Антидемократический проект Локка о «рабочих школах»
«Дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество.
Детей рабочих с 3 до 14 лет направлять в рабочие школы, где они будут питаться только «хлебом досыта» и отрабатывать эту пищу своим трудом
22. Свободное и естественное воспитание Руссо: цели, этапы и содержание
Ж.-Ж. Руссо (1712–1778гг.) – французский просветитель, философ, писатель, теоретически обосновал новую, гуманистическую систему воспитания, носившую антикрепостнический, антифеодальный характер. Ж.Ж. Руссо заложил идейные основы того направления в педагогике, которое получило название «свободного воспитания». Оно развивалось и обогащалось во многих западно - европейских странах в ХIХ–ХХ вв.
Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712–1778гг.)
«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». «Главный источник зла – неравенство. Неравенство породило богатство…». «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека. Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор». «Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не имеет права им быть. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить детей и воспитывать их самому». | |
Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе. 1. Воспитание самостоятельности мышления, способности составлять обо всем свое твердое мнение. | |
Социально-политические и философские взгляды Руссо | Возрастная периодизация и задачи воспитателя |
1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания. 2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание. 3. Отрицал официальную религию: каждый способен верить по-своему. 4. Утверждал сенсуалистический характер познания реального мира. 5. Считал, что социальные добродетели: стремление к свободе, ненависть к рабству – можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества – социальное неравенство. | 0–2. Период преимущественно физического воспитания (развитие органов чувств, закалка). 2–12. Период преимущественно органов чувств. «Сон разума». 12–15. Период преимущественно умственного развития (практическое изучение элементов географии, астрономии, физики. Без книг). 15–18. Период преимущественно нравственного развития (история, литература, языки). |
Видными представителями этого направления в России были Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель.
23. Педагогическая теория, идеи развивающегося элементарного обучения и нравственного воспитания Песталоцци
И.Г. Песталоцци (1746–1827гг.) – педагог конца ХVIII – начала ХIХ в., оказавший огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, родоначальник направления в педагогике, известного под названием песталоццианства. Свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Его теория элементарного обучения понималась как система, ориентированная на всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Педагогическая теория И.Г. Песталоцци (1746–1827гг.)
Цель воспитания – развитие внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости.
Задачи воспитания: 1. Содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению.
2. Развивать природные физические силы человека.
3. Вооружать культурой ручного труда, разнообразными навыками для будущей профессиональной деятельности.
Песталоцци стремился гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка
«Час рождения ребенка есть первый час его обучения»
Дидактика
1. Резкая критика практики обучения за механическое заучивание.
2. Стремление организовать обучение с учетом законов развития человеческого разума.
3. Разработка идеи развивающего и воспитывающего обучения.
4. Теория элементарного (первоначального) образования.
Принципы обучения
Наглядность. «Я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания».
Последовательность. «От простейших наблюдений следует переходить к более сложным».
Посильность. «Распределять составные части обучения сообразно со степенью возрастания детских сил».
Воспитывающее обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию».
Самодеятельность. «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля, а не превращать его в пассивное существо, не вливать в него, как в сосуд, готовые знания».
«Школы, где главную роль играют учитель и книга – никуда не годятся. Прочь утомительные чтения, дремлющие классы, заученные ответы!»
24. Концепция, принципы и правила развивающего и воспитывающего обучения Дистерверга. Требования к учителю
Виднейшим представителем песталоццианства в Германии был А. Дистервег (1790–1866гг.). Он много сделал для дальнейшей разработки теории развивающего обучения.
Ведущей идеей его педагогической системы была идея общечеловеческого воспитания. В свете этой идеи Дистервег выдвинул и обосновал три принципа разумно организованного воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дистервегом была предпринята попытка дифференциации дидактических принципов и правил по отношению к ученику, учителю, учебному материалу, внешним условиям. Им были разработаны основные требования к профессиональным и личностным качествам учителя. Его дидактическая концепция и требования к учителю получили отражение в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г.)
Педагогическое учение А.Дистервега (1790–1866гг.)
Цель воспитания – развить в подрастающем поколении
«самодеятельность в служении истине, красоте и добру».
Задачи воспитания: 1. Развитие умственных сил человека.
2. Пробуждение и развитие духовных потребностей человека.
3. Образование характера.
Из требований к учителю |
1. «Плохой учитель приносит вред не только своим ученикам, … но всему обществу … тормозит его подъем». 2. Человек не может воспитывать посредством заимствованных словесных оборотов, чужих взглядов, внешних приемов. 3. Воспитывать можно только знаниями, ставшими нашим «Я», нашими убеждениями. 4. «Будь сам воспитан в широком смысле слова, … стремись к самосовершенствованию». 5. Стремись обрести дар свободно излагать свои мысли. 6. «Учитель – не слуга настроений публики, но проводник высших ценностей. Вечной целью педагогов всех времен была лишь одна задача – человечность, гуманность». |
Труд А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» |
25. Педагогическая концепция Гербарта: сущность образования, руководство детьми, нравственное воспитание
И.Ф.Гербарт (1776–1841гг.) своим учением о сущности и составных компонентах педагогического процесса (управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание) ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», в организации процесса обучения выделял несколько его ступеней – «ясность», «ассоциация», «система», «метод». Эти ступени, по его представлению, должны строго следовать друг за другом. С именем И.Ф.Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке. («Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»)
Педагогическая теория И.Гербарта
(1776–1841гг.)
