит из того, что на любые военные вызовы и угрозы она найдет адекватные ответы. В то же время она всегда открыта для сотрудничества в тех сферах, где это возможно и взаимовыгодно. Совместно с Германией осуществлено строительство газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря.
В последние годы успешно реализуются крупные международные проекты, в частности, в области освоения космического пространства. Россия взяла на себя обеспечение функционирования Международной космической станции. Российские носители выводят на орбиту космические аппараты европейских стран. Большое международное значение имело проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. в городе Сочи, на которых российские спортсмены одержали убедительную победу.
Россия принимает активное участие в миротворческих и антитеррористических операциях. В августе 2008 г. националистически настроенное руководство Грузии организовало вооруженное нападение на территорию Южной Осетии, которая фактически отделилась от Грузии еще в начале 90-х гг. Обстрелу подвергся располагавшийся там контингент российских миротворцев. Это осложнило взаимоотношения между Россией и Грузией. В Южную Осетию были введены российские войска, грузинская армия была разбита и вытеснена на территорию Грузии. В западных СМИ началась антироссийская истерика. В феврале 2014 г. на Украине произошел государственный переворот. Президент В. Ф. Янукович был свергнут и бежал в Россию. Власть захватили проамериканские круги буржуазии. Другой влиятельной силой стали украинские нацисты, считающие себя последователями бандеровцев. Начались преследования русских и всех противников «Майдана». Крым и Донбасс не признали переворот. В Крыму прошел референдум о вхождении в состав России, за что высказались 96 % проголосовавших. 18 марта Крым вошел в состав России. В апреле 2014 г. в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках прошли референдумы о независимости. Новые власти Украины начали военные действия против мятежных республик. В ходе весенне-летней кампании 2014 г. (апрель-сентябрь) украинская армия и батальоны нацистов были разгромлены ополченцами Донбасса, но смогли удержать под своим контролем часть захваченных у республик территорий. Запад не признал законность присоединения Крыма к России, а также обвинил ее в военной агрессии против Украины. Против России были введены экономические санкции. Осенью 2015 г. Воздушно-Космические Силы (ВКС) и спецназ России были введены в Сирию для оказания помощи законному правительству президента Б. Асада в борьбе с псевдоисламскими террористическими группировками. На Восточном побережье Средиземного моря были созданы военно-морская база России (в Тартусе) и авиабаза «Хмеймим». К началу 2018 г. ВКС России и сирийская армия практически ликвидировали на территории Сирии группировку ИГИЛ. Разгром террористов и военное возвращение России на Ближний Восток вызвали на Западе очередную истерику. Отношения накалились до состояния самых враждебных периодов Холодной войны. В то же время многие государства (Китай, Филиппины, Венесуэла и др.) поддерживают Россию, выступая против однополярного американоцентричного мира.
Вопросы:
1) Почему VII съезд народных депутатов выразил недоверие правительству Е.Т. Гайдара?
2) К чему привел указ Б.Н. Ельцина о поэтапной конституционной реформе?
3) Какие органы власти были сформированы в соответствии с Конституцией 1993 г.?
4) Какие меры предусматривал экономический курс «шоковой терапии»?
5) В чем проявлялся политический и экономический кризис конца 1990-х гг.?
6) Какие изменения в административном устройстве страны произошли в начале 2000-х гг.?
7) Какими были приоритеты правительства в экономической сфере в 2000-е гг.?
8) Чем завершился первый этап войны в Чечне 1994-1996 гг.?
9) Каким было положение отечественной науки и образования в 1990-е гг.?
10) Членом каких международных организаций Россия стала в 1990-е гг.?
Тест:
1) Экономическая реформа 1992 г. привела
а) к ухудшению уровня жизни
б) к повышению уровня жизни
в) к стабилизации обстановки в стране
2) Противостояние Президента России Б.Н. Ельцина и Верховного Совета закончилось
а) вооруженными столкновениями
б) отставкой Президента России
в) самороспуском Верховного Совета
3) В результате принятия Конституции 1993 г. Россия стала
а) парламентской республикой
б) президентско-парламентской республикой
в) конституционной монархией
4) Руководителем программы приватизации стал
а) Б.Н. Ельцин
б) А Б. Чубайс
в) В.С. Черномырдин
5) Наиболее крупная и влиятельная партия начала XXI в.
а) «Единая Россия»
б) «Яблоко»
в) КПРФ
6) Благоприятным фактором развития экономики в конце 1990-х гг. стали
а) высокие цены на нефть
б) выдающиеся научные открытия
в) структурные изменения в экономике
7) В 2005 г. началось осуществление национального проекта
а) «Здравоохранение»
б) «Биотехнологии»
в) «Обороноспособность»
8) Подписание в г. Хасавюрте соглашения о мире
а) не сняло сепаратистских устремлений чеченского руководства
б) привело к росту популярности президента В.В. Путина
в) закрепляло статус Чечни как части Российской Федерации
9) В 1997 г. по инициативе Д.С. Лихачева был создан
а) телеканал «Культура»
б) Совет по делам культуры и искусства
в) московский театр «Ленком»
10) В 1990-е гг. обозначились острые споры России с Украиной из-за
а) дискриминация русскоязычного населения
б) раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом
в) отказа Украины вступать в СНГ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Письменная контрольная работа представляет собой обязательную самостоятельную работу для обучающихся на заочной форме обучения. Студенты, не выполнившие ее, не допускаются к сдаче экзамена или зачета.
При выполнении работы необходимо соблюдать ряд требований.
1. Тема контрольной работы выбирается в соответствии с номером личного дела или номером зачетной книжки (последняя цифра номера личного дела или номера зачетки должна совпадать с последней цифрой контрольной работы).
2. В соответствии с вопросами подбирается и прорабатывается литература. Список учебной литературы приведен в конце пособия. Возможен также самостоятельный подбор литературы. В контрольной работе должна быть использована учебная или научная литература.
3. Контрольная работа пишется по плану, который приведен после перечня тем.
4. На используемую литературу в тексте контрольной работы должны делаться ссылки.
5. Объем контрольной работы должен составлять 18–20 листов печатного текста (Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1,5, левое поле – 3 см, верхнее, нижнее и правое – по 2 см).
6. Страницы нумеруются.
7. Работа начинается с плана, в котором указываются формулировки и страницы вопросов работы.
8. На последней странице помещается список использованной литературы (в алфавитном порядке). Правила оформления списка литературы приводятся ниже.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.