Общая характеристика роли России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Территория России занимает площадь более 17 млн. кв. км, превосходя территорию США в 1,8 раза. По численности населения (около 146 млн. чел.) Россия находится на шестом месте в мире – после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Россия со своим населением, составляющим 146 млн. чел. или 2,5% от общемирового, располагает мощной минерально-сырьевой базой, оцениваемой в 25% мировых ресурсов. Ее общие запасы разведанных полезных ископаемых на конец ХХ века оценивались в $28,3 трлн. долл.:   

- 1-е место в мире по разведанным запасам природного газа;
- 3-е место в мире по запасам угля;
- 7-е место в мире по разведанным запасам нефти;
- 4-е место в мире по запасам железной руды;
- 6-е место в мире по разведанным запасам медных руд;
- 3-е место в мире по площади сельскохозяйственных угодий;
- 1-е место в мире по запасам древесины.

Но экономический потенциал России не востребован в полной мере. Доля потребления минерально-сырьевых ресурсов Россией составляет 4% от их мирового потребления. Так в конце ХХ века объем промышленного производства в России составлял: 8,2% от уровня США, 36% – Германии, 61% – Франции и 73% – Британии. ВВП России в тот же период был равен: 7,5% от ВВП США, 32,5%к – Германии, 44,5% – Франции, 47,5% – Великобритании. Доля России в ВВП мира в конце прошлого века равнялась 1,7%, в мировом промышленном производстве – 1,8%. Все это было намного ниже, чем в СССР в 1987 году и в России в 1913 году. В 1901 году Россия давала 50% мировой добычи нефти и занимала 1-е место в мире по производству и экспорту зерна. В 1913 году на Россию приходилось 8,2% мирового производства продукции обрабатывающей промышленности. По душевому доходу страна занимала 7-е место в мире (1/3 уровня Германии и 1/6 уровня США). На иностранный капитал в 1913 году приходилась 1/3 всех инвестиций в экономику России. По уровню конкурентоспособности, понимаемой как способность страны в условиях свободной конкуренции производить и реализовывать товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, Россия в 1998 году в рейтинге 53 развитых стран мира, определяемом Всемирным экономическим форумом, заняла предпоследнее, 52 место, опередив лишь Украину.

Основные отрасли российской экономики – по степени конкурентоспособности на мировом рынке делятся на четыре категории:
а) очень сильная конкурентная позиция – черная металлургия;
б) сильная конкурентная позиция – цветная металлургия, энергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная, связь и телекоммуникации;
в) посредственная конкурентная позиция – химическая, автомобильная, судостроение (гражданское), машиностроение, приборостроение;
г) слабая конкурентная позиция – авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

   Негативное влияние на уровень всех составляющих страновой конкуренции оказал глубокий кризис, поразивший большинство отраслей экономики России после начала рыночных реформ. Так,
из 406 важнейших видов промышленной продукции, выпускаемых на российских предприятиях, с начала экономических реформ спад зафиксирован по 386 позициям (96% товарных групп).

Выпуск машинотехнической продукции с начала 90-х годов снизился на 65- 80%, а выпуск высокотехнологичных и наукоемких изделий – на 90% .
ВВП страны в 1998 г. составил 55,9% от уровня 1989 года, а в целом промышленное производство в том же году – лишь 45,8% по сравнению с уровнем 1989 г. В стране возникла безработица: доля безработных в 1999 году составила 12% от всего экономически активного населения.

Достаточно сложна в Российской Федерации демографическая ситуация: рождаемость и продолжительность жизни населения. Менее драматичная динамика общей численности населения РФ связана с иммиграцией в страну русскоязычного населения и представителей коренных национальностей из других регионов постсоветского пространства.

Сокращаются объемы капитальных вложений: по сравнению с 1990 годом их общий объем сократился примерно в 5 раз, что более чем вдвое превышало сокращение ВВП и промышленного производства. После финансового кризиса 1998 года сократились поступления в страну иностранных инвестиций.

В 2000-х годах, с ростом цены на энергоносители на мировых рынках, впервые за годы реформ обозначилась тенденция к экономическому росту, увеличению социальных выплат, снижению темпов инфляции, росту доходов населения. Страна имеет устойчивое положительное сальдо платёжного и торгового баланса.

