Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств, получивших название полисы. Сложившаяся в них культура оказывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афины. В них сформировались различные воспитательные системы. При этом общим не только для этих государств, но и для других было то, что только привилегированные сословия были приобщены к цивилизации и культуре, остальные этого права были лишены.
Спарта возникла в результате завоевания дорийскими племенами юго- восточной части полуострова Пелопоннес – Лаконии. Завоевателей оказалось значительно меньше побежденных (на 9 тыс. рабовладельцев-победителей приходилось 250 тыс. рабов). В результате в Спарте сложилось суровое военное общественное устройство. Спартанцы постоянно должны были находиться с оружием в руках. Все было подчинено строгой дисциплине, весь уклад жизни определялся обязательными правилами. Государство регулировало все вопросы, в том числе и домашнюю жизнь спартанцев, воспитание юношества. Оно было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства.
Воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно предполагало закаливание, приготовление тела и духа для войны. В этих целях дети приучались к перенесению таких трудностей, как холод, голод, жажда, непогода и боль. Одежда маленьких спартанцев была очень легка, ходили они всегда босиком, спали на сене, соломе, тростнике. Пища была скудная и простая. Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служили физические упражнения, среди них бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, игры в мяч, упражнения с оружием.
Физическое воспитание молодых спартанцев дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особое внимание уделялось воспитанию немногословия, четкости и чистоты речи. (Отсюда понятие «лаконичная речь»). Грамоте и чтению в Спарте учили в самом минимальном объеме.
До 7 лет спартанские дети воспитывались в семье, однако под контролем государства. С 7 и до 30 лет человек постоянно находился в системе государственного воспитания. Детей собирали в особые, одинаковые для всех заведения - агеллы, где они находились до 18 лет. Здесь мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.
С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, нередко принимали участие в облавах и расправах над рабами. В последующем не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись сформированные нравственные и мировоззренческие установки. Лишь в 30 лет спартанцы становились полноправными членам общества.
Воспитание девушек в Спарте преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, готовых в случае необходимости взять в руки оружие. Они не утруждали себя домашними делами, это был удел рабынь. Их задачей было воспитание детей, умное управление домом. Женщина как жена и мать пользовалась в Спарте большим авторитетом.
Сложившаяся в Спарте система воспитания давала свои результаты. Она позволяла обеспечить военное превосходство над другими государствами Греции. Однако это узкое по своей направленности воспитание не могло обеспечить превосходства Спарты, ее внутреннего процветания в мирное время.
Афины были другим по своему характеру государством, с иными идеалами жизни и воспитания. Это был очаг многосторонней духовной культуры. В отличие от Спарты, где гражданин принадлежал государству, в Афинах гражданам была предоставлена полная свобода индивидуального развития своих сил и дарований. Здесь родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Государство требовало только, чтобы родители непременно давали детям образование. Законодательство обязывало каждого афинского гражданина получить музыкальное образование и грамотность, а также знать какое-либо ремесло, имелось в виду земледелие, судостроение, торговля и др., что могло бы дать ему средства к существованию.
Афиняне ценили силу и красоту тела, однако еще больше они ценили силу и красоту души. Именно поэтому воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи. На первом месте стояло воспитание духа, ума человека, его художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств.
До 7 лет все свободнорожденные афинские дети воспитывались в семье. После 7 лет девочки по-прежнему оставались в семье, а мальчики начинали под присмотром «педагога» посещать платные школы. Обязанность педагога заключалась в том, чтобы ходить за своим питомцем, играть с ним, внушать ему правила добродетели и приличия, охранять от дурных влияний, провожать в школу, наблюдая за его занятиями и поведением.
Образование молодого афинянина начиналось с посещения школы грамматиста (начального учителя). Здесь он учился читать, писать, считать, рассказывать, декларировать стихи. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста (по названию музыкального инструмента – кифары), где учился пению и музыке.
По мере укрепления организма мальчики 12—14 лет, параллельно с занятиями у грамматиста и кифариста или после их окончания, начинали заниматься гимнастикой в палестре — школе состязаний. Здесь они осваивали классическое пятиборье: бег, прыжки, борьбу, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, посредством которого вырабатывалась пластическая красота и изящная стройность тела. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. В палестре известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.