«Педагогика – наука об искусстве воспитания. В основе ее лежат ЭТИКА и ПСИХОЛОГИЯ: этика показывает цели воспитания, а психология – средства». Цель воспитания – подготовка добродетельного и добропорядочного человека, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Задачи воспитания: 1. Развитие многосторонних интересов у школьников в процессе обучения. 2. Подавление злой воли ребенка. 3. Формирование цельного нравственного характера. |
В педагогике И.Гербарта совершенно отсутствуют мысли о трудовом воспитании. Гербарт стремится воспитать мыслителя, а не деятеля. |
Процесс воспитания у Гербарта делится на управление, обучение и нравственное воспитание
Управление
Обучение
Нравственное
воспитание
Схема ступеней обучения
Задача
управления: «Подавление дикой резвости ребенка».
1. Угроза.
2. Надзор.
3. Приказания и запрещения.
4. Наказания (в том числе телесные).
5. Авторитет и любовь.
Цель нравственного воспитания – создание цельного характера.
Средство – обучение.
Этапы воспитания:
1. Удерживающее воспитание. Ребенок пассивен. Воля воспитателя – критерий поведения ребенка.
2. Воспитание по методу естественных последствий.
3. Воспитание,
связывающее ученика отдельными правилами.
4. Воспитание ради моральных норм.
26. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы: «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.
Педагогическая мысль Византии, пришедшая на Русь в X-XIII вв. и возродившаяся в XIV-XVI вв., представлена в переводной российской литературе целым рядом блистательных имен: Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Благодаря их сочинениям на Руси познакомились отчасти с миром педагогических идей Востока и античности и в полном объеме с восточной разновидностью христианства, с православным учением о человеке и его воспитании.
До XVIII в. в России собственно педагогических сочинений фактически нет. Педагогические идеи обнаруживаются в сборниках типа «Златоуст», «Изборник», «Менандр», «Пчела», «Домострой», «Азбуковник» и др., а также в трудах таких мыслителей и учителей, как митрополит Иларион, Феодосии Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Епифаний Премудрый, Нил Сорский, архиепископ Геннадий, Стефан Пермский, Максим Грек, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, протопоп Аввакум и др.
Каков же круг основных педагогических идей Древней Руси? В «Слове о законе и благодати» (1049-1051) митрополита Илариона намечены исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. Посредством символического описания детства, отрочества, юности и зрелости князя Владимира Святославича он показал важность в деле формирования человека опоры на отеческие традиции, несмотря на их явно языческие корни. Иларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от предков, родителей личностных качеств. Первый этап образования, по Илариону, должен был осуществляться на основе традиционного, «ветхого» порядка: в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отрочестве — воинское воспитание, затем — формирование волевых качеств и общее умственное развитие.
Однако все это должно было являться лишь подготовительным этапом к собственно христианскому просвещению, связанному с личным подвижничеством, деятельностью по усвоению евангельских истин.
«Слово о законе и благодати» Илариона было почитаемо всеми просвещенными людьми Руси и оказало сильнейшее влияние на таких мыслителей, как Кирилл Туровский (XII в.), Епифаний Премудрый (XIV в.), Нил Сорский (XV-XVI вв.) и др.
Известный памятник древнерусской литературы «Поучение детям» князя Владимира Мономаха (1117) являет собой пример традиционного средневекового жанра наставления отца сыну. В этом ряду находятся «Наставления» Людвига Святого, французского короля, «Отцовские поучения» из библиотеки англо-саксонского короля Гарольда, женатого на одной из дочерей Владимира Мономаха, восточный педагогический трактат Кей-Кавуса «Кабус-Наме», «Трактат о домоводстве» Ибн Сины и особенно произведение византийского полководца Кекавмена «Советы и рассказы», написанные в форме наставления сыну.
Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV-XVII вв. является "Домострой", многие главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей. В "Домострое" выразилось требование воспитания детей в страхе Божьем, соблюдения церковных обрядов, суровой дисциплины, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям. Среди необходимых воспитательных воздействий рекомендовалось "страхом спасать" детей от неразумных поступков, использовать телесные наказания или наказывать "тяжкою работою". Высказывались мысли о необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности, "вежества" (образованности). В XVII в. Епифаний Славинецкий публикует трактат о детском воспитании "Гражданство обычаев детских", который по сути является переводом труда Эразма Роттердамского. В нем отражены сложившиеся европейские традиции этикетного поведения. В русском переводе текст был разделен на вопросы и ответы, касающиеся самых разных сторон поведения подростка: как вести себя с родителями, учителями, старшими по возрасту, каких правил придерживаться за столом, на улице, как поддерживать гигиену тела и следить за внешним обликом и т. п. Русская интерпретация текста Эразма Роттердамского превратила "Гражданство" из книги для детского чтения в назидательный свод правил и положила начало новому литературно-педагогическому жанру.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом
Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.
Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».
В «Поучении Владимира Мономаха детям» даются развернутые наставления детям о том, как жить по заповедям Христовым: иметь страх Божий и постоянно трудиться. Он имеет в виду не столько физический, сколько умственный труд, образование. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания, уважения к старшим, самообладания, находчивости, хладнокровия и умения хорошо управлять своим делом.
«Домострой» ХVI в. отражает те идеалы, которые сложились в Древней Руси после принятия христианства. В «Домострое» три основные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Вторая часть посвящена семейным отношениям. Ставится задача обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, а также грамоте, книжным наукам. Третья часть содержит хозяйственные рекомендации
27. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси и Русском государстве (до XVII в.)
Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII–IХ вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. Народная педагогика древних славян отражается в устном народном творчестве.
В IХ веке появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка.
После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и в других городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования
Дата: 2018-12-28, просмотров: 496. |