 В 2012 году Россия оказалась накануне нового кризиса: низкие цены на нефть могли разрушить РФ по примеру СССР. Такое мнение высказывали аналитики. Они не исключали, что саудовцы и американцы решили наказать конкурентов, поскольку снижение цены на «черное золото» может оказаться губительным особенно для тех стран, которые «по счастливой случайности» не всегда идут в фарватере политики США. Это касается, в первую очередь, Ирана, России, Алжира, Венесуэлы, чьи национальные бюджеты уже сбалансированы, исходя из цены $100-120 за баррель, писал журнал «Биржевой лидер» в мае 2012 года. Издание отмечало, если для одних государств рост цен на нефть – это астрономическая сверхприбыль, уже заложенная и распределенная в плановых бюджетах олигархических кланов и целых государств (Россия, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Канада, Норвегия и т.д.), то для всего остального мира (прежде всего, США) – высокая цена нефти «смерти подобна», т.к. вызывает увеличение издержек производства и зависимости государства от прихоти стран-экспортеров.

 

Последнее обстоятельство давало широчайший простор для всевозможных политических интриг, в результате которых могут рушиться империи (СССР после падения мировых цен на нефть в 1980-е годы ХХ века), «случайно» вспыхивать революции (Ливия), гражданские столкновения (Нигерия, Боливия), войны (Кувейт, Ирак). Как результат – чуткий биржевой рынок фьючерсов нефти начинает «неожиданно» для всего мира идти по тренду «совсем не туда». Были рассекречены планы США и Саудовской Аравии о подготовке нового тренда глобального снижения цен на нефть, в результате которых можно было бы в перспективе «поставить на колени» как Россию, так и многие иные страны. Цены на нефть эталонной марки Brent, добываемой в Северном море, обрушились более чем на 25 %. В итоге «черное золото» подешевело до минимума за предыдущие четыре года.

 

Происходившему тогда на этом рынке эксперты нашли ряд пояснений. В первую очередь аналитики называли увеличение нефтедобычи в США, а также прогнозы сокращения спроса со стороны ряда государств — в особенности Китая. Венесуэла в тот период потребовала созыва чрезвычайной сессии ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти), чтобы общими усилиями стабилизировать положение на мировом нефтяном рынке. Однако Саудовская Аравия и ОАЭ заявили тогда, что не видят необходимости в чрезвычайном заседании, поэтому встреча ОПЕК прошла в плановом режиме только в ноябре 2014 года.

 

После существенного падения цены нефти в мире, Россия столкнулась с рисками на этом рынке, поэтому решила нарастить валютные поступления за счёт увеличения экспорта нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом Президент РФ В.Путин рассказал в интервью китайским СМИ в конце 2014 года. «Стратегические, так и коммерческие запасы нефти в развитых странах находятся на уровне исторических максимумов. Сказываются и новации в технологии добычи нефти, которые привели к появлению новых объёмов углеводородов на региональных рынках. При этом политическая составляющая в ценах на нефть также всегда присутствует. Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика», – подчеркнул тогда В.Путин.

Другим негативным фактором являлось отсутствие чёткой прямой связи между физическими рынками нефти и финансовыми площадками, на которых ведётся торговля. При этом активно использовались производные инструменты (деривативы, свопы и т.д.), которые многократно усиливают волатильность нефтяных цен.

 

 

Такое положение вещей, к сожалению, создаёт условия для спекулятивных действий и, как следствие, для манипулирования ценами в зависимости от чьих-либо интересов. «Безусловно, мы не можем игнорировать складывающуюся конъюнктуру на нефтяном рынке, принимая во внимание важную роль поступлений от продукции ТЭК для доходной части бюджета. Предпринимаемые нами шаги носят комплексный и долгосрочный характер. Они предусматривают дальнейшую диверсификацию структуры и источников роста российской экономики, а также снижение чрезмерной зависимости от европейского рынка углеводородов, в том числе за счёт увеличения экспорта нефти и газа в страны АТР, – поделился тогда планами на будущее Президент РФ. Очевидно, что риски, связанные с новой ситуацией на мировом нефтяном рынке, затрагивают весьма широкий круг государств и компаний. Поэтому Россия, по словам В.Путина, поддерживает постоянный диалог по данной проблеме с ведущими производителями и потребителями энергоресурсов.

   













Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.