После окончании обучения в палестре состоятельные юноши могли продолжить обучение в гимнасии. Их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Здесь они совершенствовались как в умственной, так и физической гимнастике. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи. Таким образом осуществлялось свободное общение взрослых и подростков.
С 18 до 20 лет все юноши поступали в двухгодичные военные государственные организации, где учились военному делу. В 20 лет они становились полноправными гражданами.
В условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, что позволяло удерживать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учителя, среди которых были и писатели, и государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи, а потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои. Нередко возникали интересные и увлекательные диспуты. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования.
Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Женщина была прикована к гинекею (женской половине дома), редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было весьма ограниченным. Не все из них умели читать и писать, зато старательно овладевали женским рукоделием. Среди нравственных качеств афинянок выделялись честность, кротость, нравственная чистота, бережливость и умелое ведение хозяйства.
Сформировавшаяся афинская система воспитания получила признание, причем не только в греческих полисах, но и в других государствах античного мира
4. Система воспитания в Древних Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия)
Более полное для своего времени развитие по сравнению со спартанской получила афинская система воспитания и образования, сложившаяся в Афинах в VII—V вв. до н. э. В отличие от спартанской, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек, соответственно положению женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего воспитания. Наряду с традиционными основами грамоты (чтение, письмо, счет) их учили игре на одном из музыкальных инструментов, домоводству, шитью и рукоделию.
Целью афинской системы воспитания являлось формирование гармонически развитой личности. Этому подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста они получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста (музыка, пение, декламация). Достигнув 12—16 лет, подростки в школе палестра занимались гимнастикой под руководством педотриба (педотрибы — специалисты по отдельным аспектам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска («пятиборье»). Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.
Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16—18 лет из наиболее знатных и состоятельных семей получали в государственном учебном заведении — гимнасии, где изучали философию, литературу, политику; и более сложных формах в этой школе осуществлялось их физическое развитие. Такая организация занятий призвана была готовить юношей к их будущей политической карьере.
Более высокий уровень образования этой же направленности, основы которого закладывались в гимнасии, юношам 18—20 лет давала эфебия. Продолжая заниматься политическими науками, они изучали здесь законы Афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Она продолжалась в течение двух лет в лагерях. Первый год занятий посвящался гимнастическим и военным упражнениям, юноши учились строить военные укрепления. На втором году они несли гарнизонную службу, обеспечивали порядок во время народных праздников и собраний, выполняли обязанности пограничной охраны, изучали военно-морское дело, принимали участие в маневрах. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.
Охарактеризованная система школьного образования из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому, труду, который с раннего детства становился жизненном предназначением рабов.
Системы воспитания в античном мире.
Система воспитания
В Спарте В Афинах
до 7 лет – Семейное воспитание | до 7 лет – Семейное воспитание |
Школа кифариста (музыка, пение, поэзия) Школа грамматиста (чтение, письмо, счет) до 13 – 14 лет до 18 лет – агеллы: – физическое воспитание – военные упражнения – музыка, пение, религиозные танцы, навыки чтения и письма. | |
до 20 лет – эфебия. | до 16 лет – палестра (школа борьбы) |
до 30 лет – воинская служба | до 18 лет – гимнасии (философия, политика, литература, гимнастика). |
до 20 лет – эфебия | |
до 30 лет – воинская служба |
5. Развитие педагогической мысли в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель
Педагогические взгляды Платона изложены главным образом в его политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Решительно утверждая право на образование только за рабовладельцами, он считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши». Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе — развивать в ней способность воскрешения врожденных идей, привнесенных из потустороннего «царства идей». В этой связи Платон придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты, которые с наибольшей полнотой и силой напоминают человеку о доземном истинном бытии. Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души. Высокие требования предъявлял Платон к наставнику молодежи. В его представлении он должен был обладать знаниями, «отрешающими от земного бытия и приводящими на грань мира идей». Целью всей своей жизни наставник призван был ставить Благоразумие и Справедливость.
Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. В 378 г. до н. э. основал в окрестностях Афин школу — Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды его педагогических идей. В этой Академии получил философское образование Аристотель, он состоял в ней в течение 20 лет.
Вопросы педагогики и воспитания в трактовке Аристотеля нашли отражение в основном в таких его сочинениях, как «Политика» и «Этика». В трактате «О душе» Аристотель анализирует отдельные стороны психики (мышление, память, эмоции и др.). Педагогические воззрения Аристотеля наиболее тесно связаны с его учением о душе, согласно которому он различал 3 разных се вида: растительную — проявляющуюся в питании и размножении; животную (волевую) — проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную — проявляющуюся в мышлении. Этим 3 видам души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, которые, по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).
В этих положениях заключалось философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности. Аристотель одним из первых в истории педагогики высказал мысль о природосообразности воспитания и, исходя из нее, сделал первую попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости — 14 лет, от 14 лет до 21 года).
Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель выступал за придание школам характера государственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключением рабов, которых он называл «говорящими орудиями», равное и единое образование, приучающее членов общества к поддержанию государственного порядка.
Нравственное воспитание, по Аристотелю, призвано было развивать в афинянах-рабовладельцах такие качества, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, чтобы способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. Движущими силами развития личности, считал Аристотель, являются ее природные задатки, навыки и разум. Педагогическая система Аристотеля — наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование задач образования и воспитания в античном мире. Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликее (335 г. до н. э.; название — от храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа), просуществовавшей несколько столетий.
Видным идеологом афинской системы воспитания был также Сократ (469—399 гг. до и. э.) — учитель Платона и греческого историка Ксенофонта. Сократ строил свою преподавательскую деятельность на устном слове («сократовский метод» беседы). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела к нахождению истины. Сам Сократ, по ассоциации с профессией своей матери — повивальной бабки, — назвал применяемый им метод «майевтикой» («майевтика» означает повивальное искусство). Так же, как Платон и Аристотель, Сократ не был сторонником образования народа, и свое учение, в основе которого были этические категории — Добро, Благо, Доблесть, он стремился распространить среди афинской аристократической молодежи. Считая, что человек от природы является носителем доброго начала, Сократ в качестве главной цели воспитания выдвигал освобождение человеческого интеллекта от негативных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей личности, стимулом развития которых является интерес к знаниям, содействующим практической деятельности человека.
Такие педагогические принципы Сократа, как отказ от принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания, применялись Плутархом (I—II вв. и. э.) в занятиях со своими учениками, что нашло воплощение в некоторых его трудах. В частности, указанные педагогические принципы Сократа получили отражение в «Нравственных сочинениях» Плутарха, некоторые положения были развиты в главном труде знаменитого славянского педагога Я. А. Коменского — «Великая дидактика» (XVII в. п. э.).
6. Система образования и формирование личности в Древнем Риме.
Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Как и в Афинах, здесь дети до 7 лет получали семейное обучение и воспитание. Римская система образованияи формирования личности имела отчётливо выраженный гражданский характер. Её целью было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчётливым землевладельцем. Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э.) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В этих школах мальчики обучались чтению, письму, счёту. Школы были частными, платными.
Следующий ступенью были грамматические школы, где обучались мальчики 11-12 лет из богатых и знатных семей. В этих школах повышенного типа изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика. Развитие грамматических школ было вызвано необходимостью обучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.
В последние столетия республиканского Рима большое значение приобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи. Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до 16-19 лет более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.
Грамматические и риторские школы были частными. Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь привилегированным слоям населения.
Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательские центры – коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения – Афины, Александрию.
В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его усвоения, и методы обучения. В частности, в содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободным искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.
Педагогическая мысль Древнего мира нашла отражение в сочетаниях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
7. Вопросы воспитания в сочинениях древнеримских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан)
Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи он изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».
Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.
Сущность человека Цицерон определял понятием «humanitas» - гуманность, человечность. Идеал воспитания для него - совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.
Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно-человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую для того времени культуру получить «универсальное образование». Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 90 гг.) - известный римский педагог-практик дополнил греческие педагогические идеи обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора».
Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и приобрела статус государственного учебного заведения. В школе Квинтнлиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма. Как и многие другие философы и педагоги античности Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики.
Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.
Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.
Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и «дурное»; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Справляться с «дурными» наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.
Воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно.
Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.
Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.
Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.
«Учить надо не многому», - говорил Квинтнлиан, - но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в Дошкольном возрасте».
Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.
В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.
Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.
8. Система воспитания в Древней Спарте
Воспитание и образование в рабовладельческих государствах Древней Греции. Государства Древней Греции представлены городами-полисами Спартой и Афинами.
Спартанская система воспитания, получившая свое развитие в VIII—IV вв. до н. э. в Спарте (Древняя Греция), приобрела по преимуществу военно-физический характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков — рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами, к возникновению которых нередко приводило торговое соперничество с соседними Афинами.
В силу указанных социально-исторических обстоятельств, главными целями спартанской педагогики являлись: полное послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать. Употребляемое в современном языке выражение «воспитывать по-спартански» предполагает суровый характер формирования личности, усиленное внимание к физическому развитию и воспитанию воли. Образование в спартанском государстве было привилегией рабовладельцев; периэки получали лишь навыки для занятий ремеслами и торговлей, илоты же вообще ничему не обучались. Господствовала общественная система воспитания: дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению и письму, счету, много времени отводилось военно-физическим упражнениям. В возрасте от 15 до 20 лет юные спартиаты в дополнение к этим упражнениям получали музыкальное воспитание (хоровое пение). Оно тоже входило в их военизированный уклад жизни как составной элемент. Выдержав основное испытание па выносливость (нечто подобное инициациям в первобытно - общинном строе) — публичное сечение юношей у алтаря Артемиды Ортии, они становились полноправными спартиатами, получали оружие и начинали принимать участие в систематически проводимых избиениях илотов с целью держать их в постоянном страхе.
В плане интеллектуального развития юношей особое значение придавалось умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы (отсюда выражение «лаконический стиль» устной и письменной речи). Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек. Кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицироваиия) существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек, чтобы их будущие дети были здоровы и крепки; они должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, кидать копье. Действующие в Спарте Уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.
Некоторые принципы спартанского воспитания (главным образом, в области военно-физической подготовки) были восприняты в XVIII— XIX вв. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа. Здесь же реализовывались и отдельные этические нормы спартанского воспитания — скромность, умеренность, почитание старших.
9. Характеристика элементов и признаков системы образования в Византийской империи
Византия - прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Однако находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, в 529 г. император Юстиниан распорядился закрыть Платонову Академию в Афинах - один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции. После того как Юстиниан запретил выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.
После крестовых походов и короткого существования Латинской империи с XIII в. в Византии усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлян и других народов Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи, прежде всего, были греко-язычными.
Другая особенность состояла в том, что педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.
Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень в Западной Европе. Социальных ограничений; на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. "Образованность - величайшая из добродетелей", - гласил один из императорских указов.
Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.
Система воспитания и образования
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.
Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты.
Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.
Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.
Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.
В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire - слушать). С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.
Ведущим направлением обучения в константинопольской высшей школе было изучение античного наследия В пору расцвета в Магнавре изучалась философия Платона и неоплатоников, классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника стал энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.
Помимо Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
10. Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в эпоху средневековья.
Римская империя, поглотившая Древнюю Грецию, распалась в IV в. на Западную и Восточную - Византию, которая просуществовала до XV в., когда была завоевана турками.
Здесь сохранились элементы античной культуры в воспитании, а античный идеал соединился с христианско-православным. В отличие от других средневековых европейских государств в Византии высоко ценилась образованность и не существовало монополии церкви на школу; заметным было византийское культурное влияние как на Запад, так и на Восток.
Известно, что византийские монахи Кирилл и Мефодий создали в IX в. славянскую письменность.
В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Средневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.
Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разрушались, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.
Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духовный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.
В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко греховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Укрепилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.
Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно связана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитарный характер, объявила себя исключительной. Догматы религии в эпоху Средневековья, презрение к земному ради вечного блаженства на небесах служили препятствием на пути свободного развития культуры.
Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными. Известны такие характеристики королей: «Хотя он не знал грамоты, но всегда мудро наставлял духовных лиц», «Император был так учен, что сам был в состоянии читать и понимать присылаемые ему письма» и т.п.
В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью, своеобразные островки знания в мире невежества. Они готовили служителей культа и обучали мирян.
Монастырские школы создавались для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние).
Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, создавались в центрах церковного управления.
Приходские школы открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире служителя культа и собирали 3-10 мальчиков.
Языком обучения являлся латинский. В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины, учение продолжалось несколько лет. Занятия обычно проходили так: учитель читал из церковной книги отрывок, ученики повторяли его вслух, а после усвоения алфавита читали сами; писать учились на навощенной дощечке заостренной палочкой; выучив написанное, стирали. Книги, по которым учились, были рукописными, что очень затрудняло обучение, ведь почерки были разными, да и книг было мало. Всякий, приступивший к постижению «науки», должен был прежде всего выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом - читать и писать. На все это уходило не менее трех лет.
В школах обучались только мальчики и юноши, не было ни определенных сроков, ни деления на ступени.
Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V—VI вв.), включавших грамматику, риторику, диалектику (тривиум) и арифметику, географию, астрономию, музыку (квадриум).
Основой всех наук считалась грамматика. На гравюрах того времени она изображалась в виде царицы с короной на голове, покоящейся под древом познания, в правой руке у нее нож для подчистки ошибок, в левой — бич, принадлежность средневекового учителя. На изучение латыни — грамматики (а вернее сказать, овладение грамотой) уходило много времени. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг. Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. За изучение ее брались только самые одаренные и упорные ученики, которых называли «обливающимися потом абацистами». Безобидная арифметика порождала настоящий страх; трудности в ее освоении вызывались богословским толкованием многих математических действий и мистических значений цифр, поэтому простейшее решение занимало несколько страниц книги. Но те смельчаки, которые овладевали математическими премудростями (тремя или четырьмя действиями) и запоминали значение чисел, удостаивались почетного имени «доктора абака» или даже «доктора умножения и деления».
Изучение других наук тривиума и квадриума также представляло для учеников большие трудности.
Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиозные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церковных проповедников.
Частыми в школах были физические наказания, учеников били розгами и палками, а позже бичом. Наказывали голодом, карцером.
Церковные школы ввиду их немногочисленности и конфессиональности не могли удовлетворить потребности общества в грамотных и подготовленных людях для выполнения практических дел.
Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» дал типичную картину воспитания того времени — отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.
Эразм Роттердамский (1469-1536) в сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением.
Томмизо Кампанслла (1568-1639) написал трактат-утопию «Город Солнца» (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.
Томас Мор (1478-1535) - английский мыслитель, в своем труде «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия» (1516) изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех: и мальчиков, и девочек.
Итак, главными идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV-XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.
Лишь в практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воплощение. Такими школами гуманистического образования стали: гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (нач. XVI в.), где изучались латинские и греческие языки, и Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттердамского.
В северной Италии, в Мантуе была известная школа под руководством Витторино да Фелътре (XV в.). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага; с ними вместе оказались еще 80 воспитанников — детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержавшихся за счет самого В. да Фельтре. Учебно-воспитательное учреждение (названное «Дом радости») стремилось развить «ум, тело и сердце». Главные предметы программы -- классические (латинский и греческий) языки и литература, сопровождаемые историческими комментариями, логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически, занимаясь верховой ездой, борьбой, бегом, военизированными играми. Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию.
Гуманистические идеи эпохи Возрождения были восприняты лучшими людьми последующих веков.
Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как на нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и на человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов. Постепенно пробиваются ростки научного знания, а дальше в педагогике развиваются новые идеи о сущности, назначении человека, о воздействии на него путем воспитания.
11. Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн-Сины, Омар Хаяма и др.
В эпоху средних веков (V–ХVII вв.) в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Они владели основным источником богатства и власти в эту эпоху – огромными земельными наделами. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры. Написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связывающих прежнюю систему образования с новой. В этот период школа в содержании образования и методах преподавания отражала господствующие религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам), служа интересам духовных и светских феодалов. Например, в Индии школы создавались при крупных храмах, в них обучались дети высших каст. В мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока основными типами школ стали мектебы (начальная школа) и медресе (средняя религиозно-конфессиональная школа). Здесь же получали знания не только высшие духовные лица, но и поэты, писатели, философы, врачи.
Педагогическая мысль средневекового Востока была представлена замечательной плеядой ученых–энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сины, Омара Хайяма и др. Они внесли значительный вклад в мировую культуру и педагогику, оказали весьма большое влияние на развитие философской и педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. В частности, это нашло отражение в трудах европейских гуманистов.
Характерной особенностью педагогических взглядов энциклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. Такой подход во многом объясняет и причины значительного влияния мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох.
Кто? | Где? | Что? | Почему? |
Аль-Фараби (870 – 950)- философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. | Багдаде, Алеппо, Дамаске | Живя в Багдаде, Аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. Результатом разносторонних научных изысканий Аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений Аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте. | Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа" |
Аль–Бируни- средневековый среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. | город Кят, Хорезм | Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии. | Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. |
Ибн-Сина- средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. | Хамадан | В педагогических идеях Ибн Сины придается серьезное значение воспитанию и обучению детей в школе. В своей книге «Семейное хозяйство» он посвящает этому вопросу специальную главу. В разделе «Обучение и воспитание детей в школе» он говорит в первую очередь о необходимости охвата всех детей школьным обучением и проводит идею коллективного обучения, выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях. В программу обучения детей до 14 лет Ибн Сина включил изучение Корана, арабского языка, грамматики, стихосложения, содержательных нравоучений, физическое воспитание, начатки ремесла. | Ибн Сина придавал серьезное значение умственному воспитанию подрастающего поколения, овладению им научными знаниями. Он призывал всех, особенно молодежь, настойчиво изучать науки и стремиться к совершенству. |
Омар Хайям - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен созданием самого точного из реально используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини. | Нишапур |
12. Монополия церкви на образование в средневековой Европе
Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений.
Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – воздействие католической религии. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, в школах были широко распространены жестокие телесные наказания. Они одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна», а телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют из ребенка «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, необходимость использовать при богослужении книги на латинском языке обусловливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, официальным языком, на котором осуществлялось преподавание, была латынь, чужой язык для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов обучение.
Воспитание и образование в Византии.В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей» – гласит один из императорских указов. В Византии, в отличие от большинства средневековых государств, отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. Система:
1. начальная школа (с 5 лет)
2. средняя школа (с 7-17 лет)
3. высшая школа
Социального ограничения не было. В Византии отсутствовала монополия церкви на образование.
В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV –IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап IX – XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе.
В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель.
Церковные школы в Западной Европе. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.
Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).
В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).
Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы.
При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали.
В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши, даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.
Курс обучения в монастырских и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включались грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляла «сеть свободных искусств», преподавалось богословие, которое считалось венцом наук.
Дети феодалов не учились. Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.
13. Развитие в средневековой Европе мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII-XIV веках нового типа учебных заведений – цеховых и гильдейских школ.
В XIII-XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера. Появились подобные учебные заведения и для девочек.
В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами. Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем. Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.
Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.
Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов. Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри. Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ. Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя. Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны. В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.
14. Педагогические идеи в сочинениях М. Монтеня, Э. Роттердамского
Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ.
Сочинение: «Опыты»
- Вера в неисчерпаемые возможности человека;
- Необходимость образования с раннего возраста;
- Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо.
Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем».
