Школы Древнего Египта: жреческие, дворцовые, военные и школы писцов-чиновников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.

Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.). Древние цивилизации, несмотря на то, что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели много общего в путях экономического и социального развития, в том числе и в сфере воспитания и образования. Возникновение школ стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти потребности менялись, а с ними изменялись содержание, методы обучения и воспитания. Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.

Здесь получили развитие три основных типа школы:

жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов. В жреческих школах содержание образования было более широ­ким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотно­сти (письмо, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование;

дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества;

школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строи­тельстве ирригационных сооружений и в уходе за ними. Обучение в школе писцов было долгим и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.

Наиболее широким и многопредметным было обучение в жреческих школах, где кроме чтения, письма и счета преподавались право, астрология, медицина, цикл религиозных дисциплин. Обучение было долгим и дорогим, доступным лишь для детей привилегированных общественных слоев. В школах царила жесткая дисциплина, практиковались телесные наказания. На одном из найденных археологами древнеегипетских папирусов запечатлено изречение «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.

Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи па папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона, учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных), но не из сыновей бедняков».

 

2. Система образования в Древней Индии и Китае, их своеобразие среди стран древневосточной цивилизации

Среди стран древневосточной цивилизации своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.
На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая наибольшее влияние оказал Конфуций (551—479 гг. до и. э.). В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела.
    Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности). Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

Школьное обучение начиналось с 6—7 лет, сыновья знатных родителей получали домашнее воспитание.

Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвя­щалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосло­жения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов. Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 1805.