«Золотая книжка о наилучшем строе и новом острове Утопия»
· Всеобщее обязательное обучение – залог прочности любого общества.
· Социальная гармония начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастье может достичь только образованный человек.
· Человек имеет право на всестороннее развитие.
Умственный труд – Физический труд -величайшее наслаждение и обязанность всех
- воспитать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека;
- изживать тщеславие;
- свобода вероисповедания.
· Образование осуществлять в форме ученичества и посредством государственных школ.
· Преподавание вести на родном языке.
· Физическое воспитание – Афинская система физического воспитания.
· В свободное от работы время – музеи, библиотеки, широкая организация самообразования.
Томмазо Кампанелла (1568-1638гг) – итальянский философ-гуманист, коммунист-утопист, за убеждения 27 лет провел в тюрьме.
Основное сочинение: «Город Солнца» - образец общества экономического и политического равенства
· Все граждане обязаны трудиться и каждый получает по потребности.
· Мужчины и женщины равны в правах, свободное время проводят в прогулках, занимаясь любимыми делами, развиваясь умственно и физически.
· Верховный правитель фантастической республики – священник, Солнце; соправители; Мощь (руководит военным делом); Мудрость (ремесла, науки, искусства, учебные заведения); Любовь (деторожение, воспитание малышей, врачевание и др.).
Методы обучения и воспитания:
· Каждый учебный предмет преподает отдельный педагог.
· Наглядность (7 концентрических кругов, «Стена почета» и др.).
· Экскурсии (отказ от «книжности» и слепого подражания).
· Обучение на родном языке.
Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения:
1. Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы).
2. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты.
3. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла).
4. Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка.
5. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности.
6. Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист.
7. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне непроизвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми.
8. Система нового воспитания
Физическое воспитание | Эстетическое воспитание | Нравственное и умственное воспитание |
Борьба, прыжки, игры, плавание, метание копья, стрельба из лука, гимнастика, верховая езда. Средства: режим, прогулки, физические упражнения. | Игра на нескольких музыкальных инструментах, пение; приучение воспитанника к гигиене, культуре; поэтическое восприятие природы | Труд, религиозные убеждения – изучение древнееврейского языка, как первоисточника священного писания; чтение греческих и римских классиков. Каждая вещь – тема урока. |
9. Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др., велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии).
10. Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п.
11. Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей.
19. Коменский Я.А. о необходимости воспитания и образования
Коменский Я.А. – великий чешский теоретик и практик образования
Демократические и гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения наиболее ярко и полно выразил Я.А.Коменский (1592–1670гг.). Он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего начального обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе. Теоретически обосновал, учтя опыт братской школы, классно-урочную систему обучения. Вводит возрастную периодизацию. Каждый период составляет 6 лет жизни и каждому периоду соответствует своя школа: материнская, школа родного языка, латинская, академия.
Обосновал дидактические принципы, определил «золотое правило дидактики». Огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем. «Школа без дисциплины – что мельница без воды».
В процессе воспитания Я.А.Коменский решающую роль отводил примеру самого учителя.
Развивая свои ранние идеи о воспитании, Я.А.Коменский в «Пампедии» высказал мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Если в «Великой дидактике» он говорит о четырех школах, то в «Пампедии» речь идет о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь. В этих высказываниях великого педагога в зародыше содержится идея современной концепции непрерывного образования
Программа воспитания | Дидактика |
Цели воспитания: 1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности. 2. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к богу (религиозное воспитание). Природосообразность воспитания. Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек. | «Золотое правило дидактики» Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Дидактические принципы: 1. Наглядность. Обучение начинать с вещей, явлений, примеров. Золотое правило дидактики. 2. Сознательность. Не предлагать для памяти того, что не понято рассудком. 3. Систематичность и последовательность. Не делать скачков в обучении. 4. Прочность. Не спешить, а медленно идти вперед. 5. Посильность. Учитывать возможности учащихся. |
Педагогическая система Я.А.Коменского (1592–1670гг.)
Система школ, возрастная периодизация
Возраст, период | Тип школы | Кто обучается | Содержание образования и воспитания |
До 6 лет детство | Материнская школа | Все юношество обоего пола | Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное воспитание. Элементы знаний. |
6–12лет отрочество | Школа родного языка. | Все юношество обоего пола. | Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия. Ремесло. Учение о нравственности. Основы знаний. |
12–18 лет юность | Школа латинского языка | Наиболее успешно окончившие школу родного языка. | Семь свободных искусств. Физика. География. История. Родной, латинский, греческий и один из новых языков. Классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический, риторический. Система знаний. |
18–24 лет возмужалость | Академия | Будущие ученые | Факультеты: юридический, медицинский, богословский. Кругосветное путешествие. Профессиональное образование. |
Важнейшие труды Я.А.Коменского: 1. «Великая дидактика». | |
Организация учебной работы школы | Учитель |
– Учебу начинать с 6 лет. – Учебный год делится на учебные четверти. – Каникулы следуют за каждым учебным годом. – Формой учебной работы является урок – Утренние уроки – развитие ума. Послеобеденные уроки – развитие тела. – Всю работу школы вести планово. – Учитывать знания учащихся. | Должность учителя очень почетна, «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем». Учитель должен «могуче увлекать учеников благим примером. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, должен безгранично любить свое дело, быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению». |
20. Идеи Яна Амоса Коменского, нашедшие воплощение в школьной практике
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему безусловно внедрялся и его новый метод обучения. Среди учебных книг фигурирует "Открытая дверь языков" Коменского, она широко применялась в процессе обучения. Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный "Мир в картинках". Та обширность, энциклопедичность знаний и учений, которая нашла свое отражение в содержании книги Коменского "Мир в картинках", характерна для самого Петра I и его времени. Это произведение Коменского знакомило учащихся с различными видами техники, ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым. Но научно-популярная энциклопедия Коменского, знакомившая со всем материальным и духовным богатством мира, одновременно являлась и пособием для изучения иностранных языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков. Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I. Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему. C языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах. Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики. Вопрос практического применения учебных книг Коменского нельзя рассматривать изолированно от вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили одновременно с переменным преобладанием либо одного, либо другого в зависимости от условий, времени и тех, кто внедрял Коменского в России. Идея наглядности, положенная Коменским в основу "Мира вещей.. ", явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием "Зрелище природы и художеств" в 10 частях с 480 рисункам и 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей "состоятельных семей высшего круга". Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг "естественно-наглядного обучения" и так называемых" предметных уроков". Несомненно, влияние педагогики Коменского на разработку школьного Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского в известной мере были использованы Ф. И. Янковичем при составлении учебных руководств и методических пособий для народных училищ. В 1857 г. К. Д. Ушинский в статье "О пользе педагогической литературе" призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией Коменского (П. Д. Шестаков) и оценивающих его как "основателя научной педагогики, положившего первое начало народному образованию" (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон). В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов с педагогическими взглядами и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его произведений, а по обзорным статьям и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь между современными исканиями в области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического наследия Коменского.70 -80-е гг. ХIХ в. – новым этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык "Великая Дидактика", известна дискуссия русских педагогов об использовании идей Коменского для улучшения народной школы. Эта дискуссия помогла установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определению значения педагогических взглядов Коменского для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов. С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов.
Букварь
Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы "живописную азбуку", т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к "Миру в картинках" Коменский пишет, что причитать, чем это было до сих пор. Это достигается предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок "при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и в конце концов его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка". К мысли Коменского – сделать обучение грамоте более легким и наглядным – близко подошел Карион Истомин. В 1692 году Карион Истомин составил иллюстрированный Букварь (предназначавшийся для царевича Алексея Петровича), который по своей дидактической идее напоминает "Мир в картинках" Коменского. На каждой странице этого букваря помещается в алфавитном порядке буква, которая иллюстрируется изображениями ряда предметов, животных и птиц, названия которых начинались с той же буквы. Над каждым рисунком помещено полное название изображаемого предмета. На нижней части страницы помещался в стихотворной форме текст, разные изречения и наставления, которые тоже начинались с той же буквы. Карион Истомин составлял этот букварь с целью легкого усвоения букв и складов. Вопрос о влиянии Коменского на составление русских букварей 17 и начала 18 века в русской историко – педагогической литературе не исследован, но намеки на имеющееся сходство мы находим, например, у Е. Н. Медынского: "… некоторые азбуки имели рисунки (сказывалось на юго-западных букварях влияние Коменского, перенятое затем и некоторыми букварями Москвы)" и Н. П. Киселева: "… Карион Истомин был поклонником методов наглядного обучения, разработанных Яном Амосом Коменским. " Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам: "Они должны излагать полно, основательно и точно, представляя важнейшую картину вселенной… И чего я особенно желаю и на чем настаиваю – эти книги должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая учащимся путь". Все более приближаясь в своих идеях к природе, к естеству, Коменский пытается внедрить в метод воспитания принцип природосообразности, руководствуясь и человеческой природой в том числе.
Принцип природосообразности Коменского вытекает из его философского мировоззрения, из взгляда на человека, как на часть этого мира, который изучался и был представлен передовыми умами того времени, такими, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Гарвей, Сервет и т.д. "Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики". Этот принцип заключается в следующем. "Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения". Везде есть свои закономерности: в природе, в человеке. Так же есть определенный порядок и в процессах воспитания, и обучения, его необходимо изучать опытным путем, в этом и состоит задача педагогики. Коменский выдвинул идею тесного взаимоотношения между воспитанием и развитием человека. Развитие ребенка не совершается автоматически, само по себе, без правильно поставленного воспитания и обучения. И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения:
Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путем изучения определенных предметов.
Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов.
Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию.
Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными. Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ. Выступая против средневековой школы, где изучались лишь "схоластические пустяки", Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания.
он предложил систему организации процесса обучения детей – классно–урочную систему, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Признаки классно–урочной системы:
1. Дети обучаются одного возраста и приблизительно одного уровня знаний.
2. Преподавание осуществляется под руководством учителя.
3. Дети обучаются в классах с постоянным составом учеников.
4. учебный год со строго определенным началом и концом.
5. Определяется продолжительность учебного дня (4 урока в школе родного языка и 6 уроков в латинской школе).
6. Все классы работают по своему учебному плану.
21. Педагогические идеи Дж.Локка
Джон Локк (1632–1704гг.) – английский просветитель и философ, идеолог нарождавшейся буржуазии, решительно выступил против теории «врожденных» идей и принципов. Он выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств.
Локк – сторонник образования, дающего практически полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему потребностям времени.
В области воспитания главное внимание Локк уделял выработке характера и воли у детей, вопросам нравственного формирования личности.
По собственному признанию, его педагогическая система ориентировалась на состоятельных людей из дворян и буржуазии, имела своей целью воспитание и образование «джентльмена», «делового человека». Этой цели, по его мнению, в большей мере соответствует семейное воспитание, а не школьное, которое содержит в себе все пороки современного общества
Педагогические взгляды Д.Локка (1632–1704гг.)
«Мысли о воспитании» (1693г.) Цель воспитания – подготовка «джентльмена», человека, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела. | |||
Дата: 2018-12-28, просмотров: 613.