Содержание воспитания
Умственное воспитание | Физическое воспитание | Нравственное воспитание |
Чтение, письмо, арифметика, геометрия, физика, история, логика, риторика, языки (латинский и греческий), родной язык+языки народов, с которыми имеет дело. | Закаливание, владение оружием, воспитание выносливости, поддержание здоровья посредством физических упражнений | Воспитание хороших манер, умения держаться в обществе. Против слепого подчинения авторитету. Развитие самостоятельности в атмосфере доброжелательного отношения к ученику. |
Средства воспитания и развития
Самовоспитание | Труд |
Развитие самостоятельности суждений | Дисциплина Пример |
Самодеятельность | Нравственные упражнения |
Активность ученика | Дискуссия |
Требования к учителю:
ласковая строгость, исподволь тренируй знания преподноси
строгая нежность к ученику в меру, чтобы больше говорил ученик
Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое»
Женское образование может повредить естественным прелестям женщины.
Эразм Роттердамский (1469-1536гг) – голландский философ-гуманист, писатель, педагог.
Сочинения: «Похвальное слово глупости»;
«О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г);
«О методе обучения» (1511);
«О приличии детских нравов».
Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека.
15. Зарождение школ нового типа в Европе. Виттерино да Фельтре – «школа радости» (Италия)
XIV – XVI вв – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии.
Две педагогические концепции:
1) – церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Идеал – аскетизм, покорность, фатализм;
2) – гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» /М.Монтень/).
Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование.
Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера.
Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» - школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей.
Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры.
Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие.
Венец гуманистического образования – Неоплатоновская Академия во Флоренции (Италия)
Методы: диалоги, беседы, диспуты философов, ученых, поэтов и политиков | Цель: серьезное изучение и восстановление духовного наследия античности; развитие гуманистической педагогики, «разрушение схоластики изнутри», превращение философии из «школьного» предмета в ведущее явление европейской мысли. |
16. Рыцарская система воспитания как самостоятельная светская система в эпоху средневековья.
Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием было семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Презиралась книжная образованность. Организация воспитания была следующей.
До 7 лет мальчик жил в своей семье; с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных. С 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина, сопровождая его в походах, на охоте, участвуя в рыцарских турнирах и пирушках. Таким образом осваивались основные рыцарские добродетели: вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия.
В 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари. Так воспитывался старший сын, а младшие сыновья, оставаясь дома, упражнялись в рыцарских умениях, воспитывались в религиозном духе, затем некоторые из них направлялись к епископу и готовились к занятию высших церковных должностей.
Этот опыт эстетического и физического воспитания был впоследствии частично учтен педагогами-гуманистами в XIV-XVII вв.
17. Возникновение в Средневековой Европе первых университетов, их независимость от церкви, феодалов, и городской магистрации.
Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв. Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон. С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку. Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли. Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам. Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы. Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения. Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров). К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние. Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический. Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук». Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками. Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов».
В XII в. при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь.
В XII в. возникли университеты в Италии, затем были основаны университеты: Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы, в Оксфорде (1206), Кембридже (1231), а в XIV в. в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась.
Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6-7 лет обучения окончивший его и защитивший перед членами факультета работу получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук.
Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университет, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия и других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.
Существовали университеты за счет денег, выделяемых церковью, взносов за обучение самих учащихся и различных пожертвований. Университеты обычно не были зависимы от городских властей; как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войн, университеты перебирались из одного города в другой.
Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них.
В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI—XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе.
Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную «науку» словопрения, однако еще на протяжении долгих веков она господствовала в обучении. Нередко ввиду схоластического обучения выходцы из университетов были невежественными.
Ученые мужи - схоласты вели бесконечные диспуты на темы: «Снег - белый или черный?», «Огонь - горячий или холодный?», тратя на них недели и доходя до ссор, ругани и даже драк. Такими были «плоды» просвещения.
Но были университеты, которые противостояли схоластике, развивая научную мысль и искусства, и из их стен вышли новые мыслители.
В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали высшей ценностью на земле. Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений. Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают в начале во Францию, затем и в другие западноевропейские страны.
Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли едкой и остроумной критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания.
18. Идеи воспитания в утопических сочинениях Мора, Кампанеллы, Рабле
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1719.