Аграрная реформа П. А. Столыпина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

П. А. Столыпин, совмещавший посты министра внутренних дел и председателя Совета министров с июля 1906 г., предлагал создать в деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое стало бы надежной опорой государственной власти и позволило бы избежать новых революционных взрывов. Решение этой проблемы он видел в ликвидации крестьянской общины при неприкосновенности помещичьей собственности на землю. Указ от 9 ноября 1906 г. предусматривал для крестьян право свободного выхода из общины и закрепления за ними собственных земель. Образовались хутора и отруба. Отрубом называли выделенный крестьянину общиной участок земли в личное владение. Если на этот участок из деревни выносился и крестьянский двор, получался хутор. Для финансовой поддержки крестьян был создан Крестьянский поземельный банк. Он кредитовал крестьян при покупке ими частновладельческих, в том числе помещичьих, земель. Чтобы ослабить напряжение, вызванное нехваткой земли в центральных губерниях России, реформа предполагала проведение переселенческой политики. Переселенцы с семьями отправлялись в Сибирь и Казахстан.

Итоги реформы:

1) из общины вышло около трети всех крестьян, часть из них стали крестьянами-единоличниками, другие создавали кооперативные формы сельхозпроизводства.

2) переселенческая политика позволила увеличить сборы урожая в Сибири, там росло поголовье скота, перерабатывалась связанная с ним продукция (открывались маслобойни и т. д.).

3) Проблема аграрного перенаселения в Центральной России так и не была снята, несмотря на переселенческую политику и на то, что к 1916 г. лишь 10 % земли и 5 % поголовья скота оставались в помещичьем владении, а остальное уже принадлежало крестьянам.

4) противоречия между помещиками и крестьянами дополнились противоречиями между зажиточными крестьянами (кулаками) и бедняками.

В 1911 г. П. А. Столыпин погиб от руки эсера-террориста Богрова.

Культура в начале ХХ в.

Конец ХIХ – начало ХХ в. стали Серебряным веком русской культуры, временем модернизма в искусстве, крупных мировых достижений в науке.

Образование. Около четверти населения России к 1914 г. было грамотным. В начале ХХ в. значительно увеличилось количество начальных, земских и церковно-приходских, школ. Развивалось педагогическое образование. Все больше открывалось профессиональных и коммерческих училищ. Студенты высших учебных заведений активно втягивались в общественную жизнь. Появились «народные вузы» на средства благотворителей (университет А. Л. Шанявского, пединститут П. Г. Шелапутина и др.).

Наука. И. П. Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности, об условных и безусловных рефлексах (в 1904 г. награжден Нобелевской премией). И. И. Мечников обосновал теорию иммунитета, вел активную борьбу с эпидемиями (в 1908 г. стал лауреатом Нобелевской премии). К. А. Тимирязевым создана русская школа физиологии растений. В. И. Вернадский стал одним из основателей новой науки – геохимии, создал учение о ноосфере. К. Э. Циолковский развил теорию практической космонавтики. Н. Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики. Большой вклад в развитие физики внес П. И. Лебедев. Начало русскому самолетостроению положил И. И. Сикорский. В общественные науки значительный вклад внесли В. О. Ключевский, П. Н. Милюков, С. Ф. Платонов и др. Сформировалось особое направление в философии – русская религиозная философия, представленная именами В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, К. Н. Леонтьева. В 1909 г. несколько известных русских публицистов, обществоведов и философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А. С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А. Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В нем отвергался революционный путь развития, и содержался призыв идти к религиозному сознанию, соединению знания и веры. В это же время идеи марксизма развивали Г. В. Плеханов, В. И. Ленин.

Литература. Кризисные черты русской жизни оказали мощное воздействие на русскую литературу. В ней, с одной стороны, продолжался расцвет критического реализма, унаследованного от ХIХ в. Завершалось творчество Л. Н. Толстого («Воскресенье», 1899 г.; «Живой труп», 1903 г.; «Хаджи-Мурат», 1904 г.). А. П. Чехов в последние годы жизни написал пьесы «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904), рассказы. Социально-психологические проблемы глубоко отражены в творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого, А. М. Горького, В. Г. Короленко и др. С другой стороны, в литературе возникли модернистские течения – символизм, акмеизм, футуризм, которые обозначают часто понятием «декаданс» (упадничество). Объединяющая их черта – отказ от отображения окружающей действительности, скучной и пугающе опасной. Поэты и прозаики модернистских направлений (символисты А. А. Блок, Ф. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Андрей Белый, акмеисты Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Мандельштам, футуристы В. Маяковский, В. Хлебников и др.) стремились создавать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох. Для этого шли поиски новых выразительных средств искусства.

Искусство. Живопись. В живописи также существовали два направления: реализм и модернизм. В русле реализма продолжалось творчество И. Е. Репина («Заседание Государственного совета»), В. А. Серова (портрет М. Н. Ермоловой). В это же время возникли группировки художников, отрицавших реализм передвижников. В 1898 г. во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым было создано общество «Мир искусства». В него входили Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова и др. «Мирискусники» стремились изображать вечные темы искусства, а не грубые реалии жизни. М. А. Врубель развивал символизм в своих картинах («Пан», «Демон»). Группа «Бубновый валет» также выступала против реализма, но она не имела единой программы: в группу входили и символисты, и футуристы, и кубисты. Например, П. Н. Филонов и Д. В. Кандинский.

Скульптура. Архитектура. Своим искусством прославились А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, С. М. Волнухин. В архитектуре утвердился стиль эклектики: здание Политехнического музея в Москве, главный фасад Третьяковской галереи по эскизу В. М. Васнецова, здание Казанского вокзала в Москве (архитектор А. В. Щусев). Эклектика сменилась модерном с использованием новых конструктивных средств, свободной планировкой, убранством, индивидуальностью зданий (дом Рябушинского в Москве, здание Ярославского вокзала, здание Московского Художественного академического театра, построенные архитектором Ф. О. Шехтелем).

Музыка. В музыке, как и в других видах искусства конца ХIХ – начала ХХ в., соседствовали два направления. Продолжалось творчество Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»). Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности характеризует творчество композиторов А. Н. Скрябина («Поэма экстаза»), А. К. Глазунова (балет «Раймонда»), С. В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И. Ф. Стравинского (балет «Петрушка»). В начале ХХ в. русская музыка стала все более заметным явлением мировой культуры, во многом благодаря «Русским сезонам», организованным